***

Новелла Лимонова: литературный дневник

Священномученик Михаил (Троицкий), священник
Священномученик Михаил родился 6 ноября 1878 года в селе Покровское Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника Михаила Троицкого.


Михаил окончил Духовную семинарию и три курса Московской духовной академии. В 1913 году он был рукоположен во священника ко храму в родном селе, через некоторое время – переведен служить в село Троицкое Подольского уезда, а чуть позже – в село Валищево того же уезда, в Успенскую церковь, строительство которой началось в 1907 году, а освящена она была в 1919 году.


Отец Михаил был арестован 27 ноября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Серпухове. Вызванные на допрос свидетели из местных крестьян показали, что священник жаловался, что советская власть притесняет духовенство, требует от него уплаты непосильных налогов, старается уничтожить религию, высказывал контрреволюционные взгляды, критикуя мероприятия, проводимые советской властью. Один из свидетелей показал, что в начале ноября 1937 года он вручил священнику письменные требования на самообложение, на что тот будто бы стал говорить: «смотри мол, как издевается советская власть над нами, ведь ты сам видишь, что нам совсем платить нечем, а нам все же еще шлют, разве это не издевательство».


Вызвав в день ареста священника на допрос, следователь спросил его:


– Следствие располагает данными, что вы среди населения проводили антисоветскую агитацию. Признаете в этом себя виновным?


– Нет, виновным себя не признаю, антисоветскую агитацию я не проводил, – ответил отец Михаил.


В тот же день следствие было закончено, и на следующий день составлено обвинительное заключение, в котором священник обвинялся в том, что, «используя религиозные обряды, вел среди верующих контрреволюционную агитацию, высказывая враждебные взгляды на советскую власть».


1 декабря 1937 года судебная тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был переведен сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем отправлен этапом в город Лесозаводск, куда прибыл вместе с большой партией заключенных 5 февраля 1938 года. Отец Михаил пробыл в заключении три с половиной месяца, когда против него и других священнослужителей в соответствии с новыми распоряжениями советского правительства было начато новое дело.


В марте 1938 года один из заключенных 145-й колонны, в которой было много священнослужителей, высланных из Москвы, и где находился отец Михаил, подал на них донос. Был арестован один из священников, протоиерей Леонид Харьюзов, который на допросе 12 марта подтвердил этот донос. Всего по этому делу был арестован тридцать один человек; четверо признали себя виновными и оговорили других.


Священник Михаил Троицкий виновным себя не признал. 31 марта 1938 года тройка УНКВД по Дальне-Восточному краю приговорила его к расстрелу. Но, по-видимому, и после этого священника продолжали выводить на общие работы в лагере, как и других приговоренных по тому же делу. Священник Михаил Троицкий был расстрелян 5 августа 1938 года и погребен в безвестной могиле.
Память священномученика Михаила совершается 23 июля (5 августа) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.


5 августа (23 июля ст.ст.)Мученик Андрей Аргунов (1938)


Автор:
Опубликовано: 1815 дней назад (17 августа 2011)
Блог: Жизнь Святых
Рубрика: Жития Святых на каждый день года
Редактировалось: 3 раза — последний 17 августа 2011
+3;
Голосов: 3
День памяти 5 августа (23 июля ст.ст.)


Мученик Андрей родился 13 октября 1904 года в деревне Прудцы Дмитровского уезда Московской губернии в семье крестьян Ивана Кузьмича и Пелагии Васильевны Аргуновых. Иван Кузьмич умер рано, и детям пришлось столкнуться с лишениями. Несмотря на бедность, Андрей благополучно окончил сельскую школу и стал заниматься кустарным промыслом, работая в находившейся в соседнем селе Покровском артели, которая изготовляла зубные щетки.


Много лет Андрей Иванович был старостой в приходской церкви и пел в церковном хоре. В 1933 году в их деревне был образован колхоз, но Андрей Иванович по религиозным убеждениям отказался в него вступать, так как колхоз в то время идеологически заявлял себя безбожным.


В 1936 году Андрею Ивановичу было указано, сколько и чего он должен был сдать государству как единоличник. Поскольку он это не смог сделать, у него было отобрано почти все его имущество – дом, сараи, амбар, лошадь и корова.


В начале октября 1936 года представители местных властей направили начальнику районного отделения НКВД заявление, в котором писали: «По согласованию с райисполкомом мы... проводили совещание с церковным советом Покровской церкви по вопросу дачи кирпича из церковной ограды для артели на строительство электростанции и установку двигателя... Аргунов Андрей, он же председатель церковного совета, сказал, что мы своего согласия не даем и не дадим, и так вера христианская от гонителей Церкви сильно пострадала... После выступления... о троцкистско-зиновьевской своре, мешающей укреплению социалистического общества и переходу к коммунистическому обществу, о великом строительстве в СССР и обороноспособности страны, Аргунов ответил, что “эти люди... пострадали, может быть, ни за что. Возможно, такая участь постигнет и нас, но раз Христос нес Свой крест, страдал за нас, и мы тоже должны пострадать от гонителей Церкви за веру Христову. Вот вы (указав в нашу сторону) своих вождей держите в Кремле за кирпичной оградой и стенами и святыню не разбираете, а нашу ограду хотите сломать. Нам дела нет до вашей электростанции, все равно, что бы вы ни настроили, время придет, все это разрушится”».


В 1937 году за продажу изготовляемых им зубных щеток Андрей Иванович был приговорен к шести месяцам заключения; в том же году он снова был приговорен к шести месяцам заключения за то, что срубил без разрешения сельсовета несколько берез на кладбище в церковной ограде. В июле 1937 года ему было предъявлено новое обвинение в том, что он отказался платить обязательные поставки государству в количестве шестидесяти килограммов мяса.


В июле 1937 года авторы доноса были привлечены следователем к даче свидетельских показаний против церковного старосты. 14 сентября 1937 года Андрей Иванович был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен.


Он подтвердил, что действительно выступал против того, чтобы ломать церковную ограду и, призывая к протесту всех членов церковного совета, говорил: «Христос нес Свой крест, и мы так же должны страдать от гонителей Церкви за веру христианскую». – «Одновременно с этим, указывая в сторону присутствующих на совещании коммунистов, я заявил: “Вот вы своих вождей охраняете в Кремле за кирпичной стеной и стены не ломаете, нам дела нет до вашей электростанции, все равно, чтобы ни строили, придет время, все разрушится”».


– Укажите факты вашей контрреволюционной деятельности, которую вы вели среди колхозников, – потребовал от него следователь.


– В мае 1936 года у моей родственницы на похоронах, где присутствовали колхозники, среди присутствующих зашел разговор о существовании Бога. Я стал доказывать присутствующим, что Бог есть. Одновременно с этим я доказывал, что придет время, люди будут умирать, как мухи, от голода и болезней, и от меча войны за грехи народа.


– Укажите, какие еще были факты ваших контрреволюционных высказываний среди колхозников?


– При встречах с отдельными людьми из деревни Прудцы я высказывал свои религиозные убеждения, заявляя: «Нужно хранить веру и Церковь, если не будет ее, то мы все погибнем».


– Кого вы считали гонителями и врагами Церкви?


– Гонителями и врагами Церкви я считаю коммунистов.


– Следствием установлено, что вы распространяли контрреволюционную клевету против советской власти. Дайте по данному вопросу показания.


– Лично я считаю, что советская власть является гонительницей веры христианской, на счет этого у меня были контрреволюционные высказывания, о которых я дал показания. Но я их клеветническими не считаю и заявляю – то, что я говорил, было правдою.


10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила церковного старосту к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Андрей Иванович Аргунов скончался в Бамлаге 5 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.08.2016. ***
  • 27.08.2016. ***
  • 26.08.2016. ***
  • 24.08.2016. ***
  • 23.08.2016. ***
  • 21.08.2016. ***
  • 20.08.2016. ***
  • 19.08.2016. ***
  • 18.08.2016. ***
  • 16.08.2016. ***
  • 15.08.2016. ***
  • 13.08.2016. ***
  • 12.08.2016. ***
  • 11.08.2016. ***
  • 10.08.2016. ***
  • 09.08.2016. ***
  • 07.08.2016. ***
  • 06.08.2016. ***
  • 05.08.2016. ***
  • 04.08.2016. ***
  • 03.08.2016. ***
  • 02.08.2016. ***