Я сажаю вишню

                                                                                                           Другу моему, В.С.
     На самом деле я не посадила ни одной вишни. Разные деревья изредка приходилось сажать, но не это.
     Я о другом. Наверное, каждый из пишущих может определенно сказать, когда он получил «толчок»  заниматься творчеством, как он шел к обретению себя, с какого момента он навсегда «пропал» в непостижимом до конца мире литературы.
    Если бы кто сказал, что литература станет частью моей жизни, я бы рассмеялась ему в лицо. Ха, выросла в рабочей семье, где книгам не придавалось особого значения, эстетами в родословной похвастаться не могу. Ну подарил в молодости папа маме на годовщину свадьбы книгу «Рисунки мастеров итальянского Возрождения». Книга была объемная, в матерчатой обложке, с гладкими страницами, и мы с сестрой, листая ее,  очень рано узнали о строении человеческого тела. А уж когда рядом с нами построили детскую библиотеку, это был просто праздник , все свободное время мы проводили там.
    Какое влияние имеет литература на человеческую душу, я ощутила в третьем классе. До этого мы учили что-то типа «травка зеленеет», но меня не задевали  поэтические строки до глубины души. А тут вдруг «Вишня» М. Исаковского. Нас попросили просто самостоятельно прочитать стихотворение, и уж тем более никто его не анализировал. Я прочитала. Прочитала еще раз. Еще. И сразу строки врезались в память, я и сейчас, в свои пятьдесят два, могу повторить их без запинки. Я понимала, что есть в стихотворении что-то  важное, кроме того, что добрый старик решил посадить  вишню. Не думаю, чтобы кто-то в классе даже чуть-чуть понял, что «сотворил» пролетарский поэт с моей душой. Мне  был дан ответ, как жить, чтобы обрести смысл существования. Ну тогда я, естественно, не знала слов «душа», «смысл существования», «обретение» и тому подобное. Я просто поняла, буду жить КАК: нужно творить добро,  не  искать благодарности за благие поступки, испытывать счастье оттого, что ты приносишь пользу. Это был первый, серьезный, урок в моей жизни, преподанный не молоденькой учительницей, а не знакомым мне поэтом. («Впечатлительная девочка!» - резонно заметите вы. Кстати, мой дядя-гармонист всегда плакал, когда пел  «Враги сожгли родную хату» на слова того же поэта.)
      Позднее я приобрела пластинку с песнями  Михаила Васильевича: «Эх, загудели-заиграли провода, мы такого не видали никогда» (об электричестве). «Под красное знамя бойцов собирая, все тяготы жизни познавший вполне, он видел меня из далекого края, он видел и думал не раз обо мне». (Это о В.И. Ленине). У поэта соцреализма были понятны слова, не то, что у А.С. Пушкина, Пушкин был еще труден для меня ( "И пену из власов струею выжимала." ( А.С.Пушкин о нереиде, хи-хи!), а язык М. Исаковского прост. Но уже тогда я понимала, что «эти» строчки уйдут когда-нибудь вместе с историей, а  «Вишня» должна остаться. Эта «Вишня» положила начало моему внутреннему развитию, я тогда осознала, сколь велико влияние слова на человека.
     И я стала «сажать» СВОЮ вишню. Начало оказалось трудным. Когда у тебя появляется внутренний мир, отличный, скажем, от большинства, то ты выглядишь  несколько «с приветом» (или с «припендурой», как у нас говорят). Ты уходишь в какой-то мере от  материального вовнутрь: Бог знает, что начинает твориться в душе, потому как вопросов больше, чем ответов. И плевать мне было на корень уравнения, когда ищешь  смысл бытия. Захотелось, как Андрею Болконскому, «быть вполне хорошим», никому не причинять зла, а по возможности творить добро. («Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим...»)
     Правда, получалось по-разному. Были и ошибки,   и серьезные проступки, но были и по-настоящему добрые дела. Я как-то подводила итоги своей жизни (был повод) и с удовлетворением отметила, что хорошего все же мною было сделано гораздо больше. Гораздо. Какие-то сучкИ на моей вишенке отваливались, какие-то вырастали вновь,  зеленела листва, появлялись плоды, одни доставались птицам, другие -  людям, что-то падало на землю. 
      Все как у всех, кроме, пожалуй, того, что Слову я служу всю жизнь. Профессия у меня такая. А из моих ровесников продолжаю писать я одна, хотя начинали многие. Талантливо, не талантливо – это другой вопрос, главное, без этого я не представляю СВОЕГО счастья.
    Однажды был долгий перерыв, я отошла от творчества и уехала в столицу. Но бывает же такое: уже в зрелом возрасте на моем пути впервые встретился мужчина, которого я могла бы без оговорок назвать настоящим другом. Он просто убедительно «заставил» меня не бросать писать. Я возражала «Зачем? Я не Пушкин и не Толстой, что нового я могу поведать миру?» На что он ответил примерно следующее: «У тебя всегда будет один верный читатель – я. А значит, твои слова находят отклик в моей душе. Найдут и в других душах. Тебе не нужно походить на кого-то, просто пиши.» (Ну типа, «если звезды зажигают- значит- это кому-нибудь нужно…»). И я поверила ему, ибо любое слово его, сказанное мне, искренне.
     Вы думаете, я вам тут капаю на мозги на Прозе, занимаюсь самокопанием? Нетушки, я просто раздаю плоды со своей вишни. Угощайтесь.
 
2014


На это произведение написано 6 рецензий      Написать рецензию