Жизнь выше слова - Киреевский

Сергей Батонов: литературный дневник


Вот если жизнь выше слова, то мы имеем жизненный мир. А если слово выше жизни, то мы имеем рациональный мир. То есть мир у-словностей. В чем же их отличие? В одном случае мы имеем дело с просвещением и образованностью. В другом – с необразованностью. Ведь если жизнь выше слова, то в мире есть что-то, что не определено рассудком. Дословное. Стихия. А она не образована. То есть у нас для нее нет образа. И наоборот. Если слово выше жизни, то в мире есть что-то, что держится порядком слов. Условностью. Есть что-то словесное. Безжизненное. Ведь словесными связями жизненные отношения не заменишь.


В рациональном мире мало жизни. В жизненном мире мало рациональности. Россия – жизненна. А жизнь – это прежде всего быт. И ни в коем случае не бытие. Потому что если бы жизнь мы стали понимать как бытие, то слово возвысили бы над жизнью. И тогда получилось бы так, что сами мы живем в жизненном мире, а говорим не о нем, а о каком-то другом мире. О рациональном.


В рациональном мире разум человека торжествует над человеком. Он формален, потому что основан на самом себе. И ни в чем вне себя не нуждается. Пойди, достучись до этого разума. Расскажи ему о своих проблемах. Не расскажешь. А если расскажешь, то он их не поймет.


Превосходство слова над жизнью создает опасные пустоты жизни. Жить в разуме – это все равно, что жить по схеме вместо того, чтобы просто жить. Киреевский связывает рациональность с обманом, обольщением и предательством.


В жизненном мире нет оснований для лжи. Поэтому в нем преобладает простодушие и наивность. Дословность жизненного мира не может управляться словами. Формальными законами. Она управляется обычаем. А если ты не один и живешь по обычаю, то ты зависим. И никакая частная собственность не убережет тебя от такой зависимости. Частная собственность не священна.


Вот например право. Оно условно. И поэтому возможно в рациональном мире. И невозможно в жизненном мире. Вернее, здесь оно будет ограничено правдой. Правда – дословна. Право можно уступить, передать и даже продать. А правду никакая власть не может ни уступить, ни продать, ни передать. Правда существует сама по себе в дословности жизненного мира.


Различение условности и дословности, рациональности и жизненности на примере европейского рыцарства:


В Европе разбойник мог стать рыцарем при помощи церкви. Если помогал ей деньгами или участвовал в крестовых походах. В России православная церковь не пошла на поклон к бандитам. В России разбойник оставался разбойником. В Европе разбойник стал рыцарем. Получил духовное обоснование своего действия. Поле чести условно. Правда – безусловна.


(выборочное цитирование по книге Федора Гирёнка
"Пато-логия русского ума. Картография дословности"
Аграф. 1998. с.89)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.11.2022. Жизнь выше слова - Киреевский