***

Валентина-Софи: литературный дневник

Философия — греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости».
Это древнейшая наука, и в то же время она
всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями,
никогда не устаревают.
Устаревать могут знания, а мудрость — это умение удивляться миру,
видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл
собственного существования и смысл существования человеческого
общества, смысл истории. Все это и означает философствовать.

Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом,
который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать,
то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку:
думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение,
в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них —
общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех;
не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало
делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим
несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно
выковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно — ведь
большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал,
ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты
еще не сделал добра, потому что делать добро — это искусство,
а благими намерениями вымощена дорога в ад.


Когда-то философия была матерью всех наук.
Собственно, никаких наук не было, а была одна философия,
и первые философы назывались мудрецами. Они много, по тем временам,
знали из области математики, физики, астрономии и в том числе занимались философскими вопросами.


Философия начинается, как считал античный мыслитель Аристотель, с удивления.
С удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто?
С удивления тем, что многие наши качества — совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода —
никак не вытекают ни из нашей биологии, ни из физиологии,
ни из психологии, то есть они никак материально, естественно не обусловлены.
Нет таких законов в мире, по которым мы должны любить друг друга или делать добро.
Нет естественных причин для любви — я люблю, потому что не могу не
любить; нет естественных причин для добрых поступков, я их совершаю,
потому что я добр Но всегда есть причины для поступков злых, подлых,
коварных (я украл, потому что был голоден, убил, спасая свою жизнь, и т.д.).


С этой точки зрения всех истинно человеческих качеств, делающих
нас людьми, — добра, совести, любви и т. д. — не должно было бы быть
вообще, — а они есть. Они как туман, который нельзя измерить, потрогать, испытать,
это не физические или физиологические процессы, но
если нет этих человеческих качеств, то нет и человека.
Пока хоть один человек живет по законам совести,
человечество будет продолжаться.


В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное
существо, не вкладывая в это термин никакого религиозного смысла.


Необъятность русских просторов и русской души,
ее бесшабашность и смиренность, цепкость ума и вера в судьбу,
удивительная литература, по которой учились жизни,
к концу XIX века привели в России к возникновению оригинальной
и самобытной философии. Она стала развиваться настолько стремительно,
что к началу XX века Россия стала в этой области выходить
на первое место в мире:
нигде не издавалось столько философских журналов,
не переводилось такое количество философских книг, не было такого
обилия философских школ и направлений.


К сожалению, все это продолжалось недолго и рухнуло под ударами революции.
В 1923 году в Праге вышел последний номер некогда
знаменитого международного философского журнала «Логос»: в нем
приводились фамилии более ста русских мыслителей, погибших в революцию и гражданскую войну.


Можно сказать, что разбилось зеркало.
Когда-то было большое зеркало, называлось оно Россией,
или русской культурой, или русской душой.
Можно было быть блестящим гвардейским офицером, жуликоватым купцом,
юродивым на паперти, — ты все равно отражался в этом зеркале.



А потом зеркало разбилось вдребезги на мелкие кусочки, и у каждого
остался лишь маленький зазубренный осколочек,
в нем почти ничего не было видно — как в кошмарном сне, когда человеку снится, что он смотрит в зеркало,
а в нем никто не отражается
Увидеть в таком осколке что-нибудь действительно серьезное —
свыше человеческих сил.
Поэтому философия в России постепенно захирела — не осталось
никаких сил и духовных возможностей увидеть мир.
Поскольку разбилось это зеркало,
то многие самоочевидные другим вещи стали для нас непонятными:
почему главной ценностью является свобода? почему человек
должен быть целью и не может быть средством? почему в мире должны
господствовать любовь, честь и совесть?


И сейчас, изучая философию, пытаясь понять ее смысл и значение,
мы не просто становимся образованными, — мы пытаемся спасти наше
будущее. Может быть, из разбитых осколков нам удастся склеить то
огромное зеркало, вглядевшись в которое, мы снова станем великим
народом.



Губин В.Д.



Другие статьи в литературном дневнике: