День Святого Валентина

    Я всегда любила наблюдать за пожилыми парами на прогулке в парке и в магазине. Они так трогательны, нежны и внимательны. У нас в России не принято  афишировать отношения возрастных пар, степенно прогуливающихся за ручку или в обнимку, а в Европе  - это норма.  А так приятно видеть, как глубоко пожилые люди не утратили остроты чувств, вкуса к жизни и любви…

    Так случилось, что мне пришлось поехать навестить престарелого родственника в Германию…  Это было в конце января … Мой родственник болел.  Я ухаживала за ним, и мне часто приходилось ходить в аптеку, к врачу и просто прогуливаться с ним в парке…

     Однажды, гуляя с дядей по парку, я катала его в коляске и увидела в углу парка, под старым раскидистым деревом, разбитым грозой, на скамейке пожилого  немца. Он сидел неподвижно, опустив голову, глубоко натянув на голову шляпу. Одет он был в старый потертый, бежевый плащ… Плащ явно был с чужого плеча,  застегнут на все пуговицы. На шее был намотан коричневый клетчатый шарф. К скамейке был прислонён зонт–трость. Немец был похож на старого, нахохлившегося,  потрепанного в воробьиных баталиях старого воробья.
   
    Он сидел, о чем-то думал, поглядывал на детей и прохожих. Иногда чему–то   улыбался, а иногда сморкался в платок и смахивал слезу. С ним никто не разговаривал. Лишь иногда к нему подходил его, видимо, друг, и они играли в шахматы или читали газеты.

     У меня перед днем Святого Валентина   День рождения, и в этот  день, по поручению моего дяди, я отправилась  в цветочный магазин, чтобы купить цветы себе и для знакомых женщин моего дяди. День выдался теплый, солнца не было, но чувствовалось, что скоро весна. Сквозь  асфальт на солнцепеке  пробивалась  и зеленела травка… Я медленно шла и наслаждалась покоем и ухоженностью парка …  Перед входом в цветочный магазин я снова увидела того пожилого  немца… Он стоял и выбирал цветы… Вдруг я услышала, как на немного ломаном русском  он сказал мне:

     - Здравствуйте, фрау… Вы чудесно выглядите, а где ваш подопечный?

     Я ответила, что он чувствует себя неважно и остался дома, а меня отправил за цветами к празднику.

     -  О, это замечательно…  А я могу вас попросить составить мне сегодня компанию?  Ненадолго… Просто посидите со мной.   Я  вам  расскажу  свою историю, и мы выпьем в честь праздника по баночке баварского…
Я ответила, что позвоню дяде, и если он во мне пока не нуждается, я с удовольствием приму его предложение…

    Он купил хризантемы  мне и еще одну (кому - он не объяснил), и мы пошли к его лавочке в парке.   Шел он, тяжело ступая,  опираясь на зонт,  а в другой руке держал  пакет и цветок… Он  молчал… Мы подошли к скамейке, он предложил мне сесть. Я села на скамейку и положила  цветы на колени.   Пожилой   немец  взял вторую хризантему, отнес под дерево и воткнул в землю...  Немного постоял, присел на скамейку и,  помолчав,  сказал:

    -  Прости меня, Эльза…  За все прости… Завтра  День Святого Валентина, это наш день… Почти 50 лет назад в этот день мы поженились… Все эти годы я любил тебя, но вел себя недостойно…  И вот тебя нет уже на этом свете…  Я многое понял, как был не прав…  А когда появились наши дети, то я оставлял тебя дома и уходил сюда, в этот старый парк. Я весело проводил здесь время с друзьями. У меня были другие женщины. Я никогда больше не дарил тебе цветов  в  День Святого Валентина и  сейчас  я так сожалею об этом…   А когда я приходил  домой, ты терпеливо меня встречала и не бранила.  Меня раздражало все:  и   детский  плач, и твое многозначительное молчание, и твоя покорность мне и своей участи.  Так  прошло более 50 лет. И вот когда ты тихо покинула меня, не сказав на прощанье даже слова, – я всё  понял. Я понял, что любил только тебя  одну, что без тебя я просто жить не могу и так хочу пригласить тебя сюда, в этот парк на мою любимую скамейку, посидеть со мной рядом и разделить со мной моё одиночество… Я прошу у тебя прощения за причиненные тебе обиды. Как бы я хотел все изменить, но это, увы, невозможно…

    Пожилой  немец  горько  заплакал.  Я  сидела и не знала, что сказать и как его утешить… Он, конечно, сам во многом виноват, но  осудить его у меня не хватило духу.  Человек сам себя наказал…

    Потом  он,   молча достал две баночки пива,  и мы  молча выпили…  Я не знала, о чем его спросить;  думаю, этого и не нужно было… Я просто сидела рядом с ним на скамейке…

    Вдруг он поднялся и сказал:
     -  Большое спасибо, фрау… Вы так мне помогли… Я, наверно, так бы  и не решился   попросить   Эльзу   меня простить…  Завтра  день Святого  Валентина и  наша годовщина свадьбы. Мне хотелось просто купить ей в этот день цветы и попросить прощения.  А  еще мне хотелось почувствовать, как было бы приятно  сидеть на моей любимой скамейке с ней рядом и пить пиво.  Я вам очень признателен… Я видел, как вы прогуливаетесь с дядей и понял, что вы мне не откажете.  Я сейчас понял, как много я потерял в жизни:  ведь я ни разу Эльзу не  привел сюда. Я  был  глуп… и потерял её…

    Он  поцеловал мне на прощанье руку, и я пошла домой… 
Эта история долго не давала мне покоя. А много позже дядя сообщил, что однажды  этого пожилого  немца нашли мертвым, сидящим на своей скамейке… 
И когда я вижу пожилую чету, идущую под ручку, я сразу вспоминаю того пожилого немца… 


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию