Философское осмысление Барокко у ГачеваБАРОККО (Космос лицом к Хаосу) Пейзаж Барокко – геосинклиналии Духа, вздыбленность, резкие перепады от возвышенного – к низкому. Отчего? По стилям Культуры мы заключаем о жизни Бытия, о тактах дыхания Духа. Словечком «барокко» обозначена та ипостась Бытия, что наиболее рельефно проступила в Европе конца XVI – середины XVIII вв., и обозначает оно ПРИЧУДА, странность = при Чуде. Барокко Гачев понимает как некий вариант Бытия, одно из мириад его образов и измерений, и, как таковое, оно присутствует всегда и везде, во всякой точке пространства и времени (Ницше: барочный стиль греческого дифирамба; Шкловский: барокко в Маяковском). Державин – поэт русского высокого Барокко: «я царь – я раб – я червь – я бог!». «То вознесет тебя высоко, то в бездну сбросит с высоты». Мы – игралища сверхсил некиих – внутри и вне нас. Подобно и искусство Барокко – это битва титанов духа, выпестованных Ренессансом, – с разверзшейся бездной Хаоса, чья пасть... тем ужаснее, что явилась после века гармонии человека с миром и иллюзий всепокорности бытия Человеку! Поздний Микеланджело и Шекспир, затем Кальдерон, Рубенс, Рембрандт, Гендель, Бах «Барокко врезало в поддыхало Ренессансу» (здесь мешается высокое и жаргон, как это характерно для стиля «Барокко») Ренессанс и прочие ясные эпохи Духа (эллинская классика, затем классицизм XVII в, Просвещение, реализм) похваляются ясностью своей картины мира. Но отчего она, ясность-то? Оттого, что отвернулись от Хаоса, перестали впериваться в него, а влюбленно вглядываются в тот уютный, по мерке узких понятий человека, мирок, что построили себе и материально (строй общества) и в понятиях (рационализм). Сей строй общества проецирует себя на Бытие и видит его – как Космос: тоже строй, порядок и гармонию, – и человеку кажется, что Истина Бытия познана. Но вдумаемся: если Бытие бесконечно, и даже по расчетам астрофизиков нашей Вселенной 15-20 млрд лет, а человеческий Разум работает 10, ну, 100 тысяч лет и строит своим умишком утлый Космос (как некий «междусобойчик», понятный), то количество неведомого несоизмеримо с такой малостью жалкой, что мы «знаем». И Истина относится к Тайне, как горсть песку – ко всей Материи Бытия. И повсюду «Хаос шевелится», по слову Федора Тютчева. Величие и нищету человека узрел Паскаль в его положении «на грани двух бездн: бесконечности и небытия», между бесконечно большим вне него, макромиром, и бесконечно-малым, микромиром. Еще одно специфическое качество того измерения Бытия, которое означено термином «барокко», я бы сформулировал как ИЗБЫТОК БЫТИЯ: оно настолько набухает от напора своих творческих сил, что лопается, нарушает свой предел и меру. 1987 (цитируется по: Георгий Гачев «Философия быта как бытия». Фонд «Мир», Москва, 2019)
© Copyright: Сергей Батонов, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|