Канадский сценарий Украины и не только

Владим Филипп: литературный дневник

***.


Украинские чиновники вместе с представителями международных компаний заявляют, что добыча сланцевого газа в Украине будет абсолютно безвредна для экологии. Пока в Украине еще не начали добычу сланцевого газа предлагаем вам ознакомиться с возможным сценарием развития событий на канадском примере и задуматься о том, во что превратиться Львовская и Ивано-Франковская области.


На языке индейцев племени кри слово «атабаска» всегда означало «место, где повсюду трава». Но сегодня сотней километров выше по течению реки Атабаска в лесу раскинулись бескрайние сланцевые карьеры, где гигантские экскаваторы снимают по 100 тонн породы за раз и грузят ее в чудовищных размеров самосвалы, каждый величиной с дом.


Добываемая битуминозная смола, в конечном итоге, попадает на нефтеперерабатывающие заводы, причем многие из них находятся в Соединенных Штатах. Из сланцевых песков извлекают бензин, дизельное и другое топливо. А вот отработанная и загрязненная почва остается в хранилищах, которые тянутся на много километров. Некоторые из них расположены гораздо выше берегов реки. Периодически слышны раскаты выстрелов воздушных пушек, не дающие перелетным птицам садиться на зараженные водоемы.


Сегодня страна переживает бум разработки нефтеносных сланцевых песков. Ожидается, что объем добычи существенно возрастет, если администрация Обамы выдаст разрешение на строительство трубопровода Keystone XL из провинции Альберта в США.


Разработка нефтяных песков на одной из шахт в Альберте. Для того, чтобы перелетные птицы не садились токсичные воды их отпугивают специальными воздушными пушками. Альберта, Канада.


Дебаты по поводу строительства трубопровода в США преимущественно сводятся к вопросу о степени влияния разработок сланцевых песков на глобальное изменение климата, и о возможности разливов нефти по маршруту трубопровода. Но вот в провинции Альберта влияние сланцевой индустрия заметно не только в этом.


Сланцевые пески разрабатываются путем закачивания в глубины земли пара под высоким давлением. Оттуда извлекается вязкий битум, который затем промывается от глины и песка, стремительно нагревается и смешивается с другими химическими веществами, а затем его доставляют на нефтеперерабатывающие заводы.


Увы, но разработка сланцевых песков способна не только снабжать заводы, но и загрязнять воздух и воду. Высказываются опасения относительно того, что этот процесс наносит вред здоровью живущих в местах добычи людей.


Представители коренного населения провинции уверены: им предоставлен выбор - либо умереть от голода, либо погибнуть от отравления.


Рабочий в ковше гигантского экскаватора, который используется для разработки нефтеносных песков шахты Аврора Синкруд Канада Лтд. Альберта, Канада.


В Форте Чипевиан, селении с населением 1100 жителей, расположенном на северном берегу озера Атабаска, уровень заболеваемости раком и аутоиммунными заболеваниями (например, волчанкой) существенно вырос за минувшие 20 лет. Так, в 2009 году правительство провинции пришло к выводу о том, что здесь уровень заболеваемости раком за 12 летний период оказался на 30% выше нормы для столь небольшого поселения.


3 недели назад правительственные исследователи сообщили жителям деревни: в яйцах перелетных птиц, гнездящихся ниже по течению от места разработки сланцевых песков, обнаружен высокий уровень содержания ртути. А местные рыбаки говорят, что у щук в озере наблюдаются выпученные глаза и другие аномалии.


Результаты 3 независимых исследований говорят о росте концентрации загрязняющих веществ, в том числе, канцерогенов, в водоемах в районе месторождений сланцевых песков в Альберте.


Правительство Альберты упорно настаивает - выявляемые в водоемах химикаты имеют природное происхождение и вовсе не являются результатом загрязнения. Тем не менее, представители коренных народностей охотили и рыбачили здесь тысячи лет, не сталкиваясь ни с чем подобным.


Нефтедобывающая промышленность финансирует государственную систему мониторинга вероятного загрязнения. Но на усилия и проекты по восстановлению местных земель могут понадобиться годы, а то и десятилетия. А пока из многих тысяч акров сланцевых песков, разработанных за 40 лет в Альберте, восстановлено всего 247.


Канада уже стала крупнейшим экспортером сырой нефти в Соединенные Штаты, добытой преимущественно из сланцевых песков. А в правительстве надеются нарастить объем добычи к 2030 году до 5 миллионов баррелей в день (сегодня этот показатель составляет 1.9 миллиона баррелей).


Итоги 3 авторитетных исследований, прошедших тщательную проверку за период с 2009 года, содержат предупреждение о том, что загрязнение воды в Альберте связано с добычей сланцевой нефти.


Авторы одного из упомянутых исследований, изучавшие наличие в водах реки Атабаска полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), являющихся канцерогенами и входящих в состав битума, обнаружили их и продемонстрировали, что концентрация этих веществ повышается по мере приближения к участкам добычи и переработки.


Проведенное в январе 2013 года изучение кернов осадочных пород из озер, расположенных поблизости от карьеров разработки сланцевых песков в Альберте, показало «устойчиво повышенное количество вредных веществ и экологические изменения», - говорит Джошуа Курек, докторант университета Куинс в Онтарио и ведущий автор исследования. – «Сегодня изученные нами озера совсем не такие, как 50 лет назад, и их ожидают беспрецедентные изменения».


Правительство Канады освободило нефтяную индустрию от обязанности по защите водных и земельных ресурсов и не наказывает промышленников за несоблюдение экологических стандартов в прудах-отстойниках. В прошлом году выдано несколько тысяч разрешений на добычу сланцевых песков, но перед их выдачей проведено всего 7 общественных слушаний.


В период с 1996 по 2012 год в провинции официально зарегистрировано около 4 000 вероятных нарушений экологического законодательства в процессе разработки сланцевых месторождений. При этом власти провинции прибегли к мерам взыскания только в 37 случаях.




А табачок врозь
****
Позиции сторон в очередной газовой «эпопеи» обозначились достаточно четко: украинская сторона объясняет, что у неё нет, ну просто совсем нет денег, дабы оплатить возобновление поставок, Россия настаивает на предоплате, так как итак уже достаточно профинансировала Украину и теперь очередь европейских партнеров «подставить плечо» (как с откровенной издевкой выразился Владимир Путин).


И «партнеры», столкнувшись с жесткой позицией как Украины, так и России, похоже, вынуждены, хотя и с огромным скрипом, с ней согласиться, только вот, как оказалось и для них изыскать порядка $1,5–2 млрд. — огромная проблема. Совещания, переговоры в самых разных форматах, с и без Украины и России, порознь или по отдельности, следуют одни за другими. Еврочиновники озвучивают разные, пока только обсуждаемые варианты, надеются «уболтать» МВФ приблизить очередной транш, говорят о возможности привлечения компании-посредника, которая бы выкупила для Украины газ (понятно, что такую услугу она оказала бы не за «спасибо») и т.д.


При этом раздражение (и это мягко сказано) необходимостью «подставить плечо» даже не скрывается. «Пусть Украина не ожидает, что все вокруг будут решать те её проблемы, которые решить способна только она», — заявила по сему поводу Ангела Меркель. А еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сообщил, что «решение по поставкам и оплате будет приниматься только после проверки состояния счетов «Нафтогаза»" и консультаций с МВФ». Т.е. для начала европейцы как следует «потрясут по сусекам» «Нафтогаза», дабы убедится, что денег действительно совершенно нет, что нынешняя «демократическая» власть не пытается обмануть.


И вызваны эти «хлопоты» отнюдь не заботой об украинцах, которых может ожидать зима в неотапливаемых жилищах и вызванный энергетическим кризисом дальнейший обвал экономики, а сугубо собственные интересы. «Нужно приложить максимум усилий, чтобы «переговоры между Украиной, Россией и Европейским Союзом о поставках газа быстрее закончить, чтобы мы были зимой обеспечены газом», – отметила Меркель. Показательно, что США, которые от украинского транзита не зависят, никоим образом в решении газовых проблем Украины участия не принимают.


А действительно, почему бы богатым и благополучным западным странам (в отличии от, пардон, «сраной Рашки») не помочь сделавшим «европейский», «демократический» выбор в столь сложный момент? Ведь речь идет о жизненном в буквальном смысле слова вопросе, а проблемы с которым столкнулась Украина, по «официальной» же западной версии, связаны с конфликтом с «восточной соседкой», не желающей отпускать её в лоно западной цивилизации.


Помочь «борющемуся за свободу» народу союзникам всегда было святым делом, да и сумма в $2 млрд., если раскинуть её на весь западный мир или хотя бы на страны, выражающие столь активное участие к украинским делам (как Австралия, к примеру, не говоря уже о США, Канаде и пр.), выглядит совсем уж скромной.


А ведь после победы «революции достоинства» говорили и о конференции доноров и даже о «плане Маршала» для Украины. Прошли месяцы, и кто уже вспоминает об этих планах, хотя ухудшение ситуации в постмайданной Украине превзошло самые пессимистические прогнозы, причем, по «официальной версии» западных стран, причина в том, что Украина подверглась внешней агрессии. Но даже два миллиарда для прохождения Украиной отопительного сезона оказались для Запада трудноразрешимой проблемой.


И возникает естественный вопрос – если даже в нынешней ситуации, когда реально стоит вопрос о выживании не только нынешнего режима, но и украинского государства как такового (в чем Запад, безусловно, крайне заинтересован), он столь прижимист, насколько обоснованы надежды сторонников европейского выбора, что именно масштабная поддержка «развитых демократий» позволит Украине достичь вожделенных западных стандартов жизни, ради которых, собственно, и вышли «массы» на Евромайдан.


Показательны бесплатно раздававшиеся накануне Евромайдана украинцам брошюрки, выпущенные на средства неким Институтом мировой политики за деньги Агентства США по международному развитию USAID и Международного фонда «Відродження» Джорджа Сороса, которые в предельно доступной форме комиксов показывали, к каким счастливым изменениям приведет жизнь украинцев евроинтеграция.


А Юлия Тимошенко, отлично знающая чаяния своего электората, помнится, в начале Евромайдана пафосно вопрошала из Качановских «застенков», отвечая тем, кто указывал на негативные эконмические последствия соглашения об ассоциации и разрыва связей с Россией: «Неужели лидеры демократических стран допустят, чтобы 45 миллионов украинцев разочаровались в демократических ценностях?». Повторимся, речь тогда шла не о такой «малости», как теплые батареи и постоянное электроснабжении, а о достижении европейских стандартов, чтобы жить не хуже немцев, или, на крайний случай, поляков.


Но, как видим, западные вожди, когда заходит речь о финансах, готовы «допустить» очень многое. А в экономике, как в медицине, чем позже начать лечение, тем тяжелей и «затратней» оно будет проходить и тем меньше шансов на его успех. Ведь холодная зима означает не только сугубо бытовые «неудобства», но и крах многих предприятий и целых отраслей. И если «не дают» сейчас, то уж точно не дадут и в будущем.


А может, они просто верно рассчитали масштабы промывки мозгов «украиноевропейцев», до сих верящих в то что, «Всем вожделенным ожиданиям россиян о крахе Украины не суждено сбыться. Украина получит такую моральную и материальную поддержку от цивилизованных развитых государств, которой еще не удосуживалась ни одна нация» (Эхо Москвы)


Это написано не в марте и даже не в июне, а 21 октября, как раз в тот день, когда еврокомиссар Етингер рассказывал, что «если Вы семь месяцев не расплачивались в лавке мясника, у вас наверняка возникнут проблемы» и о том, что прежде чем выделить Украине кредит (который, естественно, придется отдавать), её как следует проверят, настолько ли она нищая, как прикидывается (это если перевести его слова с дипломатического на обиходный)


Правда, написана эта тирада российской «правозащитницей» и рассчитана, в первую очередь на российскую же аудиторию. В Украине же сентенции на тему «заграница нам поможет» становятся все более редкими. Может действительно, прозрение все ближе?



Александр ФИДЕЛЬ





Другие статьи в литературном дневнике: