*** Если творитъ молитву грешный, духовно мёртвый, убийца, предатель, распинатель, чревоугодник, бессердечный, мечтатель, самолюбецъ, прельщённый, самоубийца - то как онъ может превозноситься въ молитве ? и как может его молитва не быть покаянной? смиренной? кроткой? как можетъ он и въ самой повседневной жизни не быть покаяннымъ и смиреннымъ? зачемъ не обращаюсь я ежесекундно къ Богу съ мольбой объ избавлении отъ известныхъ пороковъ своей души? въ каждый мигъ, съ каждымъ дыханиемъ, движениемъ, мыслью? Как могу осуждать других? почему учитъ других, не исправив себя? Если кто-то не можетъ поверить въ чудо рождения Иисуса и въ чудо Его Воскресения, то пусть поверит (!) въ идеалъ. Можно верить въ идеалъ какъ самое лучшее изъ всехъ возможныхъ представление о высшемъ образе человека; обретённый и достигнутый умомъ многихъ народовъ; показанный не только умомъ, но и подвигами и творениями сотенъ тысячь деятелей; они доказали мудрость, талантливость и высоту своего идеализированного духа; многие изъ нихъ засвидетельствовали силу и правду христианского идеала мученичеством. Ихъ созидания непревзойдённы. Благодарю Господа. И. Христосъ превосходитъ Будду подвигомъ. и его результатъ: в душе сам Христосъ с Отцем и Духомъ и необыкновенная чистота - нет не просто чистота, а нетварный свет, радость, тишина покоя и мир в Святом Духе, а не просто молчание . освобождением отъ греховъ, силы дьявола, смерти; дарованиемъ вечной жизни. Вот этот рай всегда может быть доступен, только отвергни мир, прими Бога и начни молиться молитвой. Вряд ли он доступен сектантам и еретикам. Богъ Отец столь же прекрасен и доступен как и Сынъ и также следует стремиться к Его познанию. Суета - вот что лишает молитвы богообщения и приводит ко греху. Дунуть и плюнуть на дьявола если он одолевает. И не лишним будет произнести отречение от сатаны с утра. Умное делание неотделимо от Евхаристии пч на евхаристии познаётся благодать и может найтись сердечное место. Есть духовное чувство в душе из области чистого сознания, как бы душа в душе. Это чувство идеала, оно же - чувство Бога. Оно же дух или сознание. По этому чувству народы находят Бога . Находят собственного Бога под влиянием разных факторов, в том числе типом личности выбравшего религию деятеля, и другими. Конечно это не значит, что в каждом народе найденный Бог есть истинный. А рассудить, какой Бог истинный, можно только рассмотрев народ, воплотивший этого Бога в себе, - как проявляется Богъ в общении и деянии людей (не свойственно ли народу этому коварство, обман, жестокость, корысть, гордыня, высокомерие) и тогда чувство идеала скажет, истинный сей Бог или нет. И если истинный, то, конечно, может быть принят всеми народами, как и следует быть по правде и истине. Например, русский Богъ - это Иисусъ Христосъ, в единстве с Отцом и Святым Духом, вольно принявший крестную смерть за всех людей и очищающий душу людей от власти греха при её покаянии, и жизни в церкви. Русский человек с самого начала подражает Иисусу Христу в Его страдании за ближнего. Идея страдания одного за другого принята русским сознанием. Она позволяетъ беззлобно и благородно переносить бываемые тяготы от правящего сословия или воинскую повинность и осознаётся какъ причастие Иисусу Христу, являясь источником божественного присутствия. В сознании православном всегда живёт Христово воскресение, освободившее Иисуса от смерти. Возвышеннейшая радость в Церковном причастии св. Христовыхъ тайн живёт в духе русского весь период до следующего причастия, иногда годъ. Её сбережение - самое главное. Её сохранить помогали многие стороны уклада жизни. ******
В начале бывает неосознанное движение к Богу в воздержании, покаянное чувство от осознания своего нравственного падения и желание перемены, видение себя хуже всехъ, смирение, неосознанный поиск духом Бога Исцелителя; творится тайная молитва, совершается очищение чувств, поворот воли вслед за увидевшим свою погибель умом. Без некоторого воздержания наверное нельзя, п.ч. Бог не может соединится ни с чем нечистым, нераскаянным. Собственно, Св. Дух и взывает к воздержанию и даёт силы для него, Он же и очищает. А очищается душа исключительно в покаянии, страдании, муках от своей греховности. Потому что в любой души есть мысленная и чувственная греховность. А если человек увидел свои грехи по чьим-то молитвам, то охватывается желанием измениться, переродиться, отказывается тогда от себя прежнего и желает стать новым, - это и есть покаяние. В малой степени человек распинается и воскресает. Если при этом душа воспримет символы Божественной духовности, то в неё забросятся зёрна, быстро прорастающие, рождая непознанное оживление духа, радость и непонятное волнение. Символами может быть праведник, духовная книга, православный храм, чтение писания и ещё подобное. Радость и волнение есть посещение Св. Духом души, получившей некоторое очищение от своего покаяния. Святой Дух вселяется в неё и уподобляет Себе. Такую встречу человек никогда не сможет забыть, сколько бы ни жил, но может надолго забывать и терять Благодать. Это для него бывает достаточно прискорбно. Единственно верным действием при таком посещении является жизнь в церкви со всей её святой мощью. Святой Дух обязательно вложит мысль о церкви, а сделать шаг в неё зависит от решительности, смелости, смирения, способности к совершению действия, не упрямства, внимательности и сохранения хоть на сколько-то своего покаяния, чтобы его быстро не развеял мир от вольного образа жизни. ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх Рассказывают, как у одного после долгого ряда лет занятий Иисусовой молитвой открылось сердечное место; во всяком случае, он так думает; один раз, в церкви, после причастия, в самом конце литургии, когда мысленно посмотрел по привычке себе в сердце сверху, и не глазами, а в уме или воображении, умственно как-бы увидел в самой середине груди, ниже ключиц, этакое похожее на золотое свечение, тёплое, чистое. Само пришло ему в ум. Сопровождалось смирением и покоем. Это было место, где он всегда сосредоточивал внимание на молитве, следуя православной церкви. Минут десять он смотрел с благодарным чувством, потом отвлёкся на что-то. Впоследствии при желании всегда мог представить в указанном месте мирный как-бы золотой свет. Никогда в жизни он не стремился видеть какой-либо свет. Второй раз, запомнилось, лет через семь, неожиданно, и безвидно мысленно увидел в себе возможно это самое сердечное место (тогда не думал об этом) по сильному чувству радости, занявшему всю верхнюю часть груди, созерцая это умом, который радовался. Чувство ума. Мозг, а возможно и тело, косвенно участвовал в чувстве. И всё это место в груди заполнено было сильной-сильной радостью. Перед тем он вспомнил испытанное давным-давно сильную любовь к людям. Теперь по сравнению с бывшим в соборе новое ощущение было намного сильнее, потому что добавилась сильная радость, тогда как прежде посередине груди было только действие ума, с покоем и теплотой (и конечно, тоже с тихой радостью). Сейчас радость появилась, потому что в сердечное место попадал и верх левой стороны груди, примерно до середины сердечной мышцы, как пишет свт. Игнатий - над левым сосцом. Богу нашему слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Однако необходимо добавить, что сам свет, как и любое другое впечатление, сам по себе мало чего значит, а значат немедленное усиление молитвы и действия ума, который должен не прекращать призывание имени Божиего, углубляться в молитву - для чего собственно и даётся это умное видение света и радость, ведь это не божественный фаворский свет, который выше молитвы, а некоторое очищение ума.
Не только страх согрешить пред Богом но и страх соблазнить людей, подтолкнуть их к погибели демонической сущностью своего греха, человека может соблазнить всякое моё греховное действие - покупка чего-либо предосудительного, взгляд, слово или бессловесность и другие соблазнительные действия или их последствия, которые мы не думаем, что на кого-то они повлияют. Если совестливый человек будет об этом всегда помнить, то сможет удержаться от греха. Имеет значение постоянство и регулярность длительной молитвы, ибо без тренировки внимания в призывании ум легко убежит в сторону соблазна и будет падение.
Я путь истина и жизнь и дверь овцам, войди мной, насытись вечностью, питайся мной, иначе не будешь иметь жизни в себе, я хлеб жизни, ешь, это моё тело, за тебя преломленное во оставление грехов, пей от крови моей новаго завета, за тебя и за многих излитой во оставление грехов, собирайтесь с друзьями и вспоминайте меня, благословив Бога и преломив хлеб и пия из одной трезвенной чаши. Крещение - высекание пламени.
Следить за умом что значит? - поймать и отразить (или даже удержать, задержать) помысел до того как он будет принят сердцем (чувствами) ибо в чувствах он сразу вживится. А если задержать на стадии приближающегося или приблизившегося, но вовремя задержанного МЫСЛЬЮ или ИМЕНЕМ, а ещё лучше ЧУВСТВОМ (ЛЮБВИ КО ХРИСТУ)(-поэтому чувство любви ко Христу иметь всегда, это и есть спасение), то очень даже можно его заменить рассуждением, что, например, это не самое необходимое действие. Но ещё важно помнить, что вредному помыслу обязательно предшествовало некое неправильное действие (вызвавшее остужение, т.к. на раскалённую вещь бес не приражается) - например переедание или несовершение молитвы или чтения СП или прокручивание песенки в уме. Если под влиянием прочитанного забросится семя сомнения и пошатнётся вера - становится плохо. Очень плохо. Так было, когда писал о дух. и плот. рассуждениях, и теперь, когда дошёл в писании о молодых до вопроса веры и начал вставать на позиции неверующих чтобы найти аргументы в пользу веры. И стало тяжело. Влечёт грехъ. Раздражительность. Нет подъёма. В эти моменты если возникает кратковременное укрепление веры, то становится отрадно и хочется не расставаться с верой никогда. Слушал проповедь еп. Августина о Пантелеимоне - у него вера. хххххххххххххххххххххххх Бывает, всё хорошо у молодого человека: обрёл уверенность в себе, порядочен: не обижает слабый пол; мужествен, открыт, надёжен, зарабатывает. Иногда радость переполняет. При мысли о Боге испытывает благоговение, изредка заходит в церковь, возносит воздыхания. Приходит время - женится, растит детей, достойно идёт по жизни. Факт - он нашёл своё место в мире. Но и у таких порядочных людей в семьях бывает аборты происходят, и многие разводятся, изменяют, склоняются ко взяткам и другое. Девы и женщины от обид в мире проливают много слёз. Раньше времени уходят из жизни старики. Вся картина жизни не прекрасная: какие-то радости в море забот и разочарований. Когда жалоб из общества возносится много, Господь перемещает людей из мира в такие условия, в которых они могут раскрыть лучшие качества; - "перестаёт хранить" от природных катастроф, войн, и проявляется высшее - самопожертвование; и тогда как тела страдают, души счастливеют и совершенствуются. А в это время из жизни преждевременно уходят тысячи и тысячи людей, общество отбрасывается назад, его богоданный путь прерывается. И так без конца. Почему не получалось проявлять самопожертвование любви в мирное время, если это приносит счастье? Потому что мир, в котором правит дьявол и нелюди, всегда обманывает; например, врёт, что якобы душа у человека проста, типа как алюминиевая или стальная ложка; в то время как душа сложна и глубока, и забота о ней, и познание её требуют большого напряжения сил. Одни детские переживания чего стоят, или идеалы юности. © Copyright: Борис Силуанов, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|