Опрощение

Тимка Пушистиков: литературный дневник

В "Гоголь-сюите" Шнитке есть голосовая вставка с утрированно мракобесными высказываниями гоголевских персонажей. Как раз сегодня утром слушал по "Спутнику" рассуждения попа о современной науке: о том, что современная физика, для преодоления накопившихся противоречий, должна войти внутрь церковного учения, почему невозможно создать искусственный разум и прочая. "Это происходит оттого, что люди думают, будто мозг находится в голове..." Не исключено, что к концу жизни Гоголь начал рассуждать, примерно как утренний поп или даже как эти его герои, и поэтому продолжение "Мёртвых душ" у него не пошло. Старость опасна таким поворотом мыслей в сторону мракобесия, особенно если у человека не сформирована естественнонаучная картина мира. Если она сформирована, будет очень трудно отказаться от неё в пользу на порядок более простой "божественной" картины или, тем более, каких-нибудь примитивных теорий заговора ("Шок!!! Стало известно, что всё это время учёные скрвали..." и т.п.), - даже когда думать станет труднее и так захочется простых и окончательных истин.


Да что там Гоголь! Вот и Толстой доопращался до тупеньких детских сказок и редактирования Евангелия путём изъятия из него чудес и всяческих небылиц.


Интересно, опростился бы Чехов, если бы у него было на это время, или медицинское образование помешало бы? Ведь молодой Толстой тоже, наверно, возмутился бы утверждением, что человеку надо всего два аршина земли, и, как Чехов, возразил бы: "Это трупу надо два аршина, а человеку - весь мир!"


А бесконечное усложнение литературной модели Джойса в "Поминках по Финнегану" - не опрощение ли тоже, не искусственный ли ответ на извечный вопрос? Как в случае с новой "единой" религией Толстого, только исключительно в области языка.


Поэтому продолжаем предпочитать Достоевского, чьё творчество с возрастом только усложнялось... Кстати, не исключено, что ненавистное ему инженерное училище сыграло не последнюю роль в организации его ума.



Другие статьи в литературном дневнике: