В Балош 24 дня

Алексей Клеткин: литературный дневник

Alex Nik, Мне это необходимо не из праздного любопытства, а для осмысления той атмосферы, в которой мы жили. Там было слишком много политически мотивированного обмана и искусственно созданных кумиров. Поняв это, мы освобождаемся от того дурмана. И жизнь становится светлее.


Сознаюсь первоначально мне было очень больно и тяжело на душе, когда стало понятно, что вся биография Гайдара ПРИДУМАНА.


Оказалось, что Голиков - вовсе не юный герой Гражданской войны, а обычный мальчик, занимавшийся со своими сверстниками в литературном кружке пермского детского клуба "Муравейник".


В 18-летнем возрасте он отправился служить в отряды ЧОН, где проявил непомерную жестокость и избежал наказания, отлежавшись в больнице.



В Балош
25 дней
Кирилл, по поводу окончания жизненного пути Гайдара вы описали практически всё, что мне приходилось читать ранее, и даже более. Спасибо.


Но не только конец жизни Голикова, но и её начало были не менее запутаны и туманны.


В пермском городском архиве хранится фото членов литературного кружка, занимавшихся в 1920г. в детском клубе "Муравейник". На фото изображены все самые близкие друзья Голикова, с которыми он прошел первые этапы своей литературной и журналистской жизни: Злата Соломянская (организатор пионерского движения в Перми, сестра Рахиль (Лия) - жены Голикова), Александр Плеско (известный друг детства Голикова, зам.главного редактора газеты "Звезда"), Галина Плеско (куратор и наставник Голикова во время его работы в газете "Звезда"), а также С.Милицин, Б.Назаровский, С.Гинцбург (близкие друзья Голикова и его биографы, сотрудники газеты и издательства "Звезда").


В центре архивного фото изображен юноша, чьё лицо скрыто под большой кляксой, но через неё вполне можно различить образ, знакомый по портретам юного Аркадия Голикова.


В архивных документах, собранных Б.Назаровским о боевой юности Голикова есть копии и выписки лишь о службе 18-летнего Голикова в рядах ЧОН в Енисейской губернии со 2 сентября 1922г., об его аресте 18 ноября 1922г. (за превышение полномочий) и нахождении до 23 августа 1923г. в московском госпитале, откуда он вышел со справкой о "травматическом неврозе". Это позволило ему избежать наказания, получить отпуск с сохранением содержания до ноября 1924г. (несколько справок) и даже отправиться в Ленинград с рукописью "В дни поражений и побед".


Из Ленинграда, побывав недолго в Москве, Голиков вернулся в Пермь к своим друзьям из "Муравейника" и приступил к работе в редакции газеты "Звезда", откуда был уволен 1927г. из-за драки в ресторане.


Итак, образ юного Голикова - далеко не героический.


Но самое важное, что ни один биограф вам не ответит на вопрос: где находился Голиков с августа 1923г. по ноябрь 1924г. и при каких обстоятельствах он написал свои первые литературные произведения...


Как он стал писателем, при каких обстоятельствах появились его первые произведения - покрыто мраком.


В личной жизни он был вообще ниже планки.


Писательский взлет в детской литературе он сделал благодаря Рахиль (Лии Лазаревне) Соломянской, работавшей в Москве редактором на пионерском радио и чете Плеско, близкой к М.И.Ульяновой.


Основная часть его произведений редактировалась представителями Агитпропа, а затем Союза писателей.


В "Комсомольскую правду" он попал благодаря работавшей там Г.Плеско.


Его конец никому не известен.


Непутевая жизнь, прикрытая отлакированной псевдобиографией.


Вся эта информация ко мне попала случайно, в процессе изучения сведений о моем деде, печатавшем свои заметки в газете "Звезда" и приятельствовавшем с её зам. главного редактора Александром Плеско, как оказалось другом детства и куратором начальной творческой жизни Гайдара.



Другие статьи в литературном дневнике: