***Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года: Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
В русском переводе Библии слово "херем" переводится в Ветхом Завете - заклятие, а в Новом Завете - анафема. В самых древних текстах обычай заклятия, свойственный израильскому народу и его соседям (напр., Моаву), не есть просто уничтожение побежденного врага, но одно из религиозных правил священной войны. Для того, чтобы достичь победы, Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на добычу и таким образом отказывается извлекать из нее выгоду и налагает на себя обет посвятить ее Богу (Числ. 21, 2; Иис. Нав. 6). Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи: как живых существ, так и материальных предметов. Неисполнение его наказывается (1 Цар. 15), так же как и его кощунственное нарушение, которое может оказаться причиной поражения (Ис. Нав. 7). В действительности применение такого заклятия было довольно редко. Большая часть ханаанских городов была просто занята Израилем (Ис. Нав. 24, 13; Суд. 1, 27-35), например, Газер (Иис. Нав. 16, 10; 3 Цар. 9, 16), Иерусалим (Суд. 1, 21; 2 Цар. 5, 6). Некоторые из них заключили даже союз с Израилем, например, Гаваон (Ис. Нав. 9) и Сихем (Быт. 34). Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось (Суд. 3, 1-6; 3 Цар. 9, 21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия, и вновь утвердить святость избранного народа (Втор. 7, 1-6). Отсюда определенный систематизм в истории завоеваний: религиозная установка, утверждавшая абсолютную власть Бога Израиля над Святой Землей и ее обитателями, переносилась и в прошлое. Развитие понятия "херем" привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу (Втор. 13, 13-18; Иер. 25, 9); с другой - посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа (Лев. 27, 28; Числ. 18, 14). В Новом Завете ни о какой священной войне, ни о заклятии врагов не может быть и речи. Но слово сохраняется со значением проклятия. В устах иудеев в клятвенных формулах (Мк. 14, 71; Деян. 23, 12) оно имеет значение призыва проклятия против самого себя в случае нарушения клятвы. У апостола Павла - это формула, которая выражает суд Божий над неверными (Гал. 1, 8; 1 Кор. 16, 22). "Кто не любит Господа Иисуса Христа, ан;фема, мар;н - аф;" (1 Кор. 16, 22), - говорит Павел. Когда он же говорит: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и "законоположение, и богослужение и обетования" (1 Рим. 9, 3-4), он уточняет, что анафема для христианина - это отлучение от Христа. Преступник против Христа сам отлучает себя от Него, но Церковь Христова может прибегнуть к соборному анафематствованию как к высшей церковной каре за тяжкие прегрешения, прежде всего за измену Православию и уклонение в ереси и расколы. Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от общения с верными и от святых таинств. Так как предание анафеме не является проклятием и при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята, при жизни или после смерти, соборное анафематствование также служит крайней мерой вразумления. Чин анафематствования Соборное провозглашение анафемы множеству врагов и преступников против Христовой Церкви входит в существующий с 843 года чин Торжества Православия, который представляет торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Состав чина анафематствования значительно менялся в разное время и в разных местах. В России чин Торжества Православия был введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и других; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII века митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом чин был исправлен, из него исключены были имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году, затем был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков, а в 1869 из него были изъяты имена государственных преступников. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром повсеместно в Русской Православной Церкви до 1917 года, следующие: Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема. В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий "ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской" (Святейшим Синодом в феврале 1901); "творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной" (1918); несколько священников "публично похуливших Имя Божие" (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев. Литература © Copyright: Галияра Мама Мира, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|