All Hallows eve«Хэллоуин». Канун (eve) Дня Всех Святых (All Hallows Day) В первой половине VIII века папа римский Григорий III освятил во имя Всех святых одну из часовен базилики св. Петра. Хотя «День всех святых» у католической церкви уже был. И праздновался тринадцатого мая. Поэтому следующих пару веков в римской церкви было два «дня всех святых»: старый - тринадцатого мая, и новый - первого ноября. На самом деле, всё не так просто. Необходимость именно на это время назначить церковный праздник возникла потому, что образованная в самом конце VI века Церковь Англии столкнулась с тотальным нежеланием новообращённого кельтского населения Британских островов отказываться от одного из собственных важнейших праздников. А то, что невозможно предотвратить, необходимо возглавить. Так что же такое праздновали долго и упорно первого ноября британские и ирландские кельты? Кельты, которые были народом земледельцев, делили год на четверти, приблизительно соответствующие современным временам года. И чтили дни, считавшиеся их началом: Имболк (Imbolc) время родов/кормления 1 февраля; При этом Бельтан и Самайн начинали собой каждый соответствующую половину года: "светлую" она же "день года"; и "тёмную" - она же "ночь года". (Привязка к датам более-менее современная: по свидетельствам римлян календарь у кельтов был лунно-солнечным, и тот же Самайн праздновали - снова же по свидетельствам римлян - в первое новолуние после первого полнолуния после дня осеннего равноденствия.) Древнеирландское слово "Samhain" происходит, предположительно, от санскритского "samana" "собрание". "сход". Хотя возможны варианты перевода. И поскольку в ирландском языке буква "т" в межвокальном положении читается, как звук "v", а гласная "і" смягчает следующую за ней "п", слово «Samhain» произносится как «савань» (с ударением на первый слог); или, в современном прочтении, «саунь». Исторически сложилось так, что по-русски этот праздник называют "Самайн". Самайн - календарный праздник, связанный, прежде всего, с окончанием пастбищного сезона и сельскохозяйственного сезона вообще. Длился он в разных регионах по разному: в Британии трое суток («три ночи Самайна»: кельты считали сутки от заката до заката), в Ирландии семь; но кульминация всегда была посередине. И вроде бы дни празднования в календарный год не входили. То есть Самайн - промежуток времени, не принадлежащий ни будущему, ни прошедшему. Такое вот безвременье. Кроме того, если ирландские кельты полагали, что новый год наступает в Бельтан, то другие кельтские племена новый год считали именно с Самайна - как сутки с ночи. Общественная сторона праздника сводилась к единению: сбору всех людей народа в традиционном месте на пиру у верховного вождя или короля. К концу октября весь скот собирали с пастбищ и возвращали к человеческому жилью. Здесь его осматривали, сортировали и забивали скот, который не выглядел способным перенести зиму. Часть убоины шла в запас, часть становилась подношением на праздничный пир. На котором ели, пили и развлекались до полной невменяемости: с одной стороны, после Самайна наступает естественный период сезонного ограничения, а с другой мы как раз из тех времён получили известное суеверие "как новый год встретишь, так его и проведёшь". Поэтому к Самайну убирали в домах, чистили очаг, избавлялись от всего лишнего, ненужного, не подлежащего использованию. Видимо поэтому же Самайн - срок уплаты долгов и подати. Но с налогами был один нюанс: если в Самайн выгодополучатель давал отсрочку по выплате подати на один день и одну ночь, это означало, что он отказывается от подати безвозвратно (видимо потому, что в этом году она получена быть не может, а в следующем нужно платить уже за следующий год). Судя по традиции, неплатежеспособных должников в те времена и в тех краях было немало. Собственно праздник, главная ночь Самайна, начинался с того, что везде гасили огни: свечи, светильники, очаги в домах, костры во дворах - всё должно было быть погашено и вновь зажжено от священного огня, который жрецы-друиды разжигали в очаге вождя или короля. Возжигать "свой" огонь раньше королевского было запрещено под страхом смерти. Огонь нового времени непременно должен быть "новый", "живой", "чистый" - только что добытый. Добывание его производилось древнейшими способами: высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Огонь охраняет от любого зла, поэтому он горел неугасимо всю ночь Самайна. Дымом нового огня окуривали постройки, между двумя кострами проводили скот, устраивали факельные шествия вокруг домов и полей. Прыжки через костёр имеют, видимо тот же смысл. Хотя возможен и другой: замещение прыжком реального жертвоприношения, без которых праздники ни в какие времена не обходились. Самайн был ночью перехода не только лета в зиму и одного года в другой. Сакральным значением Самайна, как любого праздника перехода, была связь «верхнего» и «нижнего» миров. На Самайн все миры пребывают в равновесии и равно открыты друг для друга. Поэтому «стол накрывали» не только для живых, но и для ушедших в мир иной родственников: им оставляли открытыми двери и зажигали огни на окнах и перед домами. В ночь кульминации Самайна усопшие родственники до рассвета проведывали живых близких, наблюдали за празднованием и принимали в нём участие. В мир живых в ночь Самайна приходили не только духи предков, но и другие существа иного мира, а далеко не все они благожелательны к человеку. Поэтому королевский пир Самайна - своеобразная защита от сил тьмы: тот, кто присутствует эту в ночь на том пиру, злу не подвластен. В древнеирландских сагах не раз упоминается гейс (запрет, носящий характер табу) выходить за городские/крепостные стены (за ограду общины) в ночь Самайна. Это часто трактуют как веру в то, что за околицей буйствует нечисть. Но возможно и другое толкование: тот, кто останется «за бортом» в ночь перехода, рискует не перебраться вместе со всеми в новый год, и навсегда останется в безвременьи. Итого, суть Самайна: ешьте, пейте, веселитесь в кругу друзей и близких, берегитесь злых сил и миритесь с ушедшими - ибо впереди долгая ночь зимы. Р.S. К нам Хэллоуин пришёл из США, куда в середине ХІХв. от смертельного голода и британского геноцида бежала значительная часть населения Ирландии - страны преимущественно католической. И принесла праздник с собой. От его сути до нашего времени не дошло уже почти ничего, кроме безбрежного веселья и попыток не то отпугнуть нечисть, не то притвориться для неё «своим в доску». --- © Copyright: Удав Юзик, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|