О Паскале

Светлана Сурина: литературный дневник


Знаешь, что меня удивило в Толстом?Он пишет, что ему невыносимо читать мысли Паскаля, находить поразительный отголосок их в себе и поражаться, почему их автор не он?
И меня, ничтоже сумняшеся, поражает то же, но…
Вот смотри:
Монтень пишет, что человек ничтожен и не в силах познать Вселенную. А Паскаль – хоть и подтверждает эту мысль, уверяет, что человек одновременно и велик, поскольку он-то понимает свою ничтожность. Да, он – слабый «тростник на ветру» и чтобы его раздавить незачем ополчаться всей вселенной: порыва ветра, капли воды достаточно, чтобы причинить ему смерть. Между ним и небом перегородкой служит только жизнь,а это - самое
ломкая в мире вещь»(!)
Человек, по Паскалю –ничто в сравнении с Бесконечным, и он – середина между Всем и Ничем!


Вот тут-то я и схватилась с ним.
Значит, Бесконечность существует до появления человека и продолжится после его ухода. И значит Я – человек—появляясь, разрываю Бесконечность( а, точнее, вбираю её в себя, то есть Я – её порождение!)


И если её нельзя объять, то её можно понять, почувствовать—у неё и у моего разума—общий ритм. Мы – едины! И поэтому мы не ничтожны, а велики!


( А Паскаль считал величием только понимание человеком своего
ничтожества.)


Но и сам Паскаль уверен, что стремление к познанию так же необъятно и бесконечно, как и сама Бесконечность. А стремление к познанию- свойство Человека, его разума. Значит, он не ничтожен, а велик не своим пониманием того, что он ничтожен, а своим Безграничным стремлением к
познанию (бесконечности, смысла всего сущего, причин, истоков
мироздания, его движущих сил.)
И здесь я -- его товарищ!


И даже если бы вся вселенная решила погубить человека, он был бы могущественнее всего того, ЧТО хочет его погубить, т.к он знал бы, какими преимуществами перед ним обладает Вселенная, а она этого не знает.
( И опять – в этом он неправ: вселенная, конечно же, это знает! И
дальше он это подчёркивает: он сочувствует Небу и Земле, которые не чувствуют своего существования, а человеку с его разумом дано это счастье чувствовать радость бытия!)
Короче, он хоть и путаник, но мы с ним уважаем Мысль и оба считаем, что величие в МЫСЛИ.



Другие статьи в литературном дневнике: