***Святоотеческая письменность была главным после Священного Писания источником, из которого священномученик Иларион (Троицкий) черпал свои богословские идеи. Кроме того, литературное наследие святых отцов и учителей Церкви являлось для нашего автора тем образцом, с которым он постоянно сверял свои научные выводы и рассуждения. Это, собственно, стало естественной и необходимой составляющей его научного метода, поскольку не только магистерская диссертация молодого академического ученого, но и большая часть всех его богословских изысканий были попыткой «выразуметь раскрытие церковного самосознания в древнецерковной письменности и богословской литературе»профиль удален. В одном из журнальных отзывов на магистерское сочинение В. Троицкого отмечалось: «Ученый автор как бы стесняется говорить по избранному им предмету от себя. Он любит обильно пользоваться святоотеческими мнениями и суждениями по тем или иным пунктам своей темы. Каким же сокровищем является уже вследствие одного этого трактат г. Троицкого!». Тем не менее, авторская мысль не теряется среди множества святоотеческих цитат и не пытается спрятаться за авторитетами, но сохраняет самостоятельность в проводимом исследовании: «Но, обильно цитируя и охотно пользуясь святоотеческой литературой, автор остался везде великолепным знатоком своего обильного материала и прекрасным архитектором своего строго выдержанного и в одном стиле исполненного ученого дворца»Светлана Пешкова. Эти же качества диссертанта отмечал в своем отзыве на магистерское сочинение В. Троицкого проф. С.С. Глаголев: «Нужные ему творения Тертуллиана, Киприана, Августина он изучил с изумительной тщательностью. Он проверял свое понимание церковных писателей компетентнейшими исследованиями, он ни за кем не шел на буксире, он безусловно самостоятелен… автор не обнаруживает слабости, которая оказывается присущей и сильным умам: он не вербует искусственным образом себе в союзники тех или иных великих людей… Он – замечательно объективен». Священномученик Ириней Лионский Вочеловечивание Бога имеет своей целью обожение человека Священномученик Ириней Лионский Отличие нового Адама от Адама ветхого заключалось в том, что человеческая природа Христа не была сотворена заново из земли, подобно природе первого человека, а произошла от Девы Марии. Но без этого отличия Боговоплощение теряло бы спасительные для падшего человечества последствия: «Для чего же Бог не взял опять персти, но произвел создание от Марии? Для того чтобы не было другого создания, и не иное было то создание, которое требовало спасения, но чтобы тот же самый (Адам) был восстановлен, с соблюдением сходства (в происхождении)»Кирилл Кметь. По видению святого Иринея, род человеческий, происшедший от умерщвленного грехом Адама и поэтому пребывающий в состоянии смерти, оживляется, присоединяясь к искупленной от греха и смерти и обоженной человеческой природе Христа, в чем и заключается наше спасение. Термин «искупление» у святого Иринея не имеет юридического смысла, но он используется для указания на избавление, освобождение человека от состояния падения: «А Искупителем Он назван потому, что Он сделался причиною спасения для тех, которые тогда освобождены были Им от всяческих болезней и от смерти»Даблл Делль. Это искупленное от греха и смерти, обоженное и объединенное во Христе человечество именуется Церковью и, по определению святого Иринея, «есть собрание Божие, которое Бог, то есть Сам Сын, собрал чрез Себя Самого»Черная Принцесса. В богословии святого Иринея христология, сотериология и экклезиология представляют собой неразрывное единство Профессор И.В. Попов (мученик Иоанн) следующим образом обобщил основные богословские идеи святителя Иринея: «Христос, по учению святого Иринея, возглавил всё человечество, повторив в истории земной жизни все подробности жизни Адама, обычное течение жизни каждого из его потомков и историю человечества во всей ее совокупности»Alex Shumilin. В непосредственной связи с экклезиологией святителя Иринея находится и учение о Святом Духе, действие Которого рассматривается в рамках икономии. Описывая образ откровения Лиц Пресвятой Троицы в мире, святой Ириней говорит: «Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и возращает»Шум Удаляющихся Шагов. Этот же принцип Божественного откровения сохраняется и в Церкви, существование которой невозможно без питающего и усовершающего действия Святого Духа, как невозможно без воды муке стать хлебом и сухой земле – принести плодпрофиль удален. «Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина». Святой Дух в теле Церкви уподобляется духу, оживотворившему первозданного человека. В воплотившемся Слове Божием и в Святом Духе Церковь получает основание своего двуприродного единства – по человечеству и по причастию Божественной благодати: «Ибо тела наши получили единство (между собою) посредством бани, ведущей к нетлению, а души – чрез Духа»Шум Гам. Выражением этого церковного единства служит единство веры, принятой от апостолов. Апостольство Церкви проявляется не только в апостольской вере, но и в церковной иерархии, также берущей свое начало от апостолов, которые сами и основали все древние Поместные Церкви. С апостольством связано церковное предание, которое есть также и предание апостольское. «Церковь насаждена (как) рай в этом мире», а книги Священного Писания уподобляются деревьям в этом раю. Но даже если бы апостолы не оставили нам письменного наследия, Церковь не прекратила бы своего существования, следуя «порядку предания, преданного тем, кому они вверили Церкви». Поэтому наше понимание Священного Писания должно соблюдаться в русле «древнего апостольского предания»профиль удален, для чего нам необходимо всегда «прибегать к Церкви и воспитываться в ее недрах». Церковь спасается не знанием, не учением только, пусть даже и очень глубоким, но Самим воплотившимся Богом У святителя Иринея мы уже находим различие всех трех типов сообществ, отделившихся от Церкви: еретики, раскольники и самочинники: «Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви… прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия». Впрочем, причины отделения не имеют существенного значения, и все отделившиеся сообщества в равной степени отчуждаются от Церкви: «Все эти отпали от истины». Еретики будут сожжены, подобно Надаву и Авиуду, раскольников поглотит ад, как это случилось с Кореем, Дафаном и Авироном, а самочинников ожидает участь Иеровоама, которому Бог обещал «вымести» дом его, «как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14: 10). Необходимо отметить, что священномученик Иларион воспринял у святого Иринея не только рассмотренные выше мысли и идеи, но и сам образ богословского рассуждения, при котором все богословские темы, органически соединенные одна с другой, представляют собой единое целое. Тертуллиан Тертуллиан Связь Воплощения и Воскресения неразрывна Хотя богословию Тертуллиана как юриста по роду светской деятельности свойственны юридические образы в рассуждениях о спасении (чуждые богословию священномученика Илариона), но в них можно найти и элементы понимания органической природы нашего спасения, близкие мысли святого Иринея о связи Воплощения Бога и обожения человека: «Это Он назван Посредником между Богом и людьми (1 Тим. 2: 5), ибо Ему вверен залог с обеих сторон, и в Себе Самом Он хранит залог плоти, словно задаток всей суммы. Подобно тому, как нам Он оставил в залог Духа (2 Кор. 5: 5), так и от нас принял залог плоти и взял его на небо, словно поручительство, что оттуда когда-то будет возвращена вся сумма»In The Wdel. Основные идеи, почерпнутые архиепископом Иларионом в творениях Тертуллиана, лежат в сфере экклезиологии, которая раскрывалась карфагенским пресвитером в полемике с гностическими воззрениями еретиков. Тертуллиан упоминает о Церкви как о едином организме. Христиане составляют тело не только «благодаря одному познанию религии, единству учения и союзу надежды», но и благодаря единению духовному, так как «приняли одного Святого Духа». Говоря о свойствах Церкви, Тертуллиан наибольшее внимание уделяет ее единству и апостольству Истинным можно считать только учение, согласное с «Апостольскими Церквями, прародительницами и основательницами веры». Учение это «Церкви получили от апостолов, апостолы – от Христа, а Христос – от Бога. Все же прочие учения нужно считать ложью, ибо они противны истине церковной, апостольской, Христовой и Божией». Согласное исповедание Правила веры всеми Поместными Церквями также является свидетельством истинности церковной веры: «Да разве правдоподобно, чтобы столь многие и великие Церкви заблуждались в одной и той же вере? То, что происходит среди многих людей, не имеет одинакового результата, поэтому ошибки в учении Церкви должны были разниться. То же, что у многих оказывается единым, – не заблуждение, а предание». Кроме того, верность учения Церкви подтверждается его древностью в сравнении с еретическими измышлениями: «Обычно, ради краткости, мы опровергаем еретиков ссылкой на их позднее происхождение. Ибо, поскольку учение об истине, обличившее даже будущие ереси, появилось раньше других, постольку все более поздние учения будут считаться ересями, раз они были предсказаны более древним учением об истине». Но и древние ереси, современные апостолам, также чужды истине, что засвидетельствовано самими апостолами: «Пусть уж тогда всевозможные ереси, которые когда-то были, сами избирают себе время существования: раз они не причастны истине, то неважно, когда они были. Во всяком случае, те, которые не были названы апостолами, не могли и существовать при апостолах: если бы они существовали, то, разумеется, были бы поименованы как обреченные к наказанию. Те же, которые были при апостолах, осуждаются самим наименованием». Тертуллиан говорит о недопустимости называть еретиков христианами: “еретик – не христианин” Естественно, что при таком отношении к ересям отвергается и еретическое крещение. Причины тому две. 1) Различие учений. Еретики верят не в истинного Бога, но в какого-то другого: «Ибо у нас и у них не один и тот же Бог и не один Христос, то есть не тот же самый». 2) Различие обряда крещения: «Если оно у них не по установленному обряду, то его всё равно что нет». А поскольку источником всех ересей является сатана, то и крещение еретиков Тертуллиан, хотя и косвенным образом, ставит в один ряд с языческими «очищениями»: «Спрашивается, наконец: кем же внушается знание того, что пригодно для ересей? Разумеется, диаволом, дело которого – извращать истину, который даже самим священным таинствам подражает в идольских мистериях. И он сам крестит некоторых – тех именно, кто верит в него и верен ему: он обещает взамен снятие грехов в этой купели». Таким образом, действие крещения еретиков оказывается подобным действию языческих посвящений: «Нечистый “очищает”, враг “освобождает”, осужденный “оправдывает”! Можно подумать, что он сам уничтожает результаты своего “труда”, отмывая грехи, которые сам же и внушает». Как люди, совершенно чуждые Церкви, еретики не могут понимать Священного Писания Священномученик Киприан Карфагенский Священномученик Киприан Карфагенский Священномученик Киприан Карфагенский связывает церковное единство с единством Пресвятой Троицы Святой Киприан предлагает различные образы церковного единства, взятые им из Священного Писания и из природы. Это единая голубица «Песни Песней», Невеста Христова, дом Раавы, пасхальный Агнец, хитон Христов, пастырь и стадо, солнце и лучи, источник и ручей, дерево и ветви, смешение вина и воды в евхаристической чаше, соединение муки и воды в евхаристическом хлебе69. Наиболее полно отражает понимание святым Киприаном церковного единства образ тела: «Бог один, и один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия». Единство Церкви выражается: – в единстве веры, единомыслии: «Так, только единомысленные, согласные и простосердечные живут и пребывают в доме Божием, в Церкви Христовой»; – в единодушии, в единстве добродетели: «Бог заповедует, чтобы в доме Его жили только мирные, согласные и единодушные. Он хочет, чтобы возрожденные и оставались такими, какими Он сделал их вторым рождением; чтобы ставшие сынами Божиими пребывали в мире Божием; чтобы у нас, у которых один дух, было одно сердце и чувство»; – в молитве: «У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы – весь народ – составляем одно»Дмитрий Козлов. Святой Киприан Карфагенский: “Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует” Недостаточно раскрытым в богословии священномученика Киприана остался вопрос о святости Церкви, в частности – о связи степени личной святости или греховности священнослужителя с благодатностью совершаемых им таинств. Священномученику Илариону было близко восприятие Карфагенским архипастырем согрешивших братьев как болящих, а покаянной дисциплины как врачевания: «Так надлежит и священнику Божию… промышлять о спасительных средствах… Надобно открыть рану, рассечь и, очистивши от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной вопиет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль – он будет потом благодарить, когда почувствует себя здоровым»Прост Сергей. Вообще аскетика у священномученика Киприана непосредственным образом связана с вероучением и является свидетельством истинной веры. Милостыня, благотворительность, выкуп пленных христиан и прочие добрые дела являются необходимым следствием евангельской веры: «Аврааму вменилось в праведность то, что он поверил Богу (Рим. 4: 3). Но кто, по заповеди Божией, творит милостыню, тот верит Богу и, имея истинную веру, хранит страх Божий; а кто хранит страх Божий, тот, милосердуя о нищих, помышляет о Боге: он творит добрые дела, потому что верует, потому что сознает истину возвещенного в слове Божием и непреложность Божественного Писания, в котором сказано, что бесплодные деревья, то есть люди немилосердые, посекаются и в огнь ввергаются, а милосердые призываются в Небесное Царство (Мф. 3: 10; 5: 7), и которое в другом месте милосердых и потому плодоносных называет верными, а бесплодным – немилосердым отказывает в вере, говоря: аще убо в неправеднем имении верни не бысте, во истиннем кто вам веру имет? И аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст? (Лк. 16: 11)»Санъямин. Именно этот путь веры, реализуемой в жизни христианина, является путем спасения через уподобление Христу: «Христиане! И мы будем тем, чем является Христос, если будем подражать Христу»Кактус. Спасение человека священномученик Киприан не отделяет от обожения, которое стало доступным для нас благодаря Боговоплощению: «Он – Бог наш, Христос, посредник между Отцом и нами – облекается в человека, чтобы привести его к Отцу. Христос захотел быть тем, чем есть человек, чтобы и человек мог быть тем, чем есть Христос». В Церкви человек восстанавливается и преображается через соединение с обоженной человеческой природой Христа, Который для этой цели прошел все ступени Своего спасительного подвига: «…именно для нашего спасения и оживотворения Отец послал Сына Своего, чтобы Тот восстановил нас: Сын благоволил принять на Себя посольство и соделаться Сыном Человеческим, чтобы соделать нас чадами Божиими, – уничижил Себя, чтобы воздвигнуть прежде падших людей, – был язвлен, чтобы уврачевать наши язвы, – был рабом, чтобы рабствующих вывести на свободу, – подъял смерть, чтобы смертным даровать бессмертие». «Затем Он поднят на Небо окружившим Его облаком, да возведет к Отцу как победитель человека, которого возлюбил, в которого облекся, которого избавил от смерти»Капитан Блад. Отношение священномученика Киприана к ересям и расколам утверждалось, прежде всего, на догматических основаниях. Отец и основатель ересей и расколов – сатана: «Он изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство». Поэтому еретик не может называться христианином: «Да он и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом». Еретик не только не христианин, но – «противник Христу», «враг единству и миру Его»Лавай, а еретическое сообщество не Церковь, но разбойничья «шайка». Святой Киприан не делает существенного различия между ересью и расколом. Губительность обоих одинакова “Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви” Естественно, что при таком подходе к еретикам святой Киприан не мог признать еретического крещения. Церковь одна, и «отпущение грехов может быть даруемо только в Церкви», а «противники Христа нисколько не могут присваивать себе Его благодати». Крещение же еретиков лишь «скверное и нечестивое погружение»Элина, в котором «не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются»100. Еретическое священноначалие теряет свою силу так же, как и еретическое крещение: «И потому, кто, не соблюдая ни единства духа, ни союза мира, отделяет себя от уз Церкви и от общества священников, тот, не признавая епископского единства и мира, не может иметь ни власти, ни чести епископа»Киттэн. Естественно, теряется и апостольское преемство епископата: «Неужели ты признаешь епископом того, кто, будучи лжив и чужд Церкви, горделиво усиливается посредством происков быть поставленным во епископа подобными беглецами в то время, когда в Церкви есть епископ, поставленный шестнадцатью соепископами?» Поэтому у еретиков начальствуют не епископы, а лжеепископы. “Не от чего другого произошли ереси и родились расколы, как от того, что не оказывают повиновения священнику Божию” Блаженный Августин, епископ Гиппонский Блаженный Августин, епископ Гиппонский Основание Церкви, ее «краеугольный камень» – Сам Господь Иисус Христос, Воплотившийся Бог: «Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: “Ты еси Христос, Сын Бога Живаго”, – удостоился от Спасителя услышать в ответ: “Блажен еси, Симоне… Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою” (Мф. 16: 16–18). На “сем камени” (petra), на том, что ты сказал: “Ты еси Христос, Сын Бога Живаго”, на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою»Диня Иванян. Блаженный Августин часто говорит о Церкви как о теле Христовом Отделяющиеся от Церкви могут сохранить внешние формы церковной жизни, но не могут сохранить самой жизни, поскольку теряют Святого Духа, оживотворяющего тело Церкви, подобно тому, как дух человеческий сохраняет жизнь в человеческом теле: «Следовательно, братья мои, смотря на свое собственное тело, жалейте о членах, отпавших от Церкви. Наши члены, пока у нас есть жизнь и здоровье, все выполняют свои функции. Один из них заболел чем-то? Все другие страдают вместе с ним. Но если он болеет, он не сможет умереть, пока он остается соединенным с телом. И что такое умереть, как не испустить дух. С другой стороны, если отделить этот член от тела, заберет ли он с собой дух, который его приводит в движение? Мы, без сомнения, узнаем еще эти органы; мы видим, что это – палец, кисть, рука, ухо; отделенный от тела, он сохраняет свою форму, но не свою жизнь. То же самое и с человеком, отделенным от Церкви. Ты ищешь в нем таинства, они есть: крещение – вот оно; символ веры – он еще здесь. Это форма; но если дух не оживляет тебя изнутри, напрасно ты внешне кичишься своей формой»Illya Falco. Естественно, что, утратив Святого Духа, еретики не в силах удержать и Христа: «Ведь, поскольку речь идет о Христе, то по имени Христос находится у каких угодно еретиков, называющих себя христианами; на самом же деле Его у них нет». Блаженный Августин: “Тем недостает Божией любви, кто не заботится о единстве Церкви” По основным вопросам экклезиологии позиция блаженного Августина почти тождественна экклезиологическим воззрениям священномученика Киприана Карфагенского, писания которого блаженный Августин хорошо знал и нередко цитировалАндрей Наумов. Эту преемственность экклезиологических взглядов отметил протоиерей Георгий Флоровский: «Даже Августин не так далек от Киприана… В своих рассуждениях о церковном единстве, о единстве любви как о необходимом и решающем условии спасительного действия таинств Августин собственно только повторяет Киприана в новых словах…». Основные же различия экклезиологии священномученика Киприана и блаженного Августина относятся к вопросу о благодатности (или безблагодатности) таинств еретиков и раскольников. Рассуждения о таинствах еретиков блаженного Августина непосредственным образом связаны с его учением о святости Церкви, которое он раскрывал в целях опровержения мнений донатистов. Церковь, по блаженному Августину, не заповедник святых, но лечебница для больного человечества, «врачебница христианская» Тем не менее, внешняя принадлежность к Церкви не приносит пользы тем, кто пренебрегает исполнением Христовых заповедей. Они становятся также чужды Церкви, как и явные отступники: «От нее отпали или видимо и телесным образом все еретики, или скрыто и духовным образом, хотя по-видимому в ней оставаясь, все возвратившиеся на блевотину свою (Притч. 224, 11; 2 Пет. 2: 22), если они после отпущения всех грехов очень недолго следовали по пути правды, в которых последующее стало хуже прежнего и которым нужно было не столько познать путь правды, сколько, познавши его, опять отвратиться от преданной им святой заповеди»123. Мысль об одинаковой чуждости Церкви членов внецерковных сообществ и грешников, которые только по внешним признакам принадлежат Церкви, находит продолжение в рассуждениях блаженного Августина о таинствах. Крещение еретиков по своему действию подобно случаю, когда к церковному крещению приступает лицемер, обманщик, не имеющий покаяния в содеянных грехах и желания исправить жизнь. Ведь Церковь не крестит вторично тех, кто после лицемерного принятия крещения прибегает к истинному покаянию. Но еретик и грешник одинаково отделены от Церкви. Поэтому еретическое крещение и крещение лицемера блаженный Августин описывает похожим образом. Хотя крещение совершается, но греховное произволение крещаемого не дает ему воспринять действие Святого Духа, и в обоих случаях грехи крещаемого удерживаются. Когда же устраняется причина этого задержания, то есть когда грешник раскаивается в своих грехах, а еретик возвращается в Церковь, тогда ранее удерживаемая благодать крещения вступает в силу и прощение грехов наступает без нового крещенияИрина Григорьева. В полемике с донатистами Августину приходилось отстаивать независимость совершения таинств от нравственности совершителя На этом основании блаженный Августин утверждает, что благодать крещения может преподаваться и сохраняться вне кафолического общения. Если бесы говорят истину, то истина не изменяется, как это было, когда они исповедали Иисуса Сыном Божиим еще прежде апостола Петра. И если грешник крестит, крещение совершается, так как совершается Самим Христом. Так же и раскольники, хотя они отошли от Церкви, от которой имеют таинства, но это отделение не делает менее истинным то, что они всё еще имеют таинства. Имея крещение, раскольники не имеют благодати. Поэтому, пока они вне Церкви, крещение ведет их к погибели При ближайшем рассмотрении видно, что в вопросе о благодатности таинств еретиков и раскольников взгляды блаженного Августина по своему содержанию близки воззрениям священномученика Киприана Карфагенского и не столько опровергают, сколько дополняют их, что также повлияло на экклезиологические идеи архиепископа Илариона. Учению о Церкви священномученика Илариона близки также и рассуждения блаженного Августина о любви как необходимом условии церковной жизни и наиболее заметном ее признаке, который неизбежно утрачивается в любом отступническом сообществе. В работах блаженного Августина можно найти и рассуждения о спасении органического характера, также воспринятые архиепископом Иларионом из святоотеческих творений. Воплощение Бога Слова для блаженного Августина есть в первую очередь «средство врачевания, предпринятое для исцеления и восстановления грешников». Спасение достигается через преображение, обновление человеческой природы, совершенное Воплощенным Богом, проведшим воспринятую им человеческую природу через все необходимые для достижения этой цели ступени: «Но человек обновлен чрез Иисуса Христа, Господа нашего, когда Сама неизреченная и непреложная Премудрость Божия благоволила воспринять полного и совершенного человека и родиться от Духа Святого и Марии Девы, быть распятым, погребенным, воскреснуть и вознестись на небо…»Зиф. Господь дает христианину возможность спасения через прохождение во Христе того пути, который Он совершил Сам: «Всё, что совершено в распятии Христа, в погребении, в тридневном воскресении, в вознесении на небо, в сидении одесную Отца, совершено так, чтобы этим действительным событиям была сообразна жизнь христианская, которая здесь проводится». Всё, что преграждало человеку путь к возрождению, Господь истребил или исцелил соответствующими средствами. Гордость Он уврачевал смирением, да и все «пороки врачуются примером добродетелей Христовых». «Мы обмануты лукавою мудростью змия, а спасаемся буйством Божиим». «Мы во зло употребили бессмертие, чтобы умереть, – Христос во благо употребил смерть, чтобы мы ожили. Поврежденная душа жены произвела в мир болезнь – из неповрежденной плоти Девы произникло здравие». Кроме того, «обольщенных женою освободил Родившийся от Девы; смертные исцелены смертью; люди спасены Человеком». Святители Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, В настоящем разделе работы предлагается обзор богословских идей преимущественно тех святых отцов и учителей Церкви, у которых священномученик Иларион, по его собственному признанию, воспринял учение о спасении. Святитель Афанасий Великий Вся жизнь святителя Афанасия Александрийского была подвигом исповедания Боговоплощения в борьбе с ересью арианства, подвигом, переходящим в мученичество, так как, по свидетельству самого святителя, «не только не приносить в жертву курений – значит быть мучеником, но и не отрекаться от веры есть уже светлое мученичество в совести». Догмат Боговоплощения лежит в основе сотериологических рассуждений святителя Афанасия Великого. «И Сын Божий для того соделался сыном человеческим, чтобы сыны человеческие, то есть сыны Адамовы, соделались сынами Божиими», – такова главная богословская идея, которую вслед за священномучеником Иринеем Лионским не устает повторять великий Александрийский архипастырь. Спасение невозможно без обожения, а обожение – без Воплощения Возвращение человеку первозданного состояния без участия самого человека не принесло бы ему пользы Сын Божий воспринял человеческую природу, которая по причине свободы от всякого греха не была безусловным образом подвержена следствиям грехопадения Адама. Так, тление побеждено уже в самом Боговоплощении: «По снисшествии Слова в тело, оно уже не подлежало истлению, что свойственно было естеству его, но ради вселившегося в нем Божия Слова стало вне тления». Восприятие немощей и смертности человеческой природы во Христе также не носило абсолютного характера. Так, например, Господь «алкал по свойству тела, но не истаевал гладом»Шашечка. Сама смерть не была для Христа необходимостью и была попущена Им в целях домостроительства: «Спаситель пришел положить конец не Своей смерти, но смерти всех людей; почему не собственною смертию (как Жизнь и не имел Он смерти) сложил с Себя тело, но принял смерть от людей, чтобы и эту смерть, коснувшуюся к телу Его, истребить совершенно». Воплотившийся Бог проходит все ступени борьбы и победы над страстями и смертью, становясь Путем для следующего за Ним человечества В целях домостроительства Бог Слово воспринял вместе с телом немощи человечества и саму смерть, которые, как чуждые телу Того, Кто Сам есть Жизнь, по Божию попущению лишь на короткое время могли овладеть животворящим телом: «Не могло оно не умереть, как смертное и за всех приносимое на смерть, для чего и уготовал Себе его Спаситель. Но не могло оно и остаться мертвым, потому что соделалось храмом Жизни. Посему хотя умерло, как смертное, однако ж ожило по силе обитающей в нем Жизни…». Таким образом, через Боговоплощение устраняются все препоны, мешающие спасению человека, и открывается путь к его обожению: «Слово благоволило приять человеческое рождение, и создание Свое, расслабленное грехом, тлением и смертию, восстановить в Себе в обновленном образе. Посему осуждение греха сотворил Он на земле, отменение клятвы на древе, избавление от тления во гробе, разрушение смерти во аде, прошед всюду, чтобы соделать спасение всего человека, показав в Себе зрак нашего образа»Тутта. «Единородный Бог благоизволил полнотою Божества Своего в утробе Девы воссоздать Себе творение первообраза человеческого и новое создание естественным рождением и неразрушимым единением, да совершит за человеков спасительное дело, страданием, смертию и воскресением соделав спасение человеческое». То, что Спаситель порой высказывался от лица всего человечества, не стоит понимать как своего рода божественное лицедейство. Он говорит от лица всех людей, во-первых, по причине единства воспринятой природы со всем человеческим родом, и, во-вторых, имея в виду ту часть человечества, которая в будущем присоединится ко Христовой Церкви, то есть к Его телу: «Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах. Прияв на Себя как бы общее лицо всего человечества, обращает речь к Богу и Отцу не о Себе паче, но за нас и о нас, как единый из нас по домостроительству. Посему называет Отца Господом как восприявший на Себя зрак раба. Просит же о сохранении Своем ради Церкви, которая есть плоть Его. И поелику Церковь есть плоть Его, то и просит об ее собственно сохранении. Почему сохранение это справедливо может быть относимо и к Его лицу». Приобщаясь к Церкви, человек приобщается к спасенному и обоженному телу Христову, получая доступ к тем благам, которые воспринял Сын Божий по Своей человеческой природе: «Посему, о чем говорит Писание, что Сын приял, говорит сие ради тела Его; а тело сие есть начаток Церкви; ибо сказано: начаток Христос (1 Кор. 15: 23). Поелику же Начаток приял имя, еже паче всякаго имене, то силою Его совоскрешено и спосаждено и смешение (1 Кор. 5: 7), по сказанному: с Ним воскреси и спосади (Еф. 2: 6). Посему-то и люди прияли благодать именоваться богами и сынами Божиими. Итак, Господь сперва воскресил из мертвых и вознес в Себе тело Свое, а потом воскрешает и члены тела Своего, да им, как Бог, дарует всё, что Сам приял, как человек. Посему Сам Себе дарует жизнь, Сам Себя святит и Сам Себя возносит». Достаточно часто святой Афанасий употребляет термины, которые позже, будучи истолкованы исключительно в юридическом смысле, легли в основу западной сотериологии. Так, в работах святителя нередко можно встретить рассуждения о лежащем на человечестве долге, искупительной жертве, искуплении через жертву и приношение, искуплении и замещении. Искупительная цена от смерти не Крестная Жертва Христа, а Боговоплощение, что придает понятию «искупление» универсальный смысл Искупление, совершенное Христом, в том виде, в каком его описывает святитель Афанасий, не юридично, но антиюридично и даже – противозаконно, или, если быть более точным, сверхзаконно, поскольку Господь, пришедший «исполнить», то есть восполнить закон, устраняет клятву закона: «Для того Слово и соединилось с человеком, чтобы клятва не имела более силы над человеком, Для того в 71-м псалме умоляющие Бога о человеческом роде говорят: Боже, суд Твой цареви даждь (ст. 1), чтобы смертное наше осуждение, которое было против нас, предано было Сыну, и Он уже в Себе уничтожил сие осуждение, умерши за нас». Святителю Афанасию свойственно органическое понимание искупления, совершенного Сыном Божиим, Который исцелил больное человечество посредством Своего пришествия во плоти: «Когда же человек создан и нужда потребовала уврачевать не то, чего не было, но что уже сотворено, тогда Врачу и Спасителю следовало придти к сотворенному уже, чтобы уврачевать существующее. Посему-то соделался Он человеком и в действие употребил человеческое орудие – тело». Впрочем, по мнению проф. И.В. Попова, прославленного теперь в лике новомучеников Российских как мученик Иоанн, такое понимание значения искупления было обычным для святоотеческого богословия Древней Церкви: «В первые четыре века христианства много спорили о природе Сына Божия, много было высказано противоположных взглядов, но в разнообразии мнений по этому вопросу была общая черта. Все партии, за исключением гностических, видели в Сыне Божием одновременно Творца и Искупителя, потому что самое искупление мыслилось как восстановление первозданного совершенства человека и природы». То значение, которое придавал святитель Афанасий Боговоплощению, делает понятным отношение Александрийского святителя к учению Ария и к самим арианам. Если Сын Божий не единосущен Отцу, то есть не Бог, значит, для человечества остается невозможным обожение и, следовательно, спасение. Ариане вместе с иудеями, «отрицая Сына, не имеют и Отца». «Жалкие еретики», «отпали они от истины и, отрицаясь от Христа, превзошли иудеев в предательстве, погрязают же вместе с язычникам эти богоненавистники, служа твари и различным богам». «Злочестивые ариане» – новые иудеиПетр Шнуров, не отличаются от язычников, богоненавистники, христоборцы, богоборцы. «Христоборное сборище неиствующих арианством не боголюбиво, но злочестиво». Проповедники арианства – антихристыСоветник Шнурре. Нечестивейшая, злочестивейшая, мерзкая и скверная ересь христоборных ариан богоненавистна. Отвергающий Божественную природу Христа – противник Христа И любая ересь, хотя и прикрывается Христовым именем, является служительницей сатаны и губит своих последователей: «Ибо каждая ересь, имея отцом собственного измышления искони совратившегося и соделавшегося человекоубийцею и лжецом диавола и стыдясь произнести ненавистное его имя, притворно принимает на себя прекрасное и превысшее всего Спасителево имя, собирает изречения Писаний, произносит слова, утаевает же истинный смысл и наконец, прикрыв какою-то лестию свое изобретенное ею измышление, сама делается человекоубийцею введенных в заблуждение»Игорь Добрун. Таков сатанинский и антихристианский характер любой ереси: «Так приходил диавол, говоря от лица каждой ереси: “аз есмь Христос”, у меня – истина; и все ереси клеветник этот заставлял лгать и отдельно, и в совокупности». Естественно, что еретики вместо Христа, ведущего Свою Церковь ко спасению, получают в кормчего собственного основателя и вдохновителя, ведущего их в погибель: «Ибо, если есть разумение, то Слово, Кормчий душ (наших), направляет корабль, и cиe путеводительство производится вполне разумно; те же, которые лишены такого водительства, отпадают, как листья». Отпавший же от Церкви «окончательно погибает», «подобно Именею и филлиту», а также предателю Иуде. «А благоразумные ученики, пребывшие с Господом, хотя море было возмущено и корабль готов был погрузиться в волнах, ибо была буря и противный ветер, однако не отпали (от веры в Него), а скорее возбудили от сна Слово, шествовавшее с ними на корабле; и внезапно море успокоилось, по повелению своего Господа, а они были спасены и все сделались проповедниками и учителями». Отношение святителя Афанасия к таинствам еретиков имеет догматическое основание. Крещение ариан и духоборов безблагодатно, поскольку это не есть крещение в Триединого Бога, но – в Творца и тварь. И те, и другие одинаково унижают и хулят всю Святую Троицу: «Как ариане, отрицая Сына, отрицают и Отца, так и эти, произнося хулу на Духа Святаго, хулят и Сына. Те и другие разделили между собою жребий противления истине и за неправомыслие свое, одни о Слове, а другие о Духе, виновны в одинаковой хуле на Святую Троицу». «А кто хулит Троицу, тот явно отрицает святое крещение». Поэтому, «приемля по-видимому крещение во имя не-сущего, ничего не приимут они»Ростислав Стикс. Это относится к таинствам не только ариан и духоборов, но и всех вообще еретиков, искажающих догматы православной веры: «И другие многие ереси, произнося только Имена, но мудрствуя неправо, а потому, как сказано, не имея здравой веры, бесполезною делают преподаваемую ими воду как скудную благочестием». Впрочем, бесполезность крещения еретиков в изложении святого Афанасия носит не просто нейтральный, но явно отрицательный характер, так как прибегающий к крещению еретиков «более сквернится нечестием, нежели омывается». Святитель Григорий Богослов Святитель Григорий Богослов Боговоплощением преодолевается непроходимая иначе пропасть между Творцом и тварью Воплощение и спасение святитель Григорий определяет как величайшие из чудес. Христос «вместе… и перворожден, и новорожден», «что составляет величайшее из чудес». «Много было в то время чудес… Но ни одно из них не уподобляется чуду моего спасения». Христово спасение заключается в том, что Он воспринял не только человеческую природу во всей полноте, но и все немощи человеческие (кроме греха), страдания и саму смерть, чтобы оживить и прославить нас в Себе воскресением: «Ибо всецелого меня, со всеми человеческими свойствами, воспринял на Себя Христос, приняв плоть, рождение, мой образ, поругание, гроб, славу, воскресение». Для человечества нет иной возможности спасения, кроме как через ипостасное соединение во Христе Божественной и человеческой природ, «ибо невоспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается». Спасение святитель Григорий Богослов часто описывает как воссоздание человека, возвращение его в состояние, свойственное первозданному Адаму до грехопадения. Бог воплотился, «чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех». Среди всех деяний, совершенных Христом, «главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму!». Всё, что есть в человеческой природе привнесенного грехом, не терпит пребывания с Богом и как огнем сжигается во Христе: «Сам Он, как Слово, не был ни послушлив, ни непослушлив… но, как образ раба (Фил. 2: 7), снисходит к сорабам и рабам, приемлет на Себя чужое подобие, представляя в Себе всего меня и всё мое, чтоб истощить в Себе мое худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск, или солнце – земной пар, и чтоб мне, через соединение с Ним, приобщиться свойственного Ему». Спасение человечества во Христе становится возможным по причине единства человеческой природы, которое, получив начало в праотце Адаме, осталось в человечестве на уровне его телесного и душевного состава: «Как тело, первоначально растворенное в нас из персти, соделалось впоследствии потоком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других, так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени уделяемая многим и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ»Девушка С Металлическим Сердцем. Впрочем, телесное и душевное единство человечества в грехопадении потерпело значительный ущерб по причине потери единства духовного. Это единство вновь обретается во Христе, преобразившем человеческую природу: «Произошло новое соединение; потому что не заботился я о первом. В первом же я был сподоблен Божиего дыхания, а в последнем Христос воспринял на Себя мою душу и все мои члены, воспринял того Адама, первоначально свободного, который не облекся еще грехом». Господь в Самом Себе преодолевает все преграды, стоявшие на пути спасения человека, и исцеляет язвы, нанесенные человеческой природе грехопадением Адама. Сын Божий через Воплощение, Свои жизненный подвиг, смерть, восстание из мертвых и прославление возвращает человеческому естеству утраченное единство, утвержденное теперь в Ипостаси воплотившегося Сына Божия в единстве Божественном: «Для сего-то воссоздания пришел в естество человеческое Бог, чтобы, преоборов и победив убийцу смертью, за вкушение приняв желчь, за невоздержность рук – гвозди, за древо – крест, за землю – возношение на крест, обратно возвести Адама к жизни и славе. И распростерши святое тело соответственно концам мира, от всех концов собрал Он человеческий род, совокупил в единого человека и заключил в лоне великого Божества, кровью Агнца очистив все нечистоты и отъяв скверну, которая смертным преграждала путь от земли к небу». Приобщаясь к телу Церкви, мы приобщаемся к обновленному человечеству Христа, уподобляясь Ему и объединяясь в Нем Чтобы люди имели возможность следовать путем на небо, открытым для нас воплотившимся Богом, Спаситель очищает грехи и страсти человеческие, побеждает немощи, исцеляет недуги, проходит через врата смерти и глубины ада, восстает в воскресении и возносится на небеса. Человечество в Церкви последует Христу как тело за Главой: «Как за меня назван клятвой (Гал. 3: 13) Разрешающий мной клятву, и грехом (2 Кор. 5: 21) Берущий грех мира (Ин. 1: 29), и Адам из ветхого делается новым, так и мою непокорность, как Глава целого тела, делает Он Своею непокорностью». Сам Христос, будучи безгрешен, не имел нужды в очищении, но совершил Свой подвиг исключительно ради спасения погибающего человечества. Христос – «овча» «непорочно и нескверно, потому что врачует от позора и от недостатков и скверн, произведенных повреждением, ибо хотя воспринял на Себя наши грехи и понес болезни, но Сам не подвергся ничему требующему излечения». Все деяния, совершенные воплотившимся Богом, становятся ступенями, по которым спасаемое в Церкви человечество следует за своей Главой – Христом: «Вскоре потом увидишь и очищающегося в Иордане Иисуса – мое очищение, или, лучше сказать, через это очищение делающего чистыми воды, ибо не имел нужды в очищении Сам Он – вземляй грех мира (Ин. 1: 29); увидишь и разводящиеся небеса (Мк. 1: 10); увидишь, как Иисус и приемлет свидетельство от сродственного Ему Духа, и искушается, и побеждает, и окружен служащими Ему ангелами, и исцеляет всяк недуг и всяку язю (Мф. 4: 23), и животворит мертвых… и изгоняет бесов, то Сам, то через учеников, и немногими хлебами насыщает тысячи, и ходит по морю, и предается, и распинается, и сораспинает мой грех, приводится как агнец и приводит как Иерей, как человек погребается и восстает как Бог, а потом и восходит на небо, и придет со славой Своею. Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова!». Как уже было замечено выше, спасение святитель Григорий не отделяет от обожения, поскольку одно невозможно без другого. Господь спасает, обоживая, и обоживает, спасая. Так человек не только спасается от смерти страданиями Христовыми, но и обоживается: «Воспеваю нетленную славу Христовых страданий, которыми Христос обожил меня, срастворив человеческий образ с небесным». А в Своем рождестве Сын Божий не только освящает человеческую природу Божеством, но и спасает: «А для меня тем более Он чуден, что и Божества не умалил, и меня спас, как врач, приникнув на мои зловонные струпы». Образ Христа как врача смертельно больного человечества неоднократно встречается у святителя Григория Богослова. «Врачевство человеков»Сердце – «Христос… к восстановлению Своего достояния не другим помощникам предоставил врачевать болезнь, потому что слабое врачевство недостаточно в великих страданиях, но истощил ту славу, которую имел Сам Он – небесный и неизменный Образ Небесного». Воплотившийся Бог стал новым Адамом, чтобы «уврачевать прежнего Адама». Термины, которыми пользуются сторонники юридической теории спасения, раскрываются Григорием Богословом иначе Из учения о спасении святителя Григория Богослова вытекает и его отношение к еретикам и их таинствам. Крещение святитель Григорий определяет как “отречение от безбожия и исповедание Божества” Святители Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, Святитель Григорий Нисский У святителя Григория Нисского можно отметить его раскрытие смысла термина «искупление». Святитель Григорий Богослов указывает на условность образа выкупа и не находит возможным положительно разрешить вопрос о лице, получающем искупительную цену: «Кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога… А если Отцу, то… каким образом? Не у Него мы были в плену…». Точка зрения святителя Григория Нисского обычно излагается в том смысле, что выкуп дан диаволу, но невозможность удержать этот «Выкуп» привела к тому, что диавол, оставшись ни с чем, теряет и подвластное ему ранее человечество. Тем не менее, следует признать в этом изложении ограничение мысли святителя Нисского. Из текста «Большого огласительного слова» видно, что, по святителю Григорию, можно говорить о воплотившемся Боге как о выкупе не только диаволу, но и самой смерти. Это понятно уже из следующей цитаты: «Поэтому, чтобы требующему за нас выкупа можно было взять таковой, Божество сокрылось под завесой нашего естества, и враг, как жадная рыба, вместе с приманкой плоти проглотил крючок Божества, а таким образом по водворении жизни на место смерти и по явлении света на место тьмы уничтожилось представляющееся противоположным свету и жизни. Ибо нет возможности и тьме оставаться в присутствии света, и быть смерти, когда действует жизнь». Здесь смерть представляется действующей совокупно с диаволом и смысл искупления раскрывается не в юридическом ключе, а в терминах органической жизни – как победа света над тьмой. Чуть ниже, обобщая свои рассуждения об искуплении, святитель вовсе не упоминает о плате диаволу, а говорит лишь о несбывшейся надежде смерти завладеть воплотившимся Богом: «А могущество видно в том, что стал Он в подобии человеческом, в уничиженном виде нашего естества и смерти подал о Себе надежду, будто бы она в силах по подобию людей овладеть Им; но, будучи в ее власти, совершил то, что свойственно Ему по Божеству; свойственно же свету уничтожение тьмы, а жизни – истребление смерти»Рокси. Отсюда видно, что «выкуп» для святителя Григория Нисского не является строгим юридическим понятием, но есть во многом условный образ, который помогает нам приблизиться к пониманию спасения, совершенного Сыном Божиим через Воплощение, что сближает рассуждения святителя Григория Нисского об искуплении с позицией святителя Григория Богослова. Святитель Кирилл Александрийский “Как тело Христово, Церковь есть непрестанно продолжающееся и ширящееся Воплощение Господа” Достаточно часто архиепископ Иларион в своих работах обращается к церковным толкователям Священного Писания, среди которых, прежде всего, нужно назвать святителя Иоанна Златоуста, а также блаженных Иеронима Стридонского, Феодорита Кирского, Феофилакта Болгарского и святителя Феофана Затворника. В рассуждениях о границах Церкви священномученик Иларион приводит цитаты из «Толкования на Послание к Ефесянам» Златоуста, где говорится о любви как о связи тела Церкви и о губительности отделения от Церкви вне зависимости от причин отделения: «В самом деле, если бы случилось руке отделиться от тела, дух, (истекающий) из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не срывается с тела и не переходить на отнятую руку, но если не найдет ее там, то и не сообщается ей. То же бывает и здесь, если мы не связаны между собою любовью». Даже если отделение от Церкви произошло без догматических или иных разногласий, оно также губительно, как и отделение по причине ереси, чему подтверждением служит пример Корея, Дафана и Авирона: «Но одни ли они потерпели? Не вместе ли с ними (погибли) и их сообщники?». Среди имен святых отцов, к писаниям которых наиболее часто прибегал священномученик Иларион в своих научных работах, следует также назвать святителя Василия Великого и священномученика Игнатия Богоносца. Обзор святоотеческого наследия в работах архиепископа Илариона (Троицкого) имел бы в себе существенный недостаток при умолчании об использовании владыкой Иларионом богослужебных текстов. Хотя нельзя сказать, что богослужебная литература использовалась им систематически и в большом объеме, тем не менее, с детства погруженный в стихию православного богослужения, священномученик Иларион воспринял его общую настроенность и ход мысли и твердо указывал на богослужение Церкви как на незамутненный источник знания, «где воистину “православного богатство богословия”». «Наше богослужение, – писал он, – прямо насыщено богословием, и богословием притом самым чистым и возвышенным. Ведь большинство наших церковных песнопений составлено еще в период святоотеческого дерзновения богословской мысли, составлены иногда великими богословами, например преподобным Иоанном Дамаскином, этим величайшим религиозным поэтом». Именно учение о Боговоплощении можно назвать основным стержнем церковного богослужения, стержнем, на котором держится учение о спасении человека в Церкви. Надо думать, лишь обстоятельства не позволили архимандриту Илариону подвергнуть серьезному богословскому исследованию церковные богослужебные тексты. «Великолепная тема! Просто сам бы писал!» – так прокомментировал инспектор академии тему кандидатской диссертации священника Леонида Архангельского «Идея спасения в живом церковном сознании по богослужению двунадесятых праздников». Предложенный обзор святоотеческой литературы позволяет сделать вывод о традиционности экклезиологических и сотериологических воззрений священномученика Илариона (Троицкого). Это относится, в частности, и к его учению о границах Церкви, излагаемому вполне в русле святоотеческого предания. Андрей Горбачев 24 июля 2015 г. Рейтинг: 8.7 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Полозов А., священник. Библиография: «Вл. Троицкий. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1913» // Душеполезное чтение. 1913. № 4. С. 577. Светлана Пешкова Там же. Список кандидатских и магистерских диссертаций выпускников Московской духовной академии и отзывы на них (период 1835–1918 г.г.). : МДА. Машинопись. 1990. С. 9–10. Сэр Писатель Иларион (Троицкий), архиепископ. Вифлеем и Голгофа // Иларион (Троицкий), архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 425. О богословии священномученика Илариона (Троицкого) см.: Горбачев Андрей. Опыт систематического изложения богословия священномученика Илариона (Троицкого) (по различным аспектам экклезиологии) // http://www.pravoslavie.ru/sm/69130.htm. профиль удален Ириней Лионский, святитель. Доказательство апостольской проповеди // Ириней Лионский, святитель. Творения. М., 1996. С. 616. Ириней Лионский, святитель. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания // Ириней Лионский, святитель. Творения. С. 292. Сама Ночь Там же. С. 292–293. Ветренная Ириней Лионский, святитель. Доказательство апостольской проповеди. С. 587. Роберт Итиль Ириней Лионский, святитель. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. С. 287. Al Ириней Лионский, святитель. Доказательство апостольской проповеди. С. 584. Аlex Там же. С. 584–585. Алекс Ириней Лионский, святитель. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. С. 304. Доленнарвен Там же. С. 491. Независимая Там же. С. 489. Евгений Минаев Там же. С. 489–490. Астральная Там же. С. 306, 448. Альян Там же. С. 448. Кирилл Кметь Там же. С. 304. Даблл Делль Ириней Лионский, святитель. Доказательство апостольской проповеди. С. 595. Черная Принцесса Ириней Лионский, святитель. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. С. 229. Шум и Гам Там же. С. 280. Alex Shumilin Попов И.В. Религиозный идеал святителшя Афанасия (Начало) // Богословский вестник. 1903. Т. 2. № 12. С. 701(4-я пагин.). Шум Удаляющихся Шагов Ириней Лионский, святитель. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. С. 435. профиль удален Там же. С. 284. Шум Гам Там же. С. 284. Там же. С. 49–50, 149, 225–226, 387, 487–488 и др. профиль удален Там же. С. 226. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О плоти Христа // Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. Избранные сочинения / Сост. и общ. ред. А.А. Столярова. М., 1994. С. 179. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О крещении // Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. Избранные сочинения. С. 99–100. профиль удален Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О плоти Христа. С. 161. In The Wdel Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О воскресении плоти // Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. С. 236. Тертуллиан. Апология // Отцы и учители Церкви III века: Антология: В 2-х т. / Сост., биогр. и библиогр. статьи иером. Илариона (Алфеева). М., Т. 1.: Климент Александрийский, Тертуллиан. С. 363, 364. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О прескрипции (против) еретиков // Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. С. 108–109. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. Против Гермогена // Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. Избранные сочинения. С. 130. О том же см.: Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О прескрипции (против) еретиков. С. 120; Тертуллиан. Апология. С. 372–373. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О прескрипции (против) еретиков. С. 123. Ходок Там же. С. 114. Гардеробщик Там же. С. 108. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О крещении. С. 102. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О прескрипции (против) еретиков. С. 126. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О крещении. С. 96. Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О прескрипции (против) еретиков. С. 113. Александра Штырева Иларион (Троицкий), архиепископ. Очерки из истории догмата о Церкви. С. 364–365. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви // Отцы и учители Церкви III века: Антология. Т. 2. С. 297–298. 69 Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо 63. К Цецилию о таинстве Чаши Господней // Отцы и учители Церкви III века: Антология.] Т. 2. С. 373. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви. С. 306. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о молитве Господней // Отцы и учители Церкви III века: Антология. Т. 2. С. 318. Дмитрий Козлов Там же. С. 310. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви. С. 297. Люся Там же. Джуал Киприан Карфагенский, священномученик. 27. Письмо к пресвитерам и диаконам // Киприан Карфагенский, священномученик. Таинство единства Церкви: Сб. писем / Сост. свящ. Александра Гумерова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 114. Прост Сергей Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о падших // Отцы и учители Церкви III века: Антология. Т. 2. С. 285. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви. С. 307. Киприан Карфагенский, священномученик. 53. Письмо к епископам нумидийским о выкупе пленных // Киприан Карфагенский, священномученик. Таинство единства Церкви: Сб. писем. С. 243. Санъямин Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о благотворении и милостынях // Киприан Карфагенский, епископ Карфагенский, священномученик. Творения. М., 1999. С. 315. Кактус Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о суете идолов // Отцы и учители Церкви III века: Антология. Т. 2. С. 278. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о благотворении и милостынях. С. 307. Капитан Блад Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о суете идолов. С. 278. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви. С. 296. Лавай Киприан Карфагенский, священномученик. 47. Письмо к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков // Киприан Карфагенский, священномученик. Таинство единства Церкви: Сб. писем. С. 204. Киприан Карфагенский, священномученик. 36. Письмо к Корнелию о признании его епископом и о Фелициссиме // Там же. С. 242. Степан Скворцев Киприан Карфагенский, священномученик. 43. Письмо к Антониану о Корнелии и Новациане // Там же. С. 173. Киприан Карфагенский, священномученик. 55. Письмо к Стефану о Маркиане Арелатском, приставшем к Новациану // Там же. С. 255. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви. С. 297. Пауль Госсен Там же. С. 301. Киприан Карфагенский, священномученик. 50. Письмо к Корнелию в заточении о его исповедничестве // Киприан Карфагенский, священномученик. Таинство единства Церкви: Сб. писем. С. 234. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо 58. К Квинту о крещении еретиков // Отцы и учители Церкви III века: Антология. Т. 2. С. 368 Элина Там же. С. 367. 100 Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви. С. 300. Киттэн Киприан Карфагенский, священномученик. 43. Письмо к Антониану о Корнелии и Новациане. С. 174. Киприан Карфагенский, священномученик. 47. Письмо к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков. С. 195. Зебра Киприан Карфагенский, священномученик. 54. Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях // Киприан Карфагенский, священномученик. Таинство единства Церкви: Сб. писем. С. 249. Киприан Карфагенский, священномученик. 42. Письмо к Корнелию о злодействах Новата // Там же. С. 155. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви. С. 298. Константин Г. Там же. Адепт Киприан Карфагенский, священномученик. 50. Письмо к Корнелию в заточении о его исповедничестве. С. 232–233. Августин, блаженный. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви // Августин, блаженный. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви: . Киев, 1996. С. 318. Диня Иванян Августин, блаженный. Слово на день памяти святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла // http://www.orthlib.ru/Augustine/pp.html. В.Белинский Августин, блаженный. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. Кн. 1 // Августин, блаженный, епископ Иппонский. Христианская наука, или Основания Священной Герменевтики и Церковного Красноречия: . СПб., 2006. С. 53. Augustin. Sermon CCLXVIII. Pour le jour de la Pentec;te. II. Unit; de L';glise. Ч. 2. Illya Falco Там же. Августин, блаженный. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви. С. 291. Augustine of Hippo, saint. On Baptism, Against the Donatists. Book 3 // http://www.newadvent.org/fathers/1408.htm. Augustine of Hippo, saint. Letter 208 // http://www.newadvent.org/fathers/1102208.htm. Андрей Наумов «О крещении против донатистов». Кн. 1, гл. 1: 1; кн. 2, гл. 1: 1, гл. 15: 20; «О предопределении святых: Первая кн. к Просперу и Иларию». Гл. 3: 7; гл. 4: 8; гл. 8: 15; гл. 14: 26; «Христианская наука…». Гл. 4: 45, 49; «О христианском учении». Гл. XL: 61 и др. Флоровский Георгий, священник. О границах Церкви // Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902–1998. М., 1999. С. 178. Августин, блаженный. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. Кн. 1. С. 52. Augustine of Hippo, saint. Answer to Petilian the Donatist. Book III // http://www.newadvent.org/fathers/14093.htm. Е М Там же. Ч. 2: 3. Августин, блаженный. О граде Божием. Минск; М., 2000. С. 980. 123 Августин, блаженный. О книге Бытия буквально. Кн. 11 // Августин, блаженный. Творения. : Паломник, 1997. С. 230 (3-я пагин.). Ирина Григорьева Augustine of Hippo, saint. On Baptism, Against the Donatists. Book I. Ushaz Augustine of Hippo, saint. Tractates (Lectures) on the Gospel of John. Tractate 5 // http://www.newadvent.org/fathers/1701005.htm. Augustine of Hippo, saint. On Baptism, Against the Donatists. Book I. Augustine of Hippo, saint. Answer to Petilian the Donatist. Book III. Augustine of Hippo, saint. Letter 93 // http://www.newadvent.org/fathers/1102093.htm. Augustine of Hippo, saint. Tractates (Lectures) on the Gospel of John. Tractate 6 // http://www.newadvent.org/fathers/1701006.htm. Августин, блаженный. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. Кн. 1. С. 51. Зиф Августин, блаженный. О книге Бытия буквально: Книга неоконченная // Августин, блаженный. Творения. С. 98 (2-я пагин.) Августин, блаженный. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви. С. 317. Августин, блаженный. Христианская наука или Основания Священной Герменевтики и Церковного Красноречия. Кн. 1. С. 52. Иларион (Троицкий), архиепископ. Вифлеем и Голгофа // Иларион (Троицкий), архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 425. Афанасий Великий, святитель. К епископам Египта и Ливии – окружное послание против ариан // Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 2. С. 37. Афанасий Великий, святитель. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 3. С. 257. Афанасий Великий, святитель. Слово пространнейшее о вере // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 4. С. 459. Афанасий Великий, святитель. Против Аполлинария книга первая. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 3. С. 320. Афанасий Великий, святитель. На ариан слово второе // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 2. С. 352. Вьетнамский Бальзам Там же. С. 353–354. Афанасий Великий, святитель. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 1. С. 248. Афанасий Великий, святитель. Слово пространнейшее о вере. С. 457. Шашечка Афанасий Великий, святитель. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. С. 218–219. Афанасий Великий, святитель. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан. С. 255. Max Gr. Афанасий Великий, святитель. На ариан слово третье // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 2. С. 440. Афанасий Великий, святитель. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан. С. 253. Афанасий Великий, святитель. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. С. 231. Тутта Афанасий Великий, святитель. Против Аполлинария книга первая. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. С. 320. Афанасий Великий, святитель. Против Аполлинария книга вторая. О спасительном пришествии Христовом // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 3. С. 345. Афанасий Великий, святитель. Толкование на псалмы // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 4. С. 71–72. Афанасий Великий, святитель. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан. С. 262–263. Например: Афанасий Великий, святитель. Слово пространнейшее о вере. С. 457; Афанасий Великий, святитель. Десятое (праздничное послание) // Афанасий Великий, святитель. Творения Т. 3. С. 464; Афанасий Великий, святитель. Четырнадцатое (праздничное послание) // Там же. С. 495 и др. Афанасий Великий, святитель. Послание к епископу и исповеднику Аделфию // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 3. С. 308. Афанасий Великий, святитель. На слова: «Вся мне предана суть Отцем Моим…» // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 1. С. 270. Афанасий Великий, святитель. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. С. 247–248. Попов И.В. Религиозный идеал св. Афанасия (Окончание) // Богословский вестник. 1904. Т. 2. № 5. С. 93–92 (2-я пагин.). Афанасий Великий, святитель. На ариан слово второе. С. 317. Афанасий Великий, святитель. На ариан слово третье. С. 390. Афанасий Великий, святитель. Послание епископа Афанасия к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции (История ариан) // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 2. С. 151. Петр Шнуров Афанасий Великий, святитель. О Дионисии, епископе Александрийском // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 1. С. 446. Афанасий Великий, святитель. К епископам Египта и Ливии – окружное послание против ариан. С. 27. Афанасий Великий, святитель. На ариан слово третье. С. 421. Афанасий Великий, святитель. О Дионисии, епископе Александрийском. С. 454, 457; Афанасий Великий, святитель. К епископам Египта и Ливии – окружное послание против ариан. С. 19, 20, 23; Афанасий Великий, святитель. Защитительное слово, в котором святой Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 2. С. 98; Афанасий Великий, святитель. Послание (к инокам) // Там же. С. 103, 104; Афанасий Великий, святитель. На ариан слово первое // Там же. С. 248; Афанасий Великий, святитель. На ариан слово второе. С. 307. Афанасий Великий, святитель. О Дионисии, епископе Александрийском. С. 454; Афанасий Великий, святитель. На ариан слово второе. С. 349. Афанасий Великий, святитель. Послание к брату Серапиону // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 2. С. 101 Советник Шнурре Афанасий Великий, святитель. К епископам Египта и Ливии – окружное послание против ариан. С. 22. Афанасий Великий, святитель. Послание к брату Серапиону. С. 99. Афанасий Великий, святитель. Защитительное слово, в котором святой Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения. С. 98. Афанасий Великий, святитель. На ариан слово второе. С. 306. Афанасий Великий, святитель. Послание епископа Афанасия к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции (История ариан). С. 163. Афанасий Великий, святитель. Послание (к инокам) // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 2. С. 104. Афанасий Великий, святитель. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 1. С. 419. Афанасий Великий, святитель. На ариан слово первое. С. 177. Афанасий Великий, святитель. О Дионисии, епископе Александрийском. С. 471. Игорь Добрун Афанасий Великий, святитель. К епископам Египта и Ливии – окружное послание против ариан. С. 14. Афанасий Великий, святитель. Девятнадцатое (праздничное послание) // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 3. С. 508–509. Афанасий Великий, святитель. К Серапиону, епископу Тмуйскому, послание 1 // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 3. С. 4. Афанасий Великий, святитель. Из бесед на Евангелие от Матфея // Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. 4. С. 440 Ростислав Стикс Афанасий Великий, святитель. На ариан слово второе. С. 319. Григорий Богослов, святитель. Послание 3, к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений: В 2-х т. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. Т. 2. С. 9. Григорий Богослов, святитель. Стихи о самом себе… // Там же. С. 52. Григорий Богослов, святитель. Слово 34, к пришедшим из Египта // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 1. С. 496 Григорий Богослов, святитель. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе // Там же. С. 429. Григорий Богослов, святитель. Песнопения таинственные: Слово 7, о душе // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 2. С. 34. Крылов Григорий Богослов, святитель. Слово 45, на Святую Пасху // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 1. С. 680. Григорий Богослов, святитель. Слово 41, на святую Пятьдесятницу // Там же. С. 583. Григорий Богослов, святитель. К Немесию // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 2. С. 266. Григорий Богослов, святитель. Слово 45, на Святую Пасху. С. 680. Григорий Богослов, святитель. К Немесию. С. 264 Григорий Богослов, святитель. Послание 3, к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое. С. 10. Григорий Богослов, святитель. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 1. С. 531 Григорий Богослов, святитель. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе. С. 431–432. Девушка С Металлическим Сердцем Григорий Богослов, святитель. Песнопения таинственные: Слово 7, о душе. С. 33. Григорий Богослов, святитель. Похвала девству // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 2. С. 136. Андрей Беляков Григорий Богослов, святитель. Слово 45, на Святую Пасху. С. 680. Григорий Богослов, святитель. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 1. С. 657. Григорий Богослов, святитель. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе. С. 431. Григорий Богослов, святитель. Слово 45, на Святую Пасху. С. 670. Григорий Богослов, святитель. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя. С. 531. Григорий Богослов, святитель. На безмолвие во время поста // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 2. С. 93–94. Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные: Слово 2, о Сыне // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 2. С. 21. Сердце Григорий Богослов, святитель. На безмолвие во время поста. С. 96. Григорий Богослов, святитель. Похвала девству. С. 136. Григорий Богослов, святитель. Песнопения таинственные: Слово 8, о заветах и о пришествии Христовом // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 2. С. 36. Григорий Богослов, святитель. О вочеловечении // Там же. С. 131–132. Григорий Богослов, святитель. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе. С. 442. Григорий Богослов, святитель. Слово 40, на святое Крещение // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 1. С. 570. Григорий Богослов, святитель. Слово 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь 150 епископов // Там же. С. 595. Григорий Богослов, святитель. Слово 40, на святое Крещение. С. 547. Григорий Богослов, свт. Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т. 1. С. 459. Григорий Богослов, святитель. Слово 33, против ариан и о самом себе // Там же. С. 491. Григорий Богослов, святитель. Слово 41, на святую Пятьдесятницу. С. 573 Григорий Богослов, святитель. Слово 40, на святое Крещение. С. 571. Григорий Богослов, святитель. Слово 34, к пришедшим из Египта. С. 496. Скурат К.Е. Учение о спасении святителя Афанасия Великого. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. С. 315. Цит. по: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы: Минск, 2001. С. 229. Григорий Богослов, святитель. Слово 45, на Святую Пасху. С. 675–676. Например: Тарасий (Курганский), иеромонах. Перелом в древнерусском богословии. М., 2003. С. 120–122; Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: В 3 ч. / Науч. ред. прот. В. Асмус. 2-е изд., доп. Ч. 3. М., 1997. С. 165 и др. Григорий Нисский, святитель. Большое огласительное слово. Киев, 2003. С. 190. Рокси Там же. С. 191. Кирилл Александрийский, святитель. Толкование на Евангелие от Иоанна: Кн. 11: гл. 10–11 (Ин. 17: 19–23) / Пер. и примеч. М.Д. Муретова // Богословский вестник. 1910. Т. 1. № 1. С. 98 (1-я пагин.) Кирилл Александрийский, святитель. Толкование на Евангелие от Иоанна: Кн. 11: гл. 9–10 (Ин. 17: 13-19) / Пер. и примеч. М.Д. Муретова // Богословский вестник. 1909. Т. 3. № 12. С. 95–96 (1-я пагин.). Иоанн Дамаскин, святой. Точное изложение православной веры. М., 1998. С. 291. Иларион (Троицкий), архимандрит. Новости богословской литературы: С.Л. Епифанович. «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие». Киев, 1915 // Христианин: Журнал церковно-общественной жизни, науки и литературы. 1915. № 5. С. 184. Там же. У Епифановича: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 88. Иларион (Троицкий), архимандрит. Новости богословской литературы: С.Л. Епифанович. «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие»… С. 186; Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С. 101. Иларион (Троицкий), архимандрит. Новости богословской литературы: С.Л. Епифанович. «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие»… С. 185; Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С. 100. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Послание к Ефесянам // Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений: В 12 т. Т. 11. Кн. 1. М., 2004. С. 101. Иларион (Троицкий), священномученик. Воплощение // Иларион (Троицкий), священномученик. Творения: В 3-х т. Т. 3: Церковно-публицистические труды. Изд-во Сретенского монастыря, 2004. С. 263. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Письма о Западе // Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения. М.; СПб, 2000. С. 498. Троицкий В.А. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 27 июня 1911 г. // Архив А.В. Никитского.
© Copyright: Галияра Мама Мира, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике: |