Белый князь. разговор о прошлом

Владим Филипп: литературный дневник

Часть 3
****


ПРОДОЛЖЕНИЕ


- Теперь я расскажу тебе о мироустройстве юкагиров. Это очень важно, поскольку нас осталось в этом мире может быть двести, может быть триста человек – жалкие обломки кода-то могучего и многочисленного северного народа. Из них всего два-три десятка еще помнят язык и умеют на нём разговаривать. И всего лишь единицы смогут внятно рассказать и объяснить то, что ты сейчас услышишь…



Мужчины юкагиры.


Должен сделать еще одно отступление. Очень скоро я буду разделен на три души (умру), а источников и книг, которые могли бы сохранить суть (мировоззрение) нашего народа, в этом мире практически нет. Но тебя выбрал Тайнынот Атан, поэтому я вижу в тебе достойный сосуд для того, чтобы сохранить древнее знание моего народа. Когда-нибудь придёт время, и ты сможешь рассказать миру обо всём том, что услышал от меня за этот долгий-долгий день…

Прежде всего, надо сказать тебе, что в древние времена одулы, подобно многим уже упомянутым ближним и дальним своим северным соседям, делили окружающую их Вселенную на три мира, оставляя для людей мир средний.
Верхний мир, весьма разнообразный и самобытный в прошлом, пришёл в упадок и был даже частично нами утрачен из-за разрывов духовных связей между поколениями, в чём виноваты, в первую очередь, мы сами. А частично он был разрушен, разобщен и вытеснен из оборота Воззрения на Мир более поздними, алчущими человеческого почитания христианскими божествами.


Возможно, это произошло еще и потому, что далекие Небесные Властители были по разным причинам (о которых я не осведомлён) удалены от нашей реальной жизни и всё меньше и меньше на неё влияли. Напротив, более "близкие" к нам земные духи и демоны преисподней играли в нашей жизни всё более значительную роль.


Как бы то ни было, но произошло то, что произошло. Сегодня мы можем зримо представить лишь отдельные фрагменты былого небесного величия. Мы еще помним, что Верховного бога юкагиров называли Пен (Пон). Мы помним еще и то, что Главным Покровителем, Судьей и Вершителем судеб человеческих была Мать-Солнце, именно её гнева мы более всего страшились при нарушении основных общечеловеческих заповедей. Как ты можешь увидеть, судя по обращению "Мать-Солнце", божество наше имело женский род, как и "Мать-Луна". Возможно, в этом можно увидеть отголоски древнейшей Традиции матриархата, не берусь утверждать точно.


Интересно, что пятна, которые мы видим на Лунном лике, представлялись одулам "прилипшими" к нему во время камлания шаманом, наковальней и зайцем. На Луне же, по верованиям юкагиров, на третий день после полнолуния (когда она становилась красной), сжигались души грешников, которые каким-то образом доставлялись туда из Нижнего тёмного мира.



- Невероятно! Про Лунного Зайца, который толчет в ступе порошок бессмертия, рассказывают древние легенды китайцев… А где же по этим понятиям живём мы – обычные смертные люди?


- Мы живем, как я уже сказал выше (будь внимательней!), в срединном или среднем мире. Сейчас мы будем разговаривать с тобой на одном языке, и ты будешь всё схватывать на лету. Слушай! Главным властителем среднего мира (и самым важным у лесных одулов) был Хозяин Тайги - Лэбиэн Погиля. Это бородатый белый великан-богатырь высотой с лиственницу. Он следит за тем, чтобы в тайге не исчезли звери и птицы. Если наступают тяжелые времена, то Хозяин кое-что выделяет из своих личных богатств добрым охотникам.


- А кто такие в Его понимании «добрые охотники»?


- Это те, кто добывает зверя не ради корысти, те, кто щедр, кто соблюдает правила поведения в тайге и в отношении убиваемых животных. Лэбиен Погиля мог вознаградить хорошего охотника, подогнав ему богатую добычу, но Он же мог и наказать нерадивых за нарушение таежных обычаев, за жадность и корысть.


К самым лучшим и удачливым охотникам Хозяин приходит лично – обычно в виде огромного лося или медведя. Ему подчиняются не только духи всех животных, но и духи мест, и даже духи давно умерших предков юкагиров. Хозяин Тайги в верованиях юкагиров - фактически главный дух, почти Бог, только живёт он не на небесах, а в заповедных чащах среднего мира, куда не каждому даётся право ступить. Там, в глухих чащобах у Него стоит свой дом, полный изобилия и вкусной еды, амбары с пушниной и упряжка из разных зверей. Иногда, при особом произволении, в этот дом приглашаются для учёбы некоторые шаманы, которые по каким-то причинам приглянулись Хозяину.


- Слушай, прямо перед глазами встал Тайнынот Атан! Описываешь как будто бы с него…


- И это не удивительно! У каждого сакрального места есть свой собственный Хранитель. Без Хранителя место долго не живет, оно как бы умирает, лишаясь (энергетической) поддержки, становится пустынным и мёртвым, словно брошенный дом. Твой Тайнынот Атан – один из последних Хранителей Севера, он очень могуч, если сумел столь долгое время удерживать в неприкосновенности свою территорию. И, откровенно говоря, я очень горжусь тем обстоятельством, что Судьба свела меня с тобой – наследником Древней Традиции Полуострова!


Но продолжаем дальше. Второе место в божественной иерархии после Хозяина занимал Дух Огня (у тундровых юкагиров он носил имя "Дедушка"). Затем шли Духи Воды, Земли, Неба, Грозы, Ветров и прочих стихий. В этом списке - Духи гор, камней, животных, растении, предметов. Все они почитались, им подносили подарки в виде различных угощений и жертв… Это было мудро, потому что все они являлись важными частями одушевляемого Мира, который окружал юкагиров от их рождения до самой смерти – разделения их Сущности на три духовные составляющие (Троица!).


- Я когда-то очень давно читал древнюю эвенскую легенду о каменных людях – они стали такими, потому что перестали уважительно относиться к Духам гор.


- У юкагиров тоже есть подобная легенда. А теперь самое интересное. Я расскажу тебе о том, на что мало кто из исследователей обращает внимание. Знаешь, кто по убеждению и верованиям одулов считается главным Хозяином Нижнего мира? Остроголовый демон. Или Острая Голова. Фигура у него, как у человека, - с двумя руками и двумя ногами, но вот голова, - острая, длинная, до полуметра длиной. Есть точное описание Остроголового: лицо у него шириной в четыре пальца, рот - от уха до уха, во рту - четыре зуба. Глаза маленькие, круглые, как шилом проткнутые, и в темноте горят, всё-всё видят. Острая Голова обитает в самом низу Нижней земли и является главой злых духов низшего порядка, числе которых - кукул (чёрт), ньаньулбэн (дух-грешник), эледулбэн (дух-невидимка).


И вот ещё что меня всегда удивляло: описание Остроголового уходит корнями своими аж в эпоху неолита. На сохранившихся с тех времен наскальных писаницах (петроглифах) Острая Голова изображается трехпалым, и, как можно понять из наскальных рисунков и сохранившихся с тех времен преданиях он – «охотился за людьми» в образе чер-гa-кожэ (кто это такой, Князь так и не объяснил, а я оставил это на потом, но так и не уточнил, о чём сейчас невероятно сожалею), оставляющего на снегу следы, подобные вороньим. То есть – трёхпалые. Только очень огромные, размерами своими не меньше человеческой ступни большого человека. А теперь подумай, КТО из крупных животных (или не животных?) может оставлять трёхпалые следы?


- Я просто потрясён! Это… какой-то человеко-ящер? Или – человек-крокодил! Опять Египет? Ведь, кажется, там был культ крокодила? И одновременно – сюжет с Остроголовым опять-таки имеет, как мне кажется, очень прочную связку-выход на мифологию христианства… В частности, описание ада – черти, души грешников, бесы-соблазнители, невидимо реющие над нами и старающиеся склонить нас ко злу…


- Но есть ещё одно интересное примечание. Некоторые роды юкагиров называли почему-то Острую Голову (при всём его страшном, нечеловеческом облике и образе врага), своим праотцом. Я думал над этим, но не мог прийти к какому-то чёткому и ясному выводу: почему это произошло?


- Здесь, как раз, мне всё понятно: такое уже не раз случалось с человечеством за всю его историю. Видимо на каком-то жизненном этапе часть юкагирских родов (или их духовные наставники) «впала в прелесть» и стала обожествлять Хозяина подземного мира, возможно даже поклоняться ему. Так уже не раз было у других народов Человечества… Достаточно вспомнить те же лунные культы, созданные в противовес солнцепоклонникам.


- М-да… Не исключено, что ты прав. Теперь я должен рассказать тебе о юкагирской душе (точнее - душах). Потому что в этом воззрении нашего народа нашла свой корень Традиция шаманских ритуалов. Итак…


У юкагира – три души. Когда человек умирает, его души разделяются. Одна из них остается рядом с мертвым телом, вторая направляется в страну Хозяина подземного мира, как бы вы сказали – в Царство Теней. А третья душа возносится на небо. Она долетает до самого Всевышнего Бога, который носит имя Пон или Пен. Дословный перевод этого слова означает "Нечто", «Ничто».


- Нет, ну а здесь прямо квинтэссенция или сублимация дзен-буддизма или индуизма!


- Я не совсем хорошо осведомлен об этих восточных религиях, чтобы вольно размышлять о них. Тебе виднее. Во всяком случае, должен сказать, что самой важной у юкагиров считается та душа, которая превращается в тень. По дороге она встречает старуху, которая стережёт Порог потустороннего мира, затем достигает Реки, которую переплывает на лодке. В царстве теней умерший человек, точнее – его третья душа ведёт такое же существование, как и на земле, среди родственников, и занимается охотой на тени животных.


- А сейчас ты фактически цитируешь египетскую Книгу Мёртвых!


- Возможно. Только народ юкагиров жил на Северных землях задолго до появления цивилизации Египта. Так что тут бабка надвое сказала – я цитирую Книгу мертвых египтян, или это они набрались у нас всего чего ни попадя, а потом стали пудрить мозги своими книгами вашему брату – европейцу! (хохочет)


Ну, так вот. Почему я сказал о важности третьего, подземного Царства? Потому что именно Царство Теней снабжало и пока еще снабжает живущих в срединном мире, то есть, на земле, душами (нунни), которые совершают "кругооборот" и возвращаются на этот свет новорожденными ближайшими сородичами.


Но нужно понимать, что оба мира очень тесно связаны между собой. И когда живые перестают выполнять свои обязанности по отношению к мертвым, последние могут прекратить отпускать души в срединный мир. И тогда проклятый мёртвыми род обречён на бездетность и вымирание. Если подобное происходит, Шаман – хранитель Рода, отправляется в подземное путешествие и старается убедить усопших предков в уважении к ним и выпросить на воплощение сразу несколько душ.


Если же ему отказывают, то он пытается тайком похитить хотя бы одну душу, чтобы внедрить ее в женщину. Но эта крайняя мера обычно не приводит к желанному результату, поскольку дети, появившиеся на свет таким незаконным путем, все равно лишены благословения предков и, как правило, долго не живут — души их тянутся туда, откуда их насильно «депортировали».


Когда-то юкагиров было так много, что их костры освещали всю тундру. От того времени по преданию на небе остался отсвет. Но мы изменили Заветам своих предков, перестали почитать их, как того требовала наша древняя Традиция. И мёртвые отомстили живым. Канал поступления душ из Нижнего мира в Срединный почти закрылся. А шаманов, которые могли бы уговорить предков еще хоть на немного продлить жизнь своих непутёвых потомков, уже не осталось… Нам осталось побыть в этом мире совсем немного… С последним юкагиром, который еще знает язык, уйдёт в нижние земли весь Род. Двери захлопнутся. Мы останемся там навсегда…


- Меня мороз по коже дерёт от твоих слов, Князь! Разве можно быть таким пессимистом, и жить с упадническими настроениями?


- Конечно, нельзя. Именно поэтому я и сказал тебе, что скоро я буду разделён на три души… (улыбается) Но пока я еще здесь, слушай дальше, записывай и запоминай! Сейчас я предлагаю немного сменить тему разговора. Я расскажу тебе о том, как жили мои люди в срединном мире в то время, когда костры наши отражались звездами на небе. Итак, слушай!


Очень хорошо юкагиры знали медицину. Наши врачеватели (большинство из которых были вдобавок и сильными шаманами) прекрасно разбирались в человеческом скелете, знали расположение внутренних органов, умели отличать артерии от вен. Были даже свои собственные чисто одульские обозначения – так, артерии они называли «живыми кровяными дорогами», сердце звалось – «я бегу». Почки - «помощниками желудка». Для того чтобы определить причину смерти, труп вскрывали и анатомировали.


- Ты меня просто в ступор вгоняешь! Какие познания! Какая культура! И вас еще нынешние лукавые псевдоученые называют «полудикими кочевыми племенами»?! Да это они сами – дикие, сошедшие с ума от своей гордыни варвары от науки!


- Тебе виднее, ты был частью этого народа, породившего из своего чрева «учёных-варваров» (смеется). А мы – «дикие кочевники» - умели останавливать кровь, лечить простудные заболевания, могли правильно выхаживать людей, умирающих от голода. Простое откармливание в этом случае бесполезно: человек либо продолжал тихо угасать, либо умирал в судорогах от «заворота кишок». Юкагиры ловили оленя, перерезали его шейную артерию, и ее нижний конец вставляли в рот человеку. Такая своеобразная питательная «клизма» позволяла достаточно быстро восстановить силы для того, чтобы впоследствии голодавший смог приступить к обычному приёму пищи.


Орнамент юкагирского седла


Мы умели врачевать кровавые раны и открытые переломы посредством обожжёной заячьей шерсти и импровизированной фиксирующей колодки-обвязки из коры. Замечу, что эта операция делалась ещё задолго до появления гипсовых повязок европейской медицины.


Мы лечили ревматизм, призывая на помощь своего Предка - медведя. Его призывали, убивали с соответствующим ритуалом, и распарывали ему брюхо. Человек, у которого болела спина или суставы, раздевшись донага, залезал внутрь медвежьей туши и лежал там долгое время, купаясь в крови. Потом выходил, вытирался мхом и уже через несколько дней получал либо полное исцеление, либо значительное облегчение.


- Никогда жизни мне не доводилось слышать ничего подобного, даже смутно похожего на такую операцию! Я слышал, что засовывая ноги в тушу только что убитого лося или оленя, люди спасались, таким образом, от обморожений. Но и не более того…


- Как я уже говорил, мы очень серьёзно подходили к воинским тренировкам своих людей. Прыжки с земли на крыши изб – это еще не главное умение. Юкагиры пробегали в быстром темпе до 7 км, и при этом дыхание их оставалось глубоким и ровным, бегуны прибегали на «финиш» не запыхавшись.


Наши воины умели уклоняться от стрел. На отрытом пространстве воин-юкагир мог уклониться от стрел, выпущенных одновременно с четырех сторон. Он мгновенно перемещался, например, мог выстрелить из лука, а потом менял позицию, перепрыгивая через головы стоящих людей. У юкагиров даже существовало на этот счет особое упражнение (сейчас ты опять насторожишься J), которое называлось инди: на одной ноге они перепрыгивали через копья, воткнутые в землю остриями вверх. Победителем считался тот, кому удалось не поцарапаться.


Ты наверняка видел в китайских боевиках моменты испытания шаолинского бойца, когда человек пробегал между качающихся бревен. Эта киношная сцена вызывает у нас приступы смеха, потому что у нас было подобное, но в разы более сложное и опасное упражнение: стоя на четвереньках со сцепленными попарно руками и ногами, воин должен был подпрыгнуть, когда к нему сбоку приближалось бревно, раскачиваемое на ремнях из лосиной кожи. Этот «прыжок над бревном», мог окончиться для неудачливого воина переломом конечностей…
Юкагирский рубленый дом.


- Очень жёсткое испытание! Практически невыполнимое, на пределе человеческих возможностей…


Самое главное! Об окружающем их Мире юкагиры узнавали только посредством собственной практической деятельности.


-То есть, фактически ты хочешь сказать, что их МироВоззрение было ведическим?


- Именно так! Хотя опять же нынешние ученые этот факт стараются обходить стороной, не замечать. Но надо отметить без ложной скромности, что представления о Мире были у юкагиров на удивление верными.


- Например, в чем они заключались?


- Год у нас делился на 13 лунных месяцев. Весенний первый месяц (февраль), «охотничий», «почковый», «вскрывающий реки», «летний», «осенний», «водяной», «рыбный» и четыре месяца зимних. Затем, под влиянием христианства один месяц был потерян. По юкагирскому календарю получалось, что зима длится четыре месяца, лето – два, весна и осень – по три.


Дополнение: Здесь идёт речь о 13 месяцах, но приведены названия только 12. Тымнетагин так пояснил это несоответствие: - "Я посмотрел - да, там речь идет о 12-ти месяцах уже современных, когда 13-й месяц был уже утерян. Нужно тебе сделать поправку - что у юкагиров было два апреля - чуолэдомни киндьэ (месяц древних людей — предков) и шильлэ киндьэ (месяц наста). Потом с приходом христианства и всеобщим крещением "месяц предков" был убран из календаря. Кстати, весьма симптоматичный эпизод"!


Интересная деталь - юкагиры вели счет месяцев по суставам на руках. Точно так же, как это делают русские. И еще – тунгусы! (улыбается)


Про то, что ближайшие родственники юкагиров - омоки были замечательными зоопсихологами, я уже говорил. Их олени были выдрессированы настолько, что помогали в охоте за дикими оленями. Такой олень назывался манщиком, он отвлекал диких оленей от стада и подводил на расстояние выстрела. Это очень сложная дрессировка. Про дрессуру лосей можно было бы рассказать еще более удивительные вещи, но, к сожалению, всех подробностей этого уникального эксперимента мы сегодня уже не знаем…


Но, на мой взгляд, верхом рациональных знаний юкагиров было создание своей собственной письменности. Говоря точно, письменностью, конечно, ее можно назвать с большой натяжкой, это, скорее, пиктографическое чертёжное письмо. Называлось оно – тос.



Тос прятался в укромном месте, где-нибудь на дереве или в скале. На первые тосы наносили маршруты передвижения зверей и охотников, простейшие послания тем, кто идёт следом. Именно по таким тосам разыскивали юкагиров торговцы-якуты, привозившие им чай, табак, ситец. В этих письменах содержались сведения об остановках в пути, об исходе охоты. До сих пор многие наши помнят эти знаки: пламя – это костер, кружок – ночевка, человечек - кочевка…


- Я видел любовные тосы, которыми обмениваются девушки с парнями. Даже мне кто-то подкинул такое послание из девчонок твоего Рода. Но она пожелала остаться неизвестной.


- Вот как? (смеется) Ну, это неудивительно, что она пожелала остаться неизвестной. Наши женщины понимают, что они должны соответствовать своему мужчине. Для себя же ты вряд ли найдешь среди наших соответствующую тебе. Твой путь – иной, не всякая женщина выдержит долгое нахождение рядом с тобой…


- Что ты имеешь ввиду?


- То, что я подразумеваю, ты поймёшь чуть позже. А пока я расскажу тебе еще одну замечательную историю, которая ляжет тебе на сердце и послужит дополнительной бусиной для того бисерного украшения, которое ты собираешь уже много лет. Да, да… Опять намеки на наша с тобой Северную Прародину!


К сожалению, мы не можем тебе наглядно продемонстрировать наши народные танцы-пляски. Могу только о них рассказать, хотя это, примерно, то же самое, что рассказывать про вкус талы из мороженого хариуса (смеётся)…


Юкагиры танцевали так. Взявшись за руки, мужчины и женщины кружились в хороводе вокруг костра, совершая различные «па» ногами и выкрикивая хором отдельные, часто повторяющиеся слова: «Хурью-хумкай-хогей-хоерго!»


- Стой! Стой! Как ты сказал?! Да ведь это же почти то же самое, что и мой наговор, который даровал мне Хозяин Полуострова! Но слов четыре, а должно быть пять! Что они означают? И хоровод вокруг огня! Ну, надо же! Это точно древнейшая Северная Традиция…


- Да, ты прав! Раньше слов было пять, но пятое слово – замылилось, потерялось в веках. Остались только эти. Значения слов примерно те же, что и у тебя, но имеют несколько иной смысловой оттенок.


Но самое интересное – впереди. Хоровод завихрялся вокруг огня, движение ускорялось, танцоры начинали издавать придыхательные звуки, подражая крикам оленей и птиц, вместо барабанов такт отбивался пятками о пятку… И вот уже невозможно различить фигуры. Танец превращался в вихрь! И когда действие достигало своего пика, хоровод повисал в воздухе…


- Как повисал?


- Так повисал. Вопреки всем законам гравитации. Некоторые честные исследователи даже сохранили в своих записках описания танца, когда в едином порыве танцоры взлетали в воздух и некоторое время парили над костром. Но ни один, подчеркиваю – ни один не решился опубликовать полный текст этих записок!


- Да это понятно! Их бы вся научная общественность распяла бы на кресте, как в своё время фарисеи распяли богочеловека, пришедшего их спасти… Но что происходило на самом деле?


- Теперь трудно что-то говорить с полным основанием. Мне про этот танец рассказывал мой отец, он еще был его очевидцем. При мне уже ничего подобного не происходило. Как-то мне на глаза попалась статья из какого-то журнала, где говорилось о звуковых воздействиях на камни, в результате которых они теряли свой вес, и их можно было толкать по воздуху усилием одного человека. Возможно, этот наговор как раз и был неким связующим инструментом для подобного действия…


ЧАСТЬ IV
***
Позже, несколько лет спустя, мне удалось разыскать достаточно подробное описание юкагирского танца. Оно было сделано знаменитым исследователем северных народов В.И. Иохельсоном в 1959 году. Понятное дело, что в 50-х годах всё уже шло на спад, юкагирский народ и его культура стремительно уходили в небытие, но как говорится, на безрыбье…


«Весь танец состоит из четырех па. Сперва левая нога двигается по земле налево, после этого правая нога тем же движением продвигается к левой и, наконец, танцор ударяет о землю дважды обеими подошвами, становясь на полупальцы не двигаясь с места».
«… легкий прыжок влево по кругу на полупальцы левой ноги, правая нога приподнята и подведена к левой, на полупальцы, затем переход с полупальцев на обе стопы ног, носки и пятки вместе; подъем на полупальцы обеих ног и вновь переход с полупальцев на обе стопы; новый подъем на полупальцы обеих ног».


Юкагирский шаман. Типичный монголоид?


Таким образом, получалось, что основное движение танца до сих пор осталось неизменным. И то, что видел В.И. Иохельсон более полувека тому назад, сохранилось до наших дней. Зато исполнение этого движения, ритм и темп танца изменились.


«Движение исполняется с легким прыжком, пружиня в коленях. Причем темп исполнения быстрый, затем он доходит до очень быстрого, и если бы не отстукивание стопами о землю, то, казалось бы, что весь круг почти висит в воздухе. Такое исполнение требует большой слаженности и чувства ритма. Этим объясняется то, что юкагирский танец исполняют не более двадцати человек».


В.И. Иохельсону удалось записать и отдельные запевы к другому хороводному танцу: «эрэhэтля доhутля» (повторяется 2-3 раза) и «этhлеугэгэ» (3 раза). Слова произносит запевала, а затем повторяют все исполнители танца. Это призыв ко всем желающим встать в круг. Еще один запев к танцу звучит так: «талэ-талэ-ку, талэ-талэ-ку, ала наиде галику» (2 раза). Все эти отдельные слова на момент их записи этнографами уже не имели перевода, значение их никто не мог объяснить.


Добавлю, что к тому времени, когда эта информация попала ко мне, Князь уже ушёл к своим предкам и ничего пояснить или дополнить не мог…



Юкагирский мужчина. Светлоглазый монголоид?


Слова произносят и повторяют до тех пор, пока не образуется замкнутый круг из танцующих пар. Как только круг замкнулся, все участники издают придыхательные звуки «hм», «hа». Они как бы подготавливают себя к новому движению, внутренне собираясь, ритм танца убыстряется. Среди исполнителей находятся один или два человека, которые искусно имитируют различные звуки, издаваемые птицами и животными. Пока круг вращается, они выкрикивают отдельные подражательные звуки, иногда два человека на отдельных звукоподражаниях устраивают перекличку птиц или животных.


Юкагирские танцы, как и танцы их соседей, сопровождались отдельными звукоподражаниями, ритмическими придыханиями, хорканьем (характерный звук, который издают олени). Основу танцевального сопровождения любого танца составляет ритм, а у юкагиров ритм прослеживается особенно четко, он создается ударами ноги о землю, звоном подвесок на костюме и на переднике…


А пока слово Князю.


- Хоровод юкагиры называют «ЛОНДОЛ» или «ЛОНГДОЛ» (ну-ка, вопрос знатокам – как может трактоваться это, совершенно НЕ юкагирское название?). В нынешнем варианте «Лондола» в центре хоровода танцует пара солистов. Весь круг танцующих проделывает ногами определённое движение, корпус и руки приподнимаются четко, чуть вверх с подъемом ног на полупальцы и опускаются вниз одновременно с опусканием на стопы. Движения сольной пары хранят некоторые следы подражания взмахам крыльев ухаживаний лебедей. Эта центральная пара в танце – наследие очень древних времён. Пару в центре с основным кругом хоровода-лонгдола связывают ритм, размер и темп танца. Когда солисты заканчивают показ отдельных движений, имитирующих действия охотника, повадки животного или птицы, они становятся в общий круг. Тогда выходит новая пара или танец заканчивается…


- Скажи, Князь, этот танец с завершающим его парением танцоров – на самом деле очень древний?


- Очень древний! Его танцевали еще в те времена, когда юкагиры строили жилища из костей убитых ими мамонтов…


Похороны.


- Как мамонтов?! Вы застали мамонтов и охотились на них? Сколько же вам лет?


- На самом деле – не очень много. Мамонты жили обширно и массово на этих землях еще три-четыре тысячи лет назад. А самых последних, рассказывали наши старики, можно было встретить в тайге и тундре еще лет 200-150 назад. Некоторые наши охотники в 60-70 годах прошлого ХХ века, своеобразно развлекались, сдавая под видом добытого мяса лося, откопанное в мерзлотных ямах мамонтовое филе… J Кстати, неплохо на этом зарабатывали. А в колымском общепите всё это варилось, тушилось, съедалось за милую душу, и никто даже заподозрить не мог, что вкушал за обедом «доисторическое животное»! (хохочет)
А мамонтовые бивни еще при царе служили основным после пушнины источников дохода для многих юкагирских родов. Наши предки знали их массовые «захоронения», и первым делом выбивали оттуда клыки, а когда наступали голодные времена, то мясом этих животных кормили собак, а нередко и сами питались им, спасая себя от голодной смерти…


- Ты меня в очередной раз просто убил!


- Да нет, дорогой мой друг, просто я тебе в очередной раз открыл глаза на ту ложь, которой вас пичкали, и продолжают пичкать ваши «официальные учёные». Вот и всё!
А вот «убью» я тебя совершенно другим фактом, к которому ты, возможно, будешь даже не готов… Скажи мне, читал ли ты Библию?


- Ну, что за вопрос?! Конечно, читал. И Библию, читал, и Коран, и Бхагават Гиту, Шримад Бхагаватам, даже смог найти и почитать кое-что из переводов на русский язык Талмуда, и некоторых его толкований…


- Скажи, ты помнишь в Библии книгу Псалтирь, главу 72, стих 5-й?


- Э-э-э… Я не настолько хорошо знаю Библию, чтобы цитировать оттуда фрагменты наизусть… Кажется, если мне не изменяет память, там речь шла о каком-то наставлении царю Соломону, что ему будут поклоняться народы из века в век…


- Если быть точнее, в современном переводе искомая фраза звучит так: «…и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов».


- Ну да! Что-то типа этого… А почему тебя так заинтересовала эта фраза? Почему ты делаешь на ней акцент?


- По очень простой причине! Потому, что там описан краткий в историческом плане временной отрезок, в течение которого этот библейский еврейский царь будет господствовать над другими народами. И эта цитата – великолепный образчик того, как искажалась (уродовалась) книга книг в угоду властям и историческим периодам. Потому что в начальном варианте (и это подтверждает текст на арамейском) фраза звучала несколько иначе:
«… и да будут бояться Тебя со времени появления солнца и до появления луны, в роды родов».
Чувствуешь разницу?!! Всего чуть-чуть видоизменили фразу, убрали пару слов, а как изменился общий смысл! И таких, подобных, изменений «легким касанием» в Библии – пруд пруди… На вот, открой Псалтирь, которая осталась мне от моего деда, и читай!



Юкагирские мужчины в зимней одежде.


- Подожди, подожди… Что-то я не понимаю… Речь идет всего лишь об одном отрезке ночи что ли?


- Не понимаешь! И никто сразу не понимает, кому я не пытался этот кусок показать! Как ты думаешь, зачем нужно было видоизменять этот, в общем-то, совершенно безобидный текст? Да потому, что там по недосмотру, или по наивности авторов, было указано событие, имевшее место в нашей земной реальности! Речь идет о времени, когда над Землей светило Солнце, но еще не было Луны! Теперь ты соображаешь, что к чему? Мне эта фраза сразу упала «на глаз» в старой Псалтири, поскольку в некоторых наших древних преданиях сохранилось описание тех времен, когда Луны еще действительно не было на небе… Тот народ, потомками которого мы, одулы, являемся, был долунным!


И, кстати, когда Луна появилась на нашем небе, почти сразу же возникли и культ поклонения Луне (о чем ты сам говорил мне некоторое время назад), и лунный календарь из 13 месяцев, который был долгое время частью нашей жизни. А знаешь, почему? Наши предки подметили странную зависимость ритмов (биохимических реакций) человека, особенно женщин с их 28-дневным циклом, регулирующим процессы деторождения…


Все юкагирские сказки, рассказывающие о зайце, основным своим потаённым смысловым подтекстом имеют указание на Луну, ее циклы, и всё, что с ней связано! Именно поэтому на Луне живёт Лунный заяц, именно поэтому любвеобильный заяц (по сути своей – Луна и населяющие её «жители») является уважаемым тотемом и даже членом семьи у одного из древнейших юкагирских родов… Всего-то надо уметь правильно прочитать книгу книг и некоторые юкагирские сказки… (улыбается)


- Вот уж действительно ты прав! Убил ты меня! Луна отсутствовала на небе! Шах и мат! Позволь отдышаться, и давай выпьем чаю… Мне надо прийти в себя, иначе я сочту тебя либо сумасшедшим, либо потом смогу убедить себя, что всё это, весь этот разговор мне попросту приснился!


- Давай, давай! J Попьём чаю… И кстати, о шахе и мате… А знаешь ли ты, что наши «полудикие юкагиры» не только были замечательными толмачами-полиглотами, но и великолепными шахматистами? Да, да! В долгие зимние вечера юкагиры играли в шахматы! Это официально зафиксировано в отчете члена полярной экспедиции Врангеля, доктора медицины члена-корреспондента Академии Наук с 1827 года Августа-Эриха Кибера. «Шашечницу их, сделанную из досочек, связанных ремнями, удобно переносить. Они выделывают ножом фигурки из мамонтовой кости, в коей у них нет недостатка», – писал он. Игра в шахматы была распространена у юкагиров по «официальным данным», письменно зафиксированным с 19-го века! А некоторые (не письменные) свидетельства утверждают о том, что в эту игру играли еще на век, и даже на два века раньше! Задумайся! Это хорошая пища для размышлений…



Юкагирский охотник.


- О! Еще и шахматы! Откуда?! Я больше не могу тебя слушать! У меня сейчас просто «съедет крыша»! (не будем забывать, что на дворе стоял 2008 год, и многие вещи, о которых рассказывал старик Князь, были не просто уникальными, они были до жути фантастическими, если бы не серьёзность обстановки и личности рассказчика).


Пока я заваривал чай (на Колыме, в правилах древнего гостеприимства, заваривать чай предоставляют гостю), старик открыл окованный железом старинный сундук, стоявший рядом с лавкой, и начал выкладывать на стол свёрнутые в трубку желтоватые листы из толстой бумаги. Она была чем-то средним между ватманом и калькой – плотная, но полупрозрачная, с характерным желтоватым оттенком. Очень бережно он стал разворачивать эту рулоны и придавливать по углам кухонной утварью. Это были… карты различных местностей, нарисованные от руки и раскрашенные частично охрой, частично соком ягод и тальника. На них были изображены реки с многочисленными притоками, горные хребты, тайга, тундряк, кочевые маршруты.


- Это прощальное наследие моего народа одулов. Уже давно никто из нас не рисует такие подробные карты. Предпочитают пользоваться вашими, печатными. А были времена, когда ваши казаки и научные экспедиции с удовольствием прибегали к помощи наших «диких картографов» для прокладки своих маршрутов и для составления своих собственных карт, которые потом предоставлялись в виде отчётов в ваше географическое общество.


Единственный человек, который честно и правдиво описал юкагирские карты и не присвоил себе первенство в составлении подробных карт земель между Леной и Колымой, был Ефим Скворцов (астроном, профессор, участник Ленско-Колымской экспедиции 1908-1909 гг.), к памяти которого юкагиры относились с почтением и уважением. Он написал в своих воспоминаниях: «Как-то мы попросили (юкагира) составить эскиз местности между Индигиркой и Алазеей. Когда он принес (нарисованную) карту, все ахнули. Энкачан изобразил не только реки, но и горные хребты; у него были выдержаны стороны света, причем наверху был север. Мы очень подивились, и подумали, что очень немногие из интеллигентных людей имеют такое наглядное представление о местности, в которой им приходится бывать».


Искусство составления подробных карт с обозначением частей света – вот тебе еще один штрих в общую картину, еще одна гирька на чашу весов в пользу доказательства принадлежности юкагирского народа к более древней, развитой и многообразной в своих выражениях цивилизации, которая существовала когда-то на просторах Сибири, Колымы и Крайнего Северо-Востока.


Я до сих пор кляну себя, что не догадался взять с собой в ту поездку фотоаппарат и хотя бы заснять карты, самого Князя, особенности быта его жилища. Позже мне стало известно, что после его смерти старшая дочь передала в местный краеведческий музей Княжескую Грамоту и Тамгу (символ власти у восточных и северных народов). Куда делись показанные мне карты – неизвестно. Я не исключаю, что их могли использовать в качестве растопки…
Дальше в записях опять идет значительный трудночитаемый фрагмент, который еще предстоит разобрать. Поэтому пока перейду к дальнейшей сути нашей беседы…


- До появления миссионеров юкагиры превыше всего почитали солнце, огонь и воду. Был целый ритуал «кормления дедушки-огня», который позже был заимствован у нас пришлыми эвенами. Огонь кормили, бросая ему кусочки вкусной еды.
Весной юкагирские женщины бросали в воду разноцветные ленты и куски материи. По тому, как извивалась лента, как себя вела на воде брошенная в неё ткань, женщины судили о различных вещах, изменениях жизни, которые могли с ними произойти в текущем году. Каждый мужчина-юкагир, во время своих странствий, подходя к новой реке, прежде всего, задабривал ее Духа каким-нибудь подарком.


Воду использовали в качестве советчика и оракула.
Например, чтобы получить ответ на мучивший вопрос или разрешить дилемму, юкагир брал два кожаных мешочка, вкладывал в них два разных предмета, каждый из которых символизировал диаметрально противоположное мнение. Например, уголёк – указание на путешествие, щепка от венца дома - «оставаться на родном месте». Затем мешочки бросали в воду. Выплывший мешочек считался ответом на вопрос.


Существовала у нас и так называемая «бытовая магия». Например, трясли медвежью шкуру, чтобы вызвать бурю. Весной юкагиры выходили на берег реки и кричали, помогая реке быстрее вскрыться ото льда. Разбивали кристаллы минералов (кварц) и делили между родственниками – одни оставались на месте, другие отправлялись в дорогу. По состоянию кристалла судили о том, как идут дела у противоположной стороны…


- Я встречал у коряков запретительный обычай: нельзя было на ночь трясти шкуру оленя перед ярангой. В противном случае – на следующий день обязательно начиналась пурга. Лично был свидетелем такого эпизода: вытряс после ужина шкуру, на которой сидел, а меня пытались остановить. Небо было безоблачным и звездным, ничто не предвещало перемену погоды. Но на следующее утро началась очень сильная пурга и мы трое суток сидели безвылазно в палатке, не имея возможности даже выйти на улицу…


А про кристаллы… Помнишь, в старых русских сказках братья перед расставанием втыкают нож в землю или в дерево, предварительно порезав им друг друга, чтобы капли братской крови остались на ноже? Если через некоторое время нож начинал ржаветь, значит, с братом случилась беда…


- Да, я помню. Видимо, какие-то общие законы «бытовой магии» распространены были среди всех народов Земли. Не исключены и элементы заимствования. Например, юкагиры верили в магию имен. Я знаю, что есть совершенно идентичный обычай и у русских и у нас, когда человека принародно (особенно при незнакомых людях) называли только иносказательно или уничижительным прозвищем: отец такого-то, мать такой-то – Отец Спиридошки, Ивашка косорылый, Васька Степкин сын…


- К слову о магии. Я слышал, что среди прочих северных народов именно у юкагиров было сильно распространено необычное заболевание, называемое мерячением (или арктической истерией). И что именно юкагиры очень легко поддавались гипнозу, чем нередко пользовались казаки, заставляя с помощью нехитрых внушений делать юкагиров различные, в том числе непотребные, вещи…


- У нас таких людей одержимых, называли мэнэрик. И этой болезнью, чтоб ты знал, болели не только местные народы, но и пришлые люди. Иногда это походило на массовый психоз, в большинстве случаев он проявлялся во время шаманского камлания, когда люди под воздействием звука бубна впадали в транс. Но бывало, что мэнэрика возникала внезапно, без видимых причин.


Мэнэрики вдруг начинают повторять движения друг друга, безвольно выполняют любые команды, забираются на деревья и подолгу сидят там, уставившись в одну точку. А во времена массовых истерических эпидемий люди начинали кричать на разных языках (например, юкагир вдруг заговаривал на якутском или ламутском наречии, хотя до этого его никогда не знал), рвать на себе одежду, бросались в реку, убегали в тайгу и подолгу бродили там. Некоторые испытывали сильнейшие галлюцинации, видели духов, своих предков, тотемных покровителей. Некоторые прокалывали себя ножами и иглами, при этом из тел не вытекало ни капли крови, человек, не умеющий плавать, мог в состоянии мэнэрики переплыть бурную реку, мог предсказать будущее, выйти один на один с медведем, и огромный и сильный зверь убегал от такого человека, закрывая морду лапами.


«Болеют какою-то странною болезнью в Нижне-Колымской части до 70 человек. Это их бедственное страдание бывает более к ночи, некоторые с напевом разных языков, неудобопонятных; вот как я каждодневно вижу 5 братьев Чертковых и сестру их с 9 часов вечера до полуночи и далее; если один запел, то все запевают разными юкагирскими, ламутскими и якутскими языками, так что один другого не знает; за ними их домашние имеют большой присмотр». Из донесения сотника Нижне-Колымского казачьего отряда. 1870 год.


Я так думаю, что мэнэрики – люди, каким-то неведомым образом входившие в состояние изменённого сознания. Фактически они становились подобны шаманам и получали способности шамана. Разница лишь в том, что «мэнэрика» вселяется в человека спонтанно, порой против его воли, а шаман вызывает это состояние по собственному желанию и может управлять им.


Несколько раз (со времен царской России до СССР) к нам направлялись экспедиции, ставящие своими целями изучение феномена мэнэрики. Что самое интересное, ни разу мне не доводилось даже краем уха слышать о результатах и выводах, сделанных этими экспедициями. Они приходили, расспрашивали, производили записи, фотографирования, замеры голов, брали анализы крови. Потом уезжали. И на это всё заканчивалось. Мне кажется, все эти исследования на самом деле ставили перед собой всего лишь одну, чисто утилитарную, задачу: выяснить механизм вхождения в состояние изменённого сознания и научиться управлять им для последующего перевода его на общегосударственный уровень…


- Ну, скажу тебе так, что способ управлять сознанием народов и масс не только изобретён, но и давно используется на практике повсеместно, кроме, может быть, поселений, подобных вашему. Я говорю о воздействии на сознание людей посредством телевидения…


- Да, я видел телевизор, когда ездил в середине 90-х в Магадан к своей дочке. Это было удивительно! Дочь пошла по своим делам, а мне, чтобы не было скучно, включила телевизор. И я смотрел его непрерывно пять или шесть часов и не мог оторваться! Даже в туалет не ходил… (смеется) И понял, что по сравнению с этим ящиком наши шаманы – неразумные мальчишки. Если бы на экране вдруг появился человек и сказал бы мне: «выпрыгни в окно», я бы, пожалуй, выпрыгнул. Серьезно тебе говорю! Вы живете в ужасном и страшном мире…


И только очень сильный человек может ему противостоять…



****



Другие статьи в литературном дневнике: