Юрий Поляков - Литцех изнутриДля тех, кто не знает, Юрий Поляков – это зубр литературного поля. Почти 17 лет возглавлял «Литературную газету», состоял в кадровом резерве на пост министра культуры, председатель Общественного совета при Минкульте – этот человек глубоко знает проблемы литературного цеха изнутри. Из пространного материала на целую газетную полосу выделю то, что мне показалось наиболее важным: О литературных премиях: «Сейчас, к сожалению, литературу практически перестали оценивать по уровню языка» Неназванное произведение лауреата премии «Ясная поляна» написано очень плохо – бедным, корявым, почти нерусским языком… Во-многом, премии раздают по принципу «как не порадеть родному человечку». Премия «Большая книга» (в жюри которой входил Ю.Поляков) и структура «Роспечать», которая ее курирует, это горе нашей словесности. Суют в лауреаты бывших жён, будущих мужей, отцов, дочерей, идейных сторонников, коллег по нетрадиционной сексуальной ориентации – кого угодно, только не действительно талантливых писателей. Премии сделали основным источником доходов для писателей (поскольку тиражи небольшие: две-три тысячи). Это лукавый ход. При советской власти сначала выходит книга, ее оценивают читатели, критика, если успех очевиден, возможна премия. Сейчас всё перевернули с ног на голову, иной раз награждают за рукопись. Премия стала не знаком качества, а инструментом коммерческой раскрутки. В этом смысле советский автор, книги которого хорошо расходились, был в материальном отношении достаточно независимым человеком. Сейчас он абсолютно зависим. Если ему не дали премию, ему и жить-то не на что. Поэтому писатели и стоят по стойке «смирно» (не высказываются о происходящем). Причем команды им подает не государство, финансирующее премиальные фонды, а тусовка, преследующая вовсе не державные интересы. Это один из парадоксов устройства нашего культурного пространства. Поменять ситуацию одному человеку не под силу. Должен поменяться целый слой чиновников. Одна надежда: когда в мирную жизнь вернутся люди, участвующие в СВО, они смогут кардинально что-то поменять. К сожалению, русские литераторы очень разобщены, свои амбиции они любят порой больше Родины. Все мои попытки сплотить братьев-писателей наталкивались на вопросы: а зачем это Полякову нужно? Он, наверное, хочет всех подмять и калифствовать. Давайте-ка лучше накатаем на него кляузу в Администрацию Президента. Кроме злобы дня в литературе, в интервью затронуты аналогичные проблемы в драматургии (Поляков – один из создателей Национальной ассоциации драматургии, предлагает создать театр современной драматургии), упомянута последняя его книга «Совдетство» (вышло уже три части, готовится четвертая, последняя). Источник: интервью «Парадоксы культуры» в газете «Завтра» №3 (1566), январь 2024. © Copyright: Сергей Батонов, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|