Безумие галлюцината, безумие поэтаФедор Гиренок Что Платон и Михаил Платонович из «Сильфиды» Одоевского говорят нам об обществе, юродстве и свободе В 1837 году Владимир Одоевский написал рассказ под названием «Сильфида». О чем этот рассказ? О сумасшествии некоего Михаила Платоновича. А что история Михаила Платоновича говорит нам о поэзии и невидимом мире? Размышляет Федор Гиренок. Сумасшествие Бытие порядочным человеком Тоска по сумасшествию «Ты, — говорил он ему, — дал мне счастье, но не мое: ты ошибся нумером». О чем теперь иногда тоскует герой рассказа? «Я с отчаянием вспоминаю то время, — рассказывал он, — когда я <…> находился в сумасшествии, когда прелестное существо слетало ко мне из невидимого мира, когда оно открывало мне таинства, которых теперь я и выразить не умею, но которые были мне понятны… где это счастье? — возврати мне его!» В чем же состояла история Михаила Платоновича? История счастья Ведь лечить галлюцината — значит разрушать его галлюценоз. Суть любого человека состоит в его грезах, а не в социальных отношениях, в которых раб рождает господина, а господин — раба. Всякий раз, когда один человек влюбляется в другого, он влюбляется не в него, а в Сильфиду, в то, чего нет. За свою любовь герой рассказа был готов отдать жизнь. Сильфида существует, если ты относишься к ней как к тому, что существует. Причина любви не в объекте любви, а в том, кто любит. Но тот, кто любит, не субъект любви, ибо своим чувством он не распоряжается. Напротив, «чувство» дышит где хочет. Алхимия чувства Как всякий русский человек, герой рассказа Михаил Платонович был уверен в существовании двоемирия. Он думал, что есть один мир — видимый, а еще есть другой мир — невидимый. Герой его рассказа, алхимик, любитель магии и чернокнижник, был уверен в том, что получил Сильфиду посредством скрытых физических метаморфоз, всего лишь бросив в кувшин с водой бирюзовый перстень. Философия рассказа Поэт и город «Поэта мы увенчаем цветами и выведем его вон из города». Герой Одоевского также покидает город и уезжает в деревню. Но остается непонятным: как можно сначала поэта увенчать цветами, а затем вывести его вон из города. Одно не связано с другим. В итоге получается какой-то когнитивный диссонанс. Если мы скажем вместе с Платоном, что каждый человек — это поэт, который поет себе очаровывающие его песни, то мы скажем правду: каждый человек грезит. И это соответствует самому понятию о человеке. Но еще есть другая правда, и Платон ее знает: нельзя жить в обществе (государстве) и быть поэтом. За всё нужно платить. За то, чтобы жить вместе со всеми, каждому из нас нужно убить в себе поэта. Быть поэтом — значит быть в мире, учрежденным тобой. «…неистовство, которое у людей от бога, прекраснее рассудительности, свойства человеческого». То есть рассудок и здравомыслие у нас от нас, а неистовство от бога. В «Тимее» Платон скажет иначе: «…никто, находясь в своем уме, не бывает причастен боговдохновенному и истинному пророчеству, но лишь тогда, когда мыслительная способность связана сном… либо неким присутствием одержимости». Какие люди живут в городе? Рассудительные, здравомыслящие. Откуда в них эта рассудительность? Город — это мир для всех. Чтобы в него попасть, нужно отказаться от мира, в котором живешь ты и больше с тобой никто не живет. Нельзя жить в обществе и быть человеком, то есть поэтом. Чтобы быть вместе с другими, такими же, как ты, нужно выйти за пределы себя, покинуть свой внутренний мир. Бытие в себе накладывает запрет на бытие вне себя. Городу нужны не поэты. Ему нужны сантехники. Зачем же нам нужны поэты? Поэт и Бог «Для того бог отнимает у поэтов рассудок и делает их своими вещателями и прорицателями, чтобы мы слушающие их знали, что не они, лишенные рассудка, говорят такие драгоценные слова, а говорит это сам бог и через них подает нам свой голос». Поэты нам нужны не для того, чтобы все видели, как они сами себя выражают. Они нужны для того, чтобы мы знали, что нам говорит сам бог. В городе трудно услышать голос бога. Его жители самовыражаются. Они полагают себя в качестве субъектов. Через них богу трудно говорить с людьми. Поэта бог лишает рассудка, чтобы сохранить для себя доступность общения с человеком. То есть сумасшествие — это не локализация болезни в теле, а свидетельство присутствия бога среди людей. За что поэтов награждает Платон цветами? Не за талант, не за то, как они себя реализуют в творчестве. А за то, что они отказываются от себя ради того, чтобы через них говорил бог. «Какие же это боги, — говорил Алексей Лосев, — это — черти полосатые». О присутствии Бога мы узнаем по творениям своих гениев. Примирение поэта и общества Примирение поэта и города мыслится Одоевским в двух следующих эпиграфах к рассказу. Один взят из преданий северных бардов и звучит так: «Три столба у царства: поэт, меч и закон». Почему поэт объявлен столбом государства? Потому что быть человеком — значит всегда уже быть сумасшедшим, ненормальным. Нормальных людей никогда не было и не будет. Каждый несет в себе свое сумасшествие. Но уравновесить их в обществе могут только меч и закон. Заключительный эпиграф принадлежит неведомой промышленной компании. В нем примирение поэта и общества толкуется негативно для человека: «Поэты будут употребляться лишь в назначенные дни для сочинения гимнов общественным постановлениям». Одоевский не говорит, что человек — это асоциальное существо. Он говорит, что никто не имеет права лишать нас нашего безумия, если оно от Бога. В противном случае человек превратится в социальный алгоритм и будет употребляться как человек без свойств. Но это будет уже не человеческая история. О двух типах безумия Безумие Михаила Платоновича восходит к русскому безумству юродивого. Это сумасшествие того, кто в земном мире хочет жить по законам небесного мира. «Лучше ничего не знать, чем что-то знать, но относительно», — говорит герой «Сильфиды». Другой тип безумца создан европейским сознанием. В нем носителем безумия является шизофреник, который дробит целое и множит множественное. В желании шизофреника совпадают реальность и галлюцинации. И юродивый, и шизофреник знают, что ничто не изменит репрессивный характер любого социума на земле. Ведь общество — это власть. Вне поля власти твое воображаемое. Заключение © Copyright: Сергей Батонов, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|