fantasy, ещё немного

Удав Юзик: литературный дневник

Цитата.
"Фэнтези - это литературный жанр, сформировавшийся в ХХ веке как мечта о личной свободе человека от ... обыденности, вобравший в себя назидательность и гуманность сказки, эпичность и трагичность мифа, благородство рыцарского романа.
Авторы, работающие в этом жанре, как правило помещают действие в придуманный ими мир, расположенный параллельно реальности или вообще никак с ней не связанный: со своими географией, историей, часто расами и народами.
Фэнтези характеризуется тем, что признает как данность существование магии; более того, именно надличностные, божественные, мистические и подобные им силы, как правило, лежат в основе описываемого в фэнтези мироздания. Поєтому авторы фэнтези используют различные канонические системы мифов и оккультных представлений (чаще всего — в собственной свободной интерпретации) или же создают собственную мифопоэтическую концепцию.
Принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они не только являются нормой описываемого мира, но и действуют системно, как законы природы.
Для героя фэнтези описанный в произведении мир безусловно реален, а все особенности этого мира определяют его действия. Но у читателя ощущение достоверности такого мира может возникнуть только опосредованно — через восприятие описываемого мира персонажами.
Поэтому для фэнтези очень важно психологически точное изображение характеров и отношений между персонажами. Соответсвенно, в фэнтези высок интерес к внутреннему миру героя, и психологическая достоверность - требование жанра, которое нельзя обойти."
Источники:
http://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/str28.html
http://fantasy-earth.ru/view.php?page=public&a=fantasy


Везде упоминается, что жанр фэнтези имеет мифологическую основу. Давайте на неё посмотрим. Очень ограничено, только для иллюстрации.
При этом под "магией" ниже понимаются любые физические и психические явления, которые имеют место быть реально или гипотетически, и не могут быть объяснены с точки зрения современного знания.
I. Скандинавская мифология. Боги живут в отдельном выделенном пространстве, с живыми людьми пересекаются крайне редко и только по особо важным случаям.
Вариант фэнтези: мир магии вынесен территориально - в пространство, отличное от общечеловеческого. "Ведьмак", "Властелин колец", "Dragon Lance" и т.п., всевозможные попаданцы.
II. Кельтская мифология. Мир фейри. Туата Те Даннан, допустим. До уходы в/через сиды обитали в общечеловеческом пространстве крайне замкнутой группой по собственным социальным и, частью, физическим законам..
Вариант фэнтези: мир магии вынесен социально - в закрытую группу людей или нелюдей с особыми возможностями, часто экстерриториальную (границы государств значения не имеют).
"Гарри Поттер", "Дозоры" и т.п.
III. Античная мифология. Боги живут в общечеловеческом пространстве отдельной социальной группой, при этом люди строят им храмы и приносят жертвы, в то же время боги непрерывно шляются среди людей, соблазняют дев, наставляют рога мужьям, имеют в человеческом мире множество детей, и человек вполне может жарким днём в тенистой роще встретить отдыхающего под старой оливой Гермеса, который передаст послание от Зевса, после чего человек идёт договариваться с кентаврами.
Вариант фэнтези: выделение мира магии более, чем условно, он фактически неразделим с бытовым общечеловеческим, и воспринимается, как данность, в обычной реальности.
"Классический" магический реализм Южной Америки; Кинг во многих произведениях и т.д. В принципе, сюда относят даже Гоголя с Булгаковым, вкупе с "Портретом Дориана Грея".
IV.
а) Ещё один фэнтези-вариант - когда мир магии вынесен во времени: в постапокалипсис. Warhammer 40000 или "Ведьмак Большого Киева", например.
б) Когда магия из вариантов I. или II. явно и ярко выражает себя в обычном человеческом мире, появляется жанр мистики.



Другие статьи в литературном дневнике: