Fantasy. Информация к размышлению.

Удав Юзик: литературный дневник

Источник: Елена Николаевна Ковтун.
"Поэтика необычайного", МГУ, 1999 (16 п.л.)
"Художественный вымысел в литературе XX века" М., Высшая школа, 2008 (25 п.л.)


Рассматриваются шесть моделей условной реальности: рациональная (научная и социальная) фантастика, фэнтези, миф, сказка, сатира (вплоть до гротеска) и философия (притча). Большинство из них благополучно скрещиваются и пересекаются, формальных определений и алгоритмов идентификации нигде не существует, но читателем текст обычно к одному из видов интуитивно относится :).


Почему "Властелина колец" Дж.Р.Р.Толкина нельзя считать каноном fantasy?
Потому что она - литературный миф.
Мифологическая условность создаёт модель бытия, которая опирается на наиболее древние (донаучные) представления человека об устройстве мироздания. Причём:
1) - мироздание это - единое, гармонично организованное целое, подразумевающее всеобщее родство и сопричастность друг другу живых существ, предметов и явлений, показанное в развитии по плану, принадлежащему высшей и одухотворённой воле; при этом мир может быть замкнут на себе и вообще не соотнесён с реальностью;
2) - ведущий принцип организации бытия - нравственный (извечная борьба Добра и Зла);
3) - главная тема (проблема) - этическое самоопределение героя в служении Добру (и никак иначе - добродетель становится критерием обретения счастья, ключом к к использованию магических возможностей мира, гарантией его сохранения);
4) - модель мира антропоцентрична (герою отводится важнейшая роль в разрешении конфликта Добра и Зла, от его поступков зависит судьба вселенной, при этом герой сам себе не принадлежит, а смысл его существования - в правильном исполнении роли);
5) - модель предусматривает изображение целых пластов бытия, не прослеживающихся в реальности, мотивированных присутствием Высших Сил и интерпретирующиеся, как "забытые" или "скрытые" от человека; бытие организуется магическими законами, фантастические явления необъяснимы с точки зрения рационального человека и не поддаются расшифровке;
6) - реализованы архетипы - наиболее общие, фундаментальные и общечеловеческие мифологические мотивы.


Немножко отсебятины.
Вообще-то везде проводится сравнение фэнтези с рациональной фантастикой, но попробуем и с мифом (что сложнее, первое из последнего прямо выросло :).


Миф - это всегда космогония. Хотя бы кратко хотя бы намёком + весь путь до начала собственно повествования и проекция на "после". От обычной фэнтези таких масштабов никто не требует и не ожидает.
Пространство-время мифа замкнуто, обособлено, исчерпывающе и ничего общего с современностью не имеет. Таким же бывает пространство "героической" фэнтези, но обычно фэнтезийный мир - это мир "наш" обычный, повседневный, рационально-логичный + "что-то ещё" сверхъестественно-чудесное, этот комплекс и является истинной реальностью фэнтези, и герой может иметь дело с "расширенной" частью постоянно, а может - периодически.
Законы мифического мироздания определяются присутствующий в нём высшей разумной одухотворённой волей. У фэнтезийного мира внутренние законы есть, и обязательно есть, и магия является непременной составляющей обоих, но откуда взялись эти законы вместе с магией, в обычной фэнтези (и сказке) объяснять не обязательно. Есть - и всё тут, вспоминайте, что фольклор говорит.
Герой мифа (и сказки) - всегда на стороне Добра. Более того - на нём всё Добро мифа и держится, и без его победы и мифологическая вселенная - развалится. В фэнтези - нравственный выбор героя (между путями добра и зла) - одна из рассматриваемых проблем.
Герой мифа не имеет свободы выбора и его переживания по поводу этого ограничения никого не волнуют (никто не спрашивал у Арагорна, как и Геракла :), хочет ли он делать то, что делает и из каких побуждений этим занимается). Герой фэнтези - по старой памяти романтик и ради его эмоционально-личностной реакции на происходящее всё и затевается.


Пробуем определиться дальше.
В отличие от рациональной фантастики, fantasy раскрывает внелогические аспекты сознания, апеллирует к подсознательным ассоциациям и сфере эмоций. Рационально-логическую интерпретацию бытия fantasy не столько замещает, сколько дополняет сверхъестественно-чудесной, словно добавляя к изображаемой картине мира игнорируемые рациональной фантастикой сферы, мотивация которых вынесена за пределы текста и опирается на широкий круг фольклорно-мифологических представлений, унаследованных современным человечеством от далеких первобытных времен. Создаваемую на базе подобной f-посылки модель бытия авторы fantasy стремятся представить как «истинную реальность», т. е. наиболее полно и многомерно воплощенную действительность.
Наряду с замкнутыми пространственно-временными континуумами «героической» fantasy, смыкающимися со сказочной и мифологической картинами бытия, fantasy мистического, метафорического и «ужасного» плана свойственно отнесение действия к современности и совмещения фантастических событий с повседневными декорациями, что порождает эффект неожиданности и стимулирует интерес читателей к изображаемому. Для персонажа fantasy (помимо ее наиболее популярной ныне «героической» разновидности, постепенно превращающейся в набор однотипных штампов), выступающего в двух основных «ипостасях» – «обыкновенный человек» и «романтик», характерно, как нигде более в сфере вымысла, индивидуальное своеобразие, поскольку для автора и читателей важна прежде всего его эмоционально-личностная реакция на фантастические события. Это не исключает свойственной герою fantasy, как и персонажу НФ, способности ощущать себя при встречах со сверхъестественными существами прежде всего представителем человечества – однако акцент делается здесь не на интеллектуальные возможности, а на душевный и духовный потенциал человека.
При создании художественного мира fantasy важными моментами оказываются введение и снятие фантастической посылки, т. е. способы помещения героев в «истинную реальность» и вывода из нее, оценка персонажей по их отношению к необычайному, а также нравственный выбор: решение героя встать на сторону одного из противоборствующих лагерей – Добра или Зла.


И где-то там поблизости ещё сказка пробегала
Сказочная условность формирует модель реальности, для которой характерна большая, нежели в fantasy и литературном мифе, замкнутость и отграниченность от повседневного «большого мира»: прямо соотнести с ним происходящее нередко оказывается невозможным. Помимо этого данному типу вымысла свойственна максимальная «каноничность» и «традиционность» образности вследствие ориентации на жанровые принципы и систему персонажей фольклорной волшебной сказки.
Внетекстовая мотивация элемента необычайного в сказочном повествовании размыта даже по сравнению с fantasy. Волшебный персонаж или предмет фактически «может всё» – источник его магической мощи и ее границы непредсказуемы.
Сказочный вымысел выступает в виде «волшебного», не нуждающегося ни в обосновании, ни в создании иллюзии достоверности. Волшебный мир убедителен уже потому, что легко узнаваем при соотнесении с фольклорной и литературной сказочной традицией. Степень художественной убедительности и притягательности сказочной модели определяется не ее новизной, а умением писателя воспроизвести традиционный сказочный мир по-своему, с неожиданной стороны, не разрушая, однако, его целостности и чудесной природы.
Вымысел в сказке в принципе не требуется скрывать, «приспосабливать» к повседневности и требованиям здравого смысла. Напротив, его привлекательность заключается в предельной обнаженности, в непохожести происходящего на что-либо, известное в обычной жизни. Категории Добра и Зла сказочная условность чаще всего абсолютизирует и нередко лишает сверхъестественной природы, переосмысляя в русле «обыкновенного чуда» и превращая в метафорическое изображение душевных свойств человека.
"Хроники Нарнии", кстати, в монографии классифицируются, как "волшебная сказка" :).


А это о притче.
Создаваемая с помощью философской условности модель реальности обладает следующими чертами. Во-первых, иносказательностью, лишенной – в отличие от сатиры – комизма, во-вторых, формализацией элемента необычайного, в-третьих, наличием образов-типов, демонстрирующих более высокую степень абстракции, чем образность, характерная для иных разновидностей вымысла, и, наконец, вполне отчетливо ощущаемой символикой деталей, задача которой не в том, чтобы сделать изображаемое более ярким и наглядным, но в том, чтобы подчеркнуть скрытый смысл событий, – его угадывание и обеспечивает читательский интерес к повествованию.


В общем, не ерунда.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.01.2013. Fantasy. Информация к размышлению.