Звуки, дающие ощущение счастья

Абсолютно без подготовки, у друзей горели билеты, бегом в Филармонию.

Музыкально-поэтический вечер - «Г. Ф. Гендель и его время».

Что значит без подготовки?
Внутренний настрой - это конечно определяющее, но какой-то уровень информации о композиторе, о его стиле, тем более о его времени, нужно иметь или восстановить в памяти, чтобы «разговаривать» с музыкой и полноценно ощущать её.

Это моё мнение, допускаю, что не бесспорное, но так вводила сына в классическую музыку. Сначала… почитать о... подумать, а потом на концерт классической музыки.

Классическая музыка. Тоже ёмкое и неоднозначное понятие.
По сравнению с другими видами музыкальных произведений это не есть «выше» - «ниже».

Само по себе словосочетание «классическая музыка» не гарантирует воплощения художественности, какого-то особого эмоционального воздействия на слушателя.
 
Симфония тоже может быть примитивной и поверхностной, а джазовая композиция, авторская песня - глубокими и содержательными.
Тут важно, чтобы музыка не просто развлекала, а, как писал Бетховен  -
«была посредницей между жизнью ума и жизнью чувств».

Поэтому ум-то и следует подготовить, что бы звуки музыки весенним половодьем душу обновляли, волновали… возвышали...

Такое неожиданное приглашение на концерт несколько смущало. Я ещё не отошла от московской поездки, переполненная впечатлениями – ощущениями, ритмами ХХI века, и тут с головой в барокко…

А барокко не простой стиль.
Много есть определений его – причудливый, склонный к излишествам…
А сейчас почему-то, наблюдая, как идущая передо мной дама подметает норковой шубой ступеньки филармонии, вспомнилось и такое определение – «жемчужина с пороком».

Это как бы «барокко» по-нашенски.

С улыбкой сказала об этом своим спутникам. Подружка даже обиделась:

- Перестань ёрничать. Барокко – БАХ! ГЕНДЕЛЬ! Здесь чувство безграничности, трагической незащищённости мира, - и ещё с большим нажимом, - здесь бездна космоса! Здесь духовное открытие человека!

Ну, прямо камертон к концерту.

Спокойно, приобняв нас, наш кавалер и поведал:

- Давайте, возьмём другую ноту, - так по-дружески тепло, как бы примиряя нас, - в музыкальном обиходе барокко в основном живёт в ритмах и интонациях лёгкой музыки, - напел… «под музыку Вивальди…» Эта музыка полифонична. Друзья, готовьтесь - нас ожидает роскошь звуков. Да, да! От жанрово-танцевальных до мажора- минора в честь человека, через такой необыкновенный интерес к его внутреннему миру. Вперёд!!

Разминка для души состоялась.

***

В зале еле-еле  пробрались на свои места. Сцена приковала внимание.
На заднике были спроецированы два портрета.

Г. Ф. Гендель /23. 0 2.1685-14.04.1759/
И. С. Бах /21.03.1685-28.07.1750/

Какие лица. Какие характеры.
Эти два музыкальных гения ровесники. Оба родились в Германии.
А вглядываясь в их лица, ощущаешь… какие они, даже чисто внешне, разные.

Бах – прямодушен, но в складках губ затаилась раздражительность, неуступчивость.
Жесткие линии рта, крепко сжатые губы свидетельствуют об упорстве, непримиримости. Однако не трудно уловить, что чуть прикрытые близорукие глаза смотрят на вас из-под густых бровей с некоторой доброжелательностью.
Это лицо не назовёшь красивым, но оно подкупает гордой посадкой головы, каким-то внутренним напряжением.

Я поняла так, что этот портрет предъявлен зрителю, чтобы уловить главное отличительное качество Баха – он человек двух миров, его художественное восприятие и творчество протекают как бы независимо от банальностей внешнего мира, он там…ближе к Богу.

Гендель другой.
Красив. Величественен. Тонкие черты лица. Живые, слегка улыбающиеся глаза. Красивая линия чувственных губ, в складках которых лёгкая игривая улыбка. Лицо романтика, всем своим обликом воспевающего жизнь, во всей её красоте и радости.
Одежда подчёркивает его светскость, изысканность.
Начинаешь понимать, почему его при жизни называли – музыкальный поэт и живописец.
Таков дух его возвышенности.

Этим двум гениям не суждено было встретиться. Но они очень чтили друг друга.

Замечательное построение концерт.
Ведущая ненавязчиво познакомила с основными вехами творчества Генделя, и пригласила зрителей обернуться в слух, довериться музыкальному гению и насладиться хрустальными звуками далёкой эпохи, но не увядающими смыслами любви, красоты, верности…

Первое произведение - Пассакалия соль-минор. Арфа с оркестром…

Зал погружается в ощущение простора, красоты, чистоты и величия звуков.
Очень редко бывает на концертах, когда аплодисменты как бы запаздывают на секунду,…публика заворожена…
Именно это, глубокое наполнение чувством каждой  ноты арфы,  делало музыку владычицей сердец зрителей.

И вот новая атака- «Музыка на воде».

И здесь в инструментальных пьесах передаётся слияния человека с природой, с массовыми праздниками людей. Праздниками, видимо потому, что песенные мелодии и танцевальные ритмы воспевают радость жизни.
Усиливая роль медных духовых инструментов в оркестре, Гендель дарит слушателям ощущение звука, плывущего  по речным далям, ласкающего слух…

Второе отделение.

После перенесённой тяжелой болезни Гендель почувствовал необходимость сказать новое слово, способное выразить его новые мысли и чувства.
Он обращается к Библии, тщательно отбирая страницы, посвященные героической эпохе в жизни народа, и придает им аллегорический смысл.

Слушаем самый известный фрагмент  оратории "Мессия  — хор  "Аллилуйя".
Хор исполняет тексты (если можно так сказать) из трёх стихов Апокалипсиса.

Музыковеды отмечали многократно, что именно в хорах сказалось умение композитора передавать в музыке жизнеутверждающие ощущения и чувства народных масс.

Гендель больше, чем кто-либо другой, избегает изображения смерти. Она вне его эстетики.
Его Бог – жизнь.

Хор передает все оттенки переживания человека и поражает величием и торжественность. Победный финал. И музыка так точна в выражении этих смыслов.

Во всенародном гимне победы, так органично переплетаются  мелодии в танцевальном ритме с напевом старинного немецкого протестантского хорала... гимна Крестьянской войны XVI века.

В Англии это хоровое исполнение всегда слушали стоя, как чтение Евангелия в церкви.

И вот - диво!
Хор завершает песнопение  торжественными звуками труб и литавр,
и все, сидящие в зале, подталкиваемые неведомой силой… встают.

Концерт завершён.

Смотрю на окружающих. Лица излучают свет.
Нет суеты и беспокойства, никто не срывается  в гардероб.
Воздействует целительное свойство генделевского возвышенного.

Такая музыка, как бы устраняет озабоченность, суетливость
нашей серой повседневности.

В такие минуты и испытываешь реальное счастье – гармонию в душе.

В программке выделены слова Генделя: - «Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель – делать их лучше».

Более 250 лет ЕГО музыка служит тому…


На это произведение написана 31 рецензия      Написать рецензию