***

Борис Силуанов: литературный дневник

Здесь скажу нечто важное, на мой взгляд.
Сначала несомненное. Несомненное то, что въ молитве - въ посвящённое ей время - человек пребывает в присутствии Божием, при этом совершенно будучи выведен из-под власти дьявола, что удивительно, и душа начинает привыкать к Богу и отвыкать от дьявола, меняясь в этой благодатной атмосфере; Божественная энергия умудряет, умиряет, укрепляет, очищает ум, дух и душу, и это может быть для них целительно и никогда не проходит бесследно; конечно, всё полученное в молении нуждается в закреплении , но безъ самихъ этих минут или часовъ сосредоточенного творения молитвы нечего будет закреплять. В церкви богообщение особенно благодатно; но без домашнего упражнения оно остаётся только прелюдией. В молитве душа познаёт собственную прирождённую чистоту, своё сознание, свою истинную личность. В такой мир и был вселён человек навеки, в истинный чисто человеческий мир без зла и общности с животной жизнью, с причастностью Божественной и ангельской жизни, мир, в котором и на земле пребывают великие души, подвигающие человечество к добру.


Второе. Очень трудно выйти из состояния суеты, важных и неважных дел, чтобы остановить бегъ и приступить хотя бы ко кратковременной молитве или постоять перед иконой. Для этого надо от чего-то отказаться - политики, писательства, объедения, домашней работы и т. п. О, какое бывает вознаграждение!


Вот простая и величайшая истина: все, все смыслы на свете вытекают из таинства веры в Бога. (Неверующие не согласятся, но среди них мы не нашли ни одного совершенного, а среди верующих нашли многих. Если среди неверующих есть созидательные и одновременно прекрасные люди, то они были тайно верующими. Поэтому я учусь только у верующих, и у них ищу смыслы.) ...Смотри: если верю, то и знаю, что Бог может сотворить всё желаемое мной, любой идеал. И ведь как он устроил, смотри: я могу быть самим собой и одновременно в нём; а могу быть самим собой - и вне его; такую свободу Бог дал; но однако зачем быть вне Бога, ежели он всемогущий и всеблагой, и создатель, дал мне жизнь и любит меня, - и каждый миг это он даёт мне жизнь и дыхание, - то, конечно, я должен быть в Нём. Я (мы) между прочим и так в нём, речь идёт только о моём вольном признании Бога и о соучастии во всемогуществе, о моём божестве; п.ч. Богъ без моей воли не может сделать меня всемогущим вместе с ним. И никак нежелательно мне быть без Него, потому что не смогу сделать то, что смогу с Ним, и тогда не выполню своё назначение.


А так как я знаю, что истина только в Нём, а вне Его остаётся только ложь, то ничего из внешнего не буду принимать ни умом, ни волей, ни сердцем, например, любой грех.


Спросишь а как же общаться в миру? отвечу; но сначало надо уяснить, что значит быть в Боге всегда. А это значит - погрузиться в небесную пламенную гору где живут люди в огне, в вожделенную и прирождённую духовную вселенную, а иных вселенных не существует - они обман. Мой дом - Богъ. мой город - Богъ. страна моя, и все страны - Богъ. Всё это проистекает из того смысла веры, как я описал. Смотри: мой путь иногда может совпадать с небожественным путём, но я не могу растворяться в нём ни на одну каплю, ни на одно дыхание, ни на одну улыбку, ни на один тёплый взгляд - взгляд направлен только в Божественный мир и можно не беспокоится, что ты обидишь добрыхъ людей: если ум, воля и сердце в Боге, то мой видъ и взглядъ никогда не будет холоден и не обманет встречного, и в нём будет всё, что нужно, ибо я выбрал доброе, а доброе только в Боге, а в человеке - нет (он проводник оставаясь личностью), я в мире не живу, я живу в Боге и только в Боге; мои чувства - в Боге, ум плавает в Боге, и желание - в Боге.


- " Но извини! А чем же там заниматься, в Боге?" О есть чем! смотри: как правило, христиане наделены чувством сострадания, оно от Бога, также, как любовь; поэтому реализовать чувства сострадания через обращения к Богу и соответственно держанием себя в состоянии, годном для обращения к Богу. Не запятнывать ум, воображение, чувства, язык, дела, заботиться о близких, причащаться. Не запятнываться - значит не принимать помыслы, несущие дух мира, не принимать вообще помыслы, - и вот мы возвращаемся к началу: в погружение в Бога. Это значит быть уверенным, что всё мирское - только ложь, обман и соблазн, вред, тьма; и заранее отринуть всё, всё, всё мирское - не принимать ни в чувства, ни в ум, ни в волю. Не размышлять, так как всё уже решено.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.09.2024. ***