Андрей Звягинцев.

Яна Голдовская: литературный дневник

Андрей Звягинцев: "...можно бросать обвинения авторам, дескать, сняли фильм, чтоб очернить нашу Родину. А вот уже это – такой пустотелый миф, что даже в полемику с ним не хочется вступать. Люди, которые крепки в подобных идеях – это люди, с которыми невозможно вести диалог, переубеждать их бессмысленно. Если быть последовательным, с точки зрения таких злопыхателей – любое литературное сочинение XIX века, которое рассказывало о наших мерзостях, было писано с этой же целью – понравиться старушке Европе! Эти люди не понимают, как устроен механизм поэтического отзвука на гармонию или на мерзость, которая окружает поэта. Помните, Пушкин писал Вяземскому: "Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство"? Этот девиз жив до сих пор и, думаю, многие художники создают свои честные и бескомпромиссные произведения не для того, чтобы их как-то там отметили в европах и америках, а потому что не могут не говорить о проблемах отечества. И делают они это исключительно из любви к своей Родине...
Я на своем скромном месте занимаюсь кино и именно из этой точки стараюсь быть искренним и правдивым, своим творчеством пытаясь пробудить в людях сердечность, сострадание и разумный, а не истерический взгляд на наше бытие. Эти-то качества как раз и есть прямая противоположность "квасному" патриотизму, который питается и животворится не любовью к Отечеству, а ненавистью к другим, завистью и самолюбивой гордостью. Это – темная сила, которая набрала такую мощь, причем не так давно, после того как стал "крымнаш!". Под флагом этой политической, властной риторики поднялось в человеке что-то мутное и очень неприятное! Если это называть патриотизмом, то не дай Бог!"


"Бояться нужно только одного — предать ­голос правды; смолчать, когда нужно сказать; отвернуться, когда нужно быть первым и помочь… Нельзя потворствовать этому липкому и гадкому страху за свое благополучие. Простите, меня иногда прорывает на подобный пафос, и надеюсь, читатель будет снисходителен ко мне. Возможно, отсутствие поучительности или моральных заклинаний в моих фильмах позволяет мне некоторую горячность в таких вот беседах. Теперь о нужной людям работе. У Льва Толстого есть высказывание о том, что сила власти держится на невежестве народа и она, власть, зная это, всегда будет препятствовать просвещению. А ведь просвещение — это и есть свет правды и знания. Можно утешать себя мыслью о том, что когда-нибудь ­народ наш станет все же значительно более просвещенным, чтобы осознать одну очень простую мысль: никакие другие инструменты не смогут регламентировать нормальные условия для жизни общества, кроме как примат правосудия. Только принцип подлинной законности может при­вести нашу страну хоть к какому-то равновесию. Когда каждый член общества, невзирая на лица, будет абсолютно равен с другими перед лицом ­закона, тогда можно будет говорить о вероятности какого-то прогресса в стране. Идеи эти утопичны, понимаю это отчетливо, но если не мечтать и не искать идеала, как же тогда мыслить и жить? В философском размышлении «О граде Божьем» Блаженный Августин задается вопросом: «В чем отличие государства от больших разбойничьих банд?» Ведь и одно и другое, говорит Августин, представляют собою сообщества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному решению. Августин от­вечает ­себе сам: «Государство в отличие от банд разбойников зиждется на правосудии. Но если право­судие попирается, тогда государство — это просто большая шайка бандитов». Эта ясная и прозрачная мысль высказана была полторы тысячи лет назад, но разве она не продолжает оставаться правдой и по сей день? Потому и просвещение, и искусство — все это и есть простая и нужная людям работа, даже если сами люди не согласятся с этим, а скажут, например, что сейчас им нужны ракеты и сильная власть".



Другие статьи в литературном дневнике: