Unsere Mutter, unsere Vater
Признаюсь – мне всегда интересно взглянуть на ситуацию с точки зрения противоборствующей стороны. Наверное, поэтому я в своё время с интересом смотрел блестящую ленту «Das Boot» Вольфганга Петерсена. Наверное, поэтому я принялся за нашумевший в Германии и Польше трёхсерийный «Unsere Mutter, unsere Vater» Филиппа Кадельбаха.
Впечатление двоякое. С оной стороны не могу не отдать должное немцам, снявшим достаточно жёсткий и честный фильм, с другой – не оставляет зудящее ощущение некоих (...и прилично некоих!) однобокости и мыльнооперности.
Не буду писать здесь развёрнутой рецензии, коротко.
Сюжет.
Средненько. Количество случайных встреч главных героев зашкаливает, отчего осталось стойкое послевкусие притянутости за уши. Более мелких оплошностей - предостаточно, но если считать эту историю не обобщением, а частностью, всё может быть. И даже почти так, как показано.
Режиссура.
Неплохо. Не богато, но и не бедно. Среднебюджетный вариант, но такой... старательный, что ли. Однако немецкая педантичность порой давала странные сбои, о чём ниже.
Актёры.
Добротно. Следует отдать должное. Эта ипостась смотрелась с удовольствием и сопереживанием. Не говорю про сто процентов, но подавляющая часть актёров сыграла замечательно.
То, что удивило (обрывки впечатлений):
1. Советские солдаты, стреляющие из гранатомёта. Скорее всего, из трофейного "панцерфауста". И это в 1941, когда "фаустпатронов" ещё в природе не было! Очевидный, грубый и очень заметный ляп.
2. "MG-42" образца 1942-го на пулемётной позиции немцев в том же сорок первом. Ляп не так очевиден, как предыдущий (...можно перепутать с " MG-34") по причине непродолжительности пребывания оружия в кадре.
3. Как уже говорилось выше, немыслимое количество пересечений пятерых друзей в годы войны. Еврейка-медсестра Лили, арестованная фашистами и проявившаяся позже в роли советского офицера... Фантастика. Но кино есть кино, в погоне за увлекательностью довольно локального сюжета все средства хороши, так выходит.
4. Неувязки во времени. Когда дезертирующий из армии вермахта Вильгельм ловит рыбу, поселившись в заброшенном лесном домике под Курском, появление полевой жандармерии более чем странно. К тому времени линия фронта должна откатиться километров на сто к западу.
5. Кровожадность и антисемитизм в рядах польских... не знаю, как сказать-то... партизан? Хорошо, пусть будет - партизан, зачем-то нацепивших повязки "Армии Крайовой". Антисемитизм оголтелый, неудивительно, что полякам этот фильм пришёлся совершенно не по душе, более того, в Польше развернулось движение за его запрет.
6. Русские. Советские войска и "Иваны" в фильме эпизодичны. Создаётся эффект какой-то незримой, зловещей и очень могучей силы, постоянно присутствующей где-то рядом этаким дамокловым мечом. И даже сцена расстрела немецких раненых и насилия над медсёстрами ощущения не меняет, уравновешиваясь эсэсовским выстрелом в голову девочки. Это война. Грязь. Откровенное дерьмо. Выйти из какой бы то ни было войны чистеньким и приятно пахнущим невозможно.
В целом ощущение неплохое. Недоговорённостей хватает, но явного передёргивания нет. Справедливей было бы, думаю, чуток переориентировать акценты, более чётко проговорив, кто на кого напал, но... немецкий фильм-то, забывать не стоит.
"...Бесконечные просторы. Такого мы ещё не видели. Бескрайние поля. Небо такое высокое и голубое, будто Бог захотел поразить красотой своего творения..." - вермахт, предвкушая блицкриг, ползёт по дорогам Советского Союза в начале фильма.
- Посмотри, какая красота. Скоро здесь появятся немецкие деревни... – мечтательно произносит оберлейтенант Вильгельм.
- Ага, размечтался, - так и подмывает ответить, - щас...
Другие статьи в литературном дневнике: