Советская Армия. Головокружительная карьера

В первую очередь в планы клуба входило всё, что касалось предстоящего тридцатилетия гвардейского звания железнодорожной бригады. Из-за недостатка времени от съёмки юбилейного фильма пришлось отказаться. К сроку можно было успеть оформить только четыре стенда на исторических материалах, репродукциях старых фотографий, очерках боевых будней послевоенного времени и фотоиллюстрациях современной жизни соединения. На эту же тему предстояло сделать серию диафильмов и растиражировать по всем подведомственным частям.
Александр увлечённо взялся за работу. Старший лейтенант частенько вместе с ним засиживался допоздна. В работе как-то незаметно возникла личная человеческая дружба, невзирая на разницу в звании.
Пришлось к слову, и начальник узнал, что у Александра дома осталась жена с малолетним сыном. Из-за отсутствия мест в детском саду ей приходится брать его на работу с зарплатой неполных семьдесят рублей в месяц. Эта информация потрясла начальника клуба, и он ушёл домой расстроенным. Однако утром появился, полон оптимизма и на подъёме настроения изложил свою идею:
«Саша, мог бы ты проводить в вечернее время два раза в неделю занятия фотокружка для разновозрастной аудитории?»
«Конечно! А где?»
«Начальник Дома Офицеров давно горит идеей создать фотокружок для военнослужащих и членов их семей. Но никак не может найти руководителя, потому что он может платить в месяц только шестьдесят пять рублей. моя идея с тобой, как совместителем ему понравилась. И для тебя, думаю, будет хорошая поддержка жене».
«С радостью! Но как быть, если на эти дни придётся идти в наряд?»
«Я позабочусь!»
На следующий день дело было оформлено. Александр с шефом побывали в Доме Офицеров. Оттуда солдат вышел по-совместительству нештатным руководителем фотокружка, с месячным жалованием шестьдесят семь рублей пятьдесят копеек после вычета налогов!
На следующий вторник назначили первое занятие.
Интерес был огромен. Ещё бы! Занятия будет вести солдат! Собралось больше сорока человек. Там были шестнадцати-двадцатилетние гражданские ребята, девушки постарше. Пара зрелых мужчин в гражданке. Офицеры от лейтенантов до майоров и …один полковник.
Бывший преподаватель почувствовал некоторое волнение. Нет, не от неуверенности в знаниях – фотографию он любил и знал, тем более восстановленная в памяти лекция была уже «прокатана» неоднократно и имела успех. Но погоны рядового перед офицерами заставляли чувствовать себя стеснённо.
Ровно в девятнадцать ноль-ноль лекция началась! Через две-три фразы,  полковник вдруг задал вопрос. Александр обстоятельно ответил и продолжил лекцию.
Через минуту-полторы последовал опять вопрос. Солдат сдержанно удовлетворил ответом. Вопросы были, в общем-то, по делу. Офицер темой владел, но не вовремя.
Когда по ходу лекции полковник задал третий вопрос, лектор размеренно и чётко обратился:
«Товарищ полковник, давайте договоримся! Я полностью прочитаю лекцию, а если что неясно, вопросы в конце!»
«Товарищ солдат, вы не забыли, что перед вами офицер?»
Александра заело, но он хоть и спокойно внешне, внутри бросился в диалог, как на амбразуру. А там - будь что будет:
«Товарищ полковник, здесь я для вас генерал! Вот когда выйдем из класса, там Вы полковник, а я рядовой!»
Оппонент даже замер от неожиданности. В аудитории послышались смешки и полная тишина в ожидании развязки. Полковник понял, что любая его эмоциональная реакция вызовет смех и сыграет против его авторитета. Подумав мгновение, он сделал единственно правильный ход. В полном спокойствии ответил:
«Хорошо! Продолжайте!»
Воодушевившись и забыв про погоны, преподаватель на одном дыхании прочитал лекцию о природе света, механизме воздействия его на окружающую среду. Об истории возникновения фотографии и её развитии до современности. Коснулся техники и технологии изготовления фотоснимков. Плавно перешёл к целям и задачам именно этого фотокружка и завершил оргвопросами по формированию возрастных групп. Потом обратился к полковнику:
«Товарищ полковник, вопросы есть?»
«Нет! Лекция интересная, спасибо!»
И ...остался на месте.
Когда все получили ответы на свои вопросы, разбились на группы, составили списки и ушли. Полковник поднялся, крепко пожал руку Александру и сказал:
«Молодец! Лекция хорошая, слушал с интересом! Но со старшими офицерами советую быть поосторожнее!»
Больше они никогда не встретились.
Александр в тот вечер внезапно "продвинулся по армейской карьерной лестнице". Ему «присвоили» заглазное прозвище - «Генерал».


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию