Книжка с чердака.

Влад Вол: литературный дневник

Гостя в деревне, неожиданно обнаружил на чердаке старинного дома весьма любопытную брошюрку грязно-серого цвета. Вчитался, улыбнулся, а теперь предлагаю проделать то же самое и вам. Итак,


"1925 год.
Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Главполитпросвете.
Библиотечка «Долой неграмотность» под общей редакцией А.С.Курской.


Пословицы и поговорки.*
27-я типография «Красная Печать» при издательстве Коммунистической Академии, Остоженка, 10.


Введение.
Каждый из нас знает много пословиц и поговорок и часто их к случаю применяет, но, вероятно, мало кто думал над тем, откуда пошли пословицы и кто их создал. Так все привыкли к ним, что кажется, будто они век существовали.
Кто же складывал пословицы? Трудно сказать: кто-то один начал, другой добавил, а третий подправил, и пошла пословица гулять по свету, переходя от деда к внуку; поэтому-то и говорят обычно, что пословицы создал сам народ, что в них он передаёт свои наблюдения над жизнью, свой опыт.
Очень много пословиц осталось от времён крепостного права и от первых лет отмены его. Не мало пословиц, в которых остроумно и зло высмеивается спесь бар и помещиков и их взгляд на себя, как на высшую породу людей. Встречаются пословицы, в которых слышатся угрозы классу угнетателей, в которых сквозит уже сознание силы трудового народа.


Отразилась ли Октябрьская революция в русских пословицах? Конечно, да. С первых же дней Октября трудящиеся создают пословицы и поговорки, отмечающие новое положение классов, своё отношение к советской власти, к Красной армии. Новых пословиц пока не так много. Но это понятно. Рабоче-Крестьянская Республика существует только восемь лет. Царская Россия существовала несколько столетий.
Как нам надо относиться к старым пословицам? Их можно собирать и сохранять, как памятники прошедшей жизни, которые помогают её изучать. Но надо смело выбрасывать из нашего обихода те пословицы, в которых есть отголоски прежней рабской покорности; надо покончить раз и навсегда с теми, которые призывают трудящихся к прошлому, к недоверию в свои силы, к раз’единению. Взамен их надо создавать новые, зовущие к радостному труду, к свободной дружной жизни, к равенству трудящихся всех наций всего мира.
В этой книжке мы приводим, с одной стороны, пословицы и частушки, созданные после революции и отражающие завоевания Октября. С другой стороны – даём такие пословицы, которые рисуют нам положение трудящихся и их отношение к жизни при царской власти.


1. Знание – сила.


Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Грамотей мастер всех статей.


Из целого ряда пословиц, сложенных ещё в давно прошедшие времена, видно, как ценили трудящиеся грамоту, как ясно понимали её важное значение в жизни.
Та грамота, что давалась народу при царском строе, не развивала, а забивала голову ненужным хламом. Мы находим отражение этого в пословицах:
Аз да буки – и все науки.
Писать-то пишу, а читать в лавочку хожу.
Писал – писака, переписывал марака.
Ученье без уменья – не польза, а беда.


Советская власть не только не препятствует трудящимся учиться, как это делал царь и помещики, но всеми силами привлекает крестьян и рабочих к школе. В народных массах крепнет сознание, что грамота улучшит и устроит их жизнь:
Знание и труд новый быт нам дадут.
У бар была наука, у нас была мука.
Я управился с царём, так управлюсь с букварём.
Надо грамоту учить, чтоб Советам послужить.


2. Солдатчина и Красная Армия.


Царская армия защищала царя и помещиков. Отрывали от общей трудовой семьи молодых рабочих и крестьян, муштровали, забивали, держали взапери в казармах, пока не превращали их в покорное орудие богатых. По первому приказу они шли на что угодно: усмиряли и расстреливали своих же братьев крестьян и рабочих, безропотно шли на войну ради выгод господствующего класса. Новобранца оплакивали близкие, как покойника: знали, на какую горькую жизнь его отпускали:
Солдат – горемыка, хуже лапотного лыка.
Руки по швам, голову в карман.
Не довернёшься – бьют и перевернёшься – бьют.


Красная Армия стойко защищает Советскую власть и ту свободу, которую получили трудящиеся после Октябрьской революции:
Красная рота – сила народа.
При царе враги, теперь братья.
Люду бедному опора - наши красные полки.


Всю Россию перейдём,
Всю Европу переедем,
На Советы кто полезет,
Тому голову свернём.


3. Женская доля.


Очень много пословиц говорит о тяжёлой доле женщины в прежнее время, особенно крестьянки. Её и за настоящего человека не считали:
Курица – не птица, баба – не человек.
Я думал идут двое, ан мужик с бабой.
Бабий волос долог, да ум короток.


В крестьянстве нужна была здоровая работница. Вся жизнь рабы-крестьянки – тяжелый труд, которого никто не замечает и не ценит. Женщина в семье мужа не равноправный член её, а рабочая сила:
Бабе дорога – от печи до порога.
Не та хозяйка, что говорит, а та, что щи варит.
Бей жену больней, будут щи вкусней.


За всю тяжёлую работу никто не скажет женщине спасибо. Ласковое отношение к ней – ненужное баловство:
Люби жену, как душу, тряси её, как грушу.
Свекор гроза, а свекровь выест глаза.


Советская власть дала женщине одинаковые права с мужчинами. Теперь она имеет возможность принимать участие в строительстве Советской власти. Но женщины, в особенности крестьянки, ещё мало вовлечены в общественную жизнь.
Об’ясняется это тем, что женщина хоть и освободилась от векового рабства, но она ещё не совсем раскрепощена от семейного гнёта (дети, стирка белья, варка пищи и т.д.)
Советская власть и в этом отношении идёт на помощь освобождению женщины устройством общественных столовых, прачечных, ясель, детских садов и детских домов. Женщина может и должна помогать государству. Она должна стать более активной и больше принимать участия в советском строительстве:
Есть хозяйка в дому, не наденешь суму.
Муж возом не навозит, что жена горшком наносит.
У плохой бабы муж на печи лежит, а хорошая сгонит.
Жена мужу подруга, а не прислуга.


Не гляди, что у меня
Платьице с заплаткой,
Меня выбрали в Совет
Женской депутаткой.


В господах служить кухаркой,
Быть замужнею рабой,
Не хочу, когда гражданка
Я свободная собой.


Боевые делегатки
Наведут везде порядки.
Выбирайте молодых
Делегаток боевых.


4. Под гнётом помещиков и царя. Крепостное право. Кулаки и бедняки. Борьба с угнетателями. Религия и духовенство.


Тяжёлое положение крестьян при крепостном праве, их полная беззащитность перед произволом барина нашли отражение в пословицах. В этих пословицах – горькое сознание своего бессилья. Крепостные смотрели на себя, как на вещь:
Спина-то наша, а воля-то ваша.
Не столько впереди божьих дней, сколько барских затей.
Наше дело мытьё да глаженье, а барское – бритьё да помаженье.


Трудящиеся чем дальше, тем больше стали понимать, что их трудом держится власть помещиков и фабрикантов:
У мужика кафтан сер, да ума у него не чорт с’ел.
Рабочий конь на соломе – пустопляс на овсе.
Белые ручки чужие труды любят.
Не будет лапотника, не будет и бархатника.
Мужики и в аду будут служить на бар: баре будут в котле кипеть, а мужики дрова подкладывать.


Трудящиеся не всегда мирились с крепостным правом. Бывали бунты и большие восстания, но помещики жестоко подавляли их. В 1861 году крестьян всё же освободили от крепостного права, но, конечно, не из жалости к ним, а ради собственной выгоды. Крестьяне получили жалкие наделы за выплату. Крестьянам трудно было, но всё-таки они сначала радовались, думали, что будут свободными:
Своя хатка – родная матка.
Хоть хвойку жую, да на вольке живу.
Не кланяюсь богачу, свою рожь молочу.


Но жизнь скоро принесла полное разочарование. Земли дали мало, да и за ту пришлось платить большой выкуп. Попала деревня из огня да в полымя. Нашёлся и новый эксплоататор: богатый крестьянин-кулак, притесняющий своего брата не хуже прежнего барина. Крестьянство разорялось, запутывалось в долгах:
Мужик богатый, что бык рогатый.
Доля батрака в руках кулака.
Взял рогожу, отдавать будешь кожу.


С одной земли крестьяне не могли прожить. Большим подспорьем в убогом крестьянском хозяйстве были ремёсла и промыслы; о значении их в крестьянском быту сложено много пословиц:
Ремесло есть не просит, а само кормит.
С ремеслом и увечный хлеба добудет.
Не соха оброк платит, а топор.
Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают, одевают.


Тяжёлое экономическое положение крестьян, их бесправие, нищета и темнота подавляли более слабых настолько, что им, казалось, остаётся одно – смириться и терпеливо ждать смерти, которая, авось избавит их от мук. Это сказалось в пословицах, вроде следующих:
Много желать – добра не видать.
Без терпенья нет спасенья.
Живи смирнее, будешь всем милее.


Бороться, добиваться лучшей жизни таким отчаявшимся казалось бесполезным. Человек, думали они, ничего не может сам добиться, всё зависит от какого-то случая. От судьбы. От счастья.
Счастье придёт и на печи найдёт.
Кому поведётся, у того и петух несётся.


Сознательные же рабочие и крестьяне поняли, что покорностью и терпением нельзя бороться с угнетением. Все мы хорошо знаем, как во времена царской России трудящиеся отвечали на гнёт бесчисленными восстаниями, бунтами, забастовками, как ширилось движение народных масс. Это деятельное революционное настроение слышится во многих пословицах:
Смирную собаку и кочет бьёт.
Отольются волку овечьи слёзки.
Смелость города берёт.
Хоть разорваться, да не поддаться.


Тяжело было огромной массе рабочих на фабриках и заводах. Работая без отдыха, они получали жалкие гроши за свою работу. На свои требования об улучшении условий труда они получали ничтожные подачки.
Пусть тюрьма и гибель ждут тех, кто борется за освобождение трудящихся. Они знают это, но знают также, что свободную мысль никакой силой не уничтожишь:
Не сули бычка, дай чашку молочка.
За правду-матку и помереть сладко.

Как сетями был опутан в царское время рабочий и крестьянин всякими властями! Полиция и чиновники вымогали взятки, покрывали друг друга. Жаловаться было не к кому. Суд также умел обходить закон и защищал интересы богатых. Отношение народа к прежним властям хорошо видно из следующих пословиц:
Ворон ворону глаз не выклюет.
Писаря пируют, мужики горюют.
Карман сух, так и судья глух.
Наше дело село, на крюку повисло, в чернилах прокисло.


Духовенство и господствующие классы держали народ в рабской покорности не только вооружённой силой. Действовали также и внушением, что существующий порядок установлен самим богом – «несть власти – аще не от бога», и что изменить в нём ничего нельзя. Да и вообще, говорили попы, вся жизнь человека в руках божьих, от своей воли человек должен отказаться совершенно, смириться и ждать за своё смирение награды на небесах.
Запуганный народ верил этой чепухе и сам же создавал такие пословицы:
Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит.
Бог не захочет и чирей не вскочит.
Бойся всевышнего, не говори лишнего.


Жизнь на каждом шагу подрывала веру. Наука и труд улучшали хозяйство и разрушали веру. Раньше других освободились от этого дурмана рабочие. Работая не в одиночку, а вместе, массой около машин, вместе они и боролись. Они стали верить в силу своей организации и на неё только рассчитывать. Вера не сразу падала, но трудящиеся всё больше и больше стали сомневаться в божьей помощи:
Богу молись, а к берегу гребись.
Бог-то бог, да сам не будь плох.


К тому же трудящимся не могло не бросаться в глаза, что сами господа очень мало верят в бога и очень мало заботятся об исполнении его воли – все их интересы и заботы сводятся к тому, чтобы получше устроиться здесь, на земле. Для виду же они прикрываются обрядами, откупаются мелкими и крупными подачками на церковь и с лёгким сердцем выжимают соки из трудового народа.
Невежество и жадность духовенства, его тягостные для трудового народа поборы часто служили предметом осуждения. Это насмешливое отношение к попам хорошо запечатлелось в следующих пословицах:
Пост не мост, можно и об’ехать.
Праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт.
Голосом зазывает, а сердцем кутью поджидает.


Вслед за рабочими начинают постепенно освобождаться от религиозного дурмана и крестьяне. Вера в бога заменяется верой в науку, в помощь агронома. Это опять-таки отразилось в пословицах:
Навоз и бога обманет.
Не молебен, а грамота от засухи спасут.


5. Мы – не рабы.


Октябрьская революция раз и навсегда покончила с угнетением рабочего класса и крестьянства. Трудящиеся стали хозяевами свободной страны:
Из деревни калач – из города кумач.
Что мне барин, что мне пан, я теперь хозяин сам.


Миновало твоё время,
Прокатились те деньки,
Не ругают нас скотами,
Не суют нам кулаки.


Нас не горбят баре в поле,
Не бутузит становой,
Мы в республике на воле,
Мы в коммуне трудовой..." © "Пословицы и поговорки", библиотечка "Долой неграмотность", 1925.


* С некоторыми сокращениями, стилистика и орфография сохранены.



Другие статьи в литературном дневнике: