Андрей Бильжо.

Яна Голдовская: литературный дневник

Все равно не могу понять


Уж коли дивизии внутренних войск МВД вернули звание имени Ф.Э. Дзержскиного, а на Лубянской площади постоял чуть-чуть маленький Феликс – не знаю, из какого он был материала, но думаю, что не железный – то чувствую я, вернут памятник Вучетича. Неплохой, кстати, был памятник – как скульптура. Вернут его на место. Соавтору красного террора и стороннику жестких репрессий.


И взойдет на пьедестал своей железной поступью как олицетворение вертикали власти Феликс Эдмундович.


Только вот я не пойму: как можно критиковать Майдан и рассуждать о легитимности власти на Украине - и одновременно восторгаться революцией 1917 года и гражданской войной? Как это укладывается в одной голове моих сограждан? Как можно клеймить позором Бандеру, держа в руках портрет Иосифа Сталина? Как? Неужели это и правда можно совместить?


Я недавно вернулся из города Самары. Чудесного города.


Я никак не мог понять, почему улицы в старом городе носят имена тех, кто залил этот город кровью?


В городе жили купцы – они были меценатами, благотворителями. Всех – под корень, кто не успел эмигрировать.


И ведь это если не в каждом, то в очень многих городах России.


Иверских сестер - монашек Иверского монастыря, который находится буквально через дорогу от завода, производящего Жигулевское пиво - уже после революции собрали вновь. Якобы решили восстановить монастырь. Посадили женщин разных возрастов на баржу и утопили в матушке-реке Волге.


И с этим можно жить? И говорить о вере? И клеймить позором якобы фашистов на Украине? И якобы защищать русский язык? И русских? И мечтать о возвращении в СССР?


Лучших поэтов и писателей, философов, представителей интеллигенции, которые действительно знали блестяще русский язык – действительно просто уничтожил Сталин.Вместе со своим соратником Феликсом Эдмундовичем Дзержинским.


Что в голове у вас? Ячейки, как в камере хранения? Которые не соединяются между собой? Или параллельные плоскости? Которые тоже не пересекаются?


Что у вас в голове – у тех, кто знает и врет, и у тех, кто этому верит?Ну ладно, я и мои ровесники, но тем, кому по 25 и 30… Это уж совсем непонятно.


Как популярный писатель может писать толстую книгу про Соловецкий лагерь особого назначения - про СЛОН - и при этом в других своих статьях и эссе восторгаться Сталиным, забыв как бы о его репрессиях?


На Соловках я бывал довольно часто – может быть, больше, чем популярный писатель. И водил экскурсии по Соловкам, еще во времена СССР. Когда-то о Соловецком лагере особого назначения нельзя было не то что говорить – заикнуться. Приехавши туда туристами дети тех, кто там погиб, спрашивали меня, где находятся места массовых захоронений.


Мне не надо рассказывать про фашистов и бандеровцев. Мне, одного деда которого расстреляли в лубянском подвале, после чудовищных пыток. Следователь, к которому уже во время перестройки ходила моя мама, сказал, что вам лучше не видеть этих фотографий.


А второго моего деда расстреляли в Норильском лагере. Норильлаге. Щуплого русского интеллигента в пенсне. Прожившего там до расстрела 7 лет. Без права переписки. И не знавшего ничего про своих троих детей и свою жену. И про своего сына – моего отца, который в это время на Т-34 защищал родину – всю войну, через Сталинградскую битву.


Когда баржа приходила в Норильск, с зэками, которые сидели в трюме, то им на голову, голодным, выливали баланду, и они подставляли ладони, чтобы хотя бы что-то съесть. А на пристани, куда прибывала баржа, они стояли на коленях, а из рупора лилась песня: «Широка страна моя родная»…


А чего? Весело! Креативно. Обхохочешься.


И ведь все свои. Все советские. Как бы сегодня сказали – ничего личного. Никаких межнациональных разборок.


Да, воистину в чужом глазу видна соломинка, а в своем не видно бревна. Со сталинского лесоповала.


Посему, господа, которые учат других любить родину, кого-то называют предателями родины, предателями Отчизны, как я недавно прочел в фейсбуке. Не пойти ли вам в..? Или на …? Выбирайте любой вариант: хотите украинский, хотите русский.


И тем не менее: будьте здоровы. И держите себя в руках.


И картинки вам, как обычно, на злобу дня.



Другие статьи в литературном дневнике: