Бой за реформу
Заведующая районным отделом народного образования, назовём её «С.П.», срочно собрала в свой кабинет весь коллектив на «пятиминутку», в общем-то обязательную для понедельника, в девять часов утра. В те годы, «пятиминутки» могли длиться все шестьдесят минут, так как в этот период изучались главные новости страны за неделю, «доводились до сведения» важные профессиональнее документы, коллеги отчитывались о командировках, намечались планы на предстоящую рабочую неделю и прочее. В тот день получилось так, что О.А. , специалиста по работе с дошкольными учреждениями, усадили, как именинницу, в центр стола, стоявшего буквой Т. Напротив, соответственно, оказалась сама С.П., все остальные сотрудники коллектива распределились по периметру кабинета.
Однако, С.П. не торопилась начинать разговор или о чём-то информировать коллектив, явно чего-то или кого-то ожидая. С опозданием на 5 минут, в дверях кабинета, неожиданно для О.А. появился сам председатель Райисполкома Шульгин Валерий Николаевич. Оказывается, его-то мы и ждали.
С.П. явно приободрилась, всех быстренько утихомирила и… приступила… к бою. Иначе то собрание (пятиминутку) назвать нельзя.
Однако, сейчас необходимо кое-что прояснить, чтобы понять происшедшее позже.
Перестройка у нас в стране только начиналась, но по городам и весям уже катились предложения с различными «ноу-хау» во всех областях производства и в бюджетной сфере. Во многих наших профессиональных журналах предлагались реконструкции: кабинетов, отделов, школьных программ, и обновление всей системы педагогической и методической работы.
Однажды, в узком кругу коллег кабинета, О.А. предложила свой проект-схему реорганизации отдела ОНО. Поскольку стиль и метод руководства новоиспечённого руководителя в лице С.П. всем: и в школах и в детских садах района, и сотрудникам в отделе явно давно не нравились. Её безграмотное топтание на месте, грубые нападки и ехидные недомолвки, убивали всякую инициативу или желание что-то делать; сталкивание лбами коллег, проявление профессиональной безграмотности на различных методических мероприятиях, процветание меркантильности во всех её деяниях вызывали всеобщий ропот и недовольство.
Однако, не было смелых, не было той силы, которая бы однажды могла выступить с критикой в адрес С.П., с соответствующими выводами и предложениями. И когда О.А. предложила группе коллег разработанную ею идею, как план-схему реконструкции отдела, которая заключалась в том:
а) чтобы руководитель ОНО был избранным и обязательно на альтернативной основе;
б)чтобы создать новую структуру руководства и контроля в качестве координационного центра и инспекторско-методической службы.
Для обеспечения высококлассной деятельности этого центра привлекать лучших педагогов, выявленных по результатам аттестации, имеющих богатейший опыт;
в) создать единую материально-техническую и финансовую службу с централизованным диспетчерским обеспечением или сделать её локальной, для каждого педагогического коллектива, в соответствии с современными требованиями;
г) Преемственность: детский сад – школа в воспитании и обучении детей - сделать реальной;
Ознакомившись, коллеги единодушно план-схему одобрили. Одобрили сам план, но почему-то также единодушно выдохнули: «а возможно ли это сейчас?»
На взгляд О.А. – да, возможно. Совсем недавно принят закон РФ об образовании, который открывал эти возможности. Было понятно, что решительных действий ждут многие, но отважных нет, чтобы что-то изменить и открыто предложить.
На очередном обсуждении этой идеи инициативной группой было принято решение: дать информацию в районные СМИ. Предложить, всем заинтересованным коллегам района, изучить предложенные план-схему для того, чтобы изменить всю систему деятельности в народном образовании на современном уровне, в нашем конкретном районе.
Набросав сопроводительную записку к плану-схеме по реформе в РОНО, а также подготовив подробную статью для местной газеты О.А. заглянула в РК КПСС и посетила первого секретаря Сухарева В.А. Он встретил её непривычно, вежливо и доброжелательно. Прочитав текст статьи, рассмотрев план-схему, он надолго задумался. Посмотрел в окно, на О.А., в глазах промелькнули весёлые искорки. И он почему-то таким доверительным голосом стал рассказывать, что его первый диплом об окончании университета – красный. Он историк, даже некоторое время преподавал в школе. Это не считая диплома Высшей партийной школы, и т.д. и т.п..
А затем говорит:
-В этом что-то есть. Если у вас получится, и вас поддержат в коллективах, я не буду мешать.
Получив такую поддержку, выйдя из здания РК КПСС, О.А. отправилась в редакцию газеты «Золотая Чукотка» с подготовленной статьёй. По дороге в редакцию пришло и название статьи: «Давайте подумаем вместе».
В редакции ответственным секретарём (на этот момент он исполнял обязанности редактора) был бывший коллега Широков А.И. Они были знакомы и её появление не вызвало никаких эмоций, поскольку она частенько приносила заметки о результатах деятельности на своём поприще, об успехах в дошкольных коллективах и прочее.
Она показала свои материалы, и Широков окунулся в их изучение. Повертел бумаги в руках, словно искал продолжение, а потом молча и долго смотрел на неё, с удивлением и восхищением. Он прекрасно знал С.П., знал её «художества» не понаслышке, знал её злопамятный характер. И А.И. так тихо говорит:
- А ведь это бомба! Будет такой взрыв!!! Вы готовы?
О.А. объяснила, что и не рассчитывала, что всё пройдёт тихой волной; резонанс, в общем-то, был нужен, ведь разговор идёт о реорганизации, и у народа будет возможность высказать своё мнение. Именно на это она и рассчитывала. Эта заметка будет отправной точкой.
На что А.И. говорит: - А что с вами будет?
Её ответ: -Выстою, надо же кому-то начинать. Все хотят перемен, вот и будет повод. Тем более, что в РК КПСС руководство не против.
Договорились с редактором, что выход заметки будет пока в секрете. Уже из редакции она зашла в поселковый Совет. Председатель Совета Смирнов Н.И. тоже её поддержал, тем более, что весь удар она готова принять на себя. Подпись под заметкой стояла «Инициативная группа», но все знали, что это её идея, а все, кто поддерживал О.А., очень не желали светиться. Поэтому и подпись такая. Единомышленники боялись конфликта, ведь С.П. очень скандальная особа.
Вот наступил понедельник, с которого начался этот рассказ. Районная газета «Золотая Чукотка» вышла в субботу, за выходные дни, наверное, все уже ознакомились с этой заметкой. Она получилась увесистой, в ней всё подробно разъяснялось, и в заключении было предложено всем, кому не безразлична проблема «образования», выступить со своими предложениями, т.е. «подумаем об этом вместе».
И сегодня С.П. зачитала заметку перед коллективом, сильно волнуясь. Часто переходя на ехидный, с издёвкой, тон, т.е. «ишь, чего захотела, да кто ты такая!?». Закончив читать, С.П. победоносно обвела всех взглядом, а О.А. этим взглядом просто испепелила. В кабинете тишина. Оказывается, не все эту заметку читали. О.А. ловит на себе взгляды сотрудников отдела, полные недоумения, удивления, сочувствия. Но чувствует она себя совершенно спокойно, как мамонт, так как уверена в своей правоте. Уверена, что в школах и ДДУ её поддержат.
Но здесь, в отделе народного образования, оказывается многие коллеги не искренние люди, малодушные. Не имеют своего мнения или, имея, боятся о нём говорить. Она знала это и заранее простила.
Как и ожидалось, закончив чтение схемы-плана, С.П. уже фальцетом с мощным писком закричала:
- Да что вы себе возомнили!? Да кто вы такая, кто вас уполномочил!?
…Крику было много.
И тут же, как «свора борзых», началось дружное подпевание, или скорее – лай.
Летело со всех сторон:
- Как вы могли, это же предательство!
- Вы почему со мной не посоветовались!? – кричала зав. кабинетом РМК.
- Как вы могли это себе позволить!?...
Этот хор был настолько активным и дружным, что все злопыхатели покраснели
от усердия.
На все крики и дружное возмущение подпевал, О.А. ответила очень спокойно и тихо: - Прежде всего, я человек, имеющий своё мнение на всё происходящее. И как сотрудник ОНО считаю, что возможно провести такую реконструкцию. Думаю, моё предложение «Давайте подумаем вместе» поддержат все школы района. Вы своё мнение сейчас высказали, послушаем, что скажут коллективы школ и детских садов.
Присутствующий на этом собрании Председатель Райисполкома, выслушав объяснения О.А. и рёв коллектива, заявил, что он не видит ничего плохого в том, что О.А. высказалась в газете за реорганизацию, поскольку в стране намечаются реформы во всех сферах деятельности, что плюрализм мнений существует и с этим надо считаться. В заметке правильно изложена мысль – пусть народ выскажется. И мнение коллег на районном уровне надо будет учитывать. Пусть пройдут в коллективах педагогические совещания, обсудят коллеги статью и внесут свои предложения. Когда это обсуждение пройдёт, тогда и будем делать выводы.
Таким образом, он погасил назревающий пожар. Те, которые были единомышленниками О.А., сидели молча и тихо, не проронив ни единого слова - здесь они промолчали! Конечно же, были и те, кто просто был наблюдателем в тот час. Только тогда, когда буря закончилась, в коридорах отдела многие выразили удивление и восхищение, тому, как О.А. стоически и достойно вынесла удар.
Конечно, вечером О.А.. пила «Корвалол» и отвечала на бесконечные телефонные звонки. Звонили из разных сёл и посёлков со словами благодарности. Говорили:
- Если бы не Ваша статья, мы бы ещё долго терпели произвол С.П.
- Низкий Вам поклон за смелость. И т.д.
P.S.: в течение месяца из номера в номер в районной газете выходили заметки в поддержку предложения О.А. от коллективов школ и ДДУ. Её приглашали на педагогические советы всех школ города, где шло обсуждение предложений по реформе образования. Все долго и бурно обсуждали, коллеги многих школ вносили дополнительные предложения, направленные на улучшение организации учебного процесса в школах, материального и кадрового обеспечения.
А тем временем С.П., не закончив процесс летнего отдыха детей и подготовки школ и ДДУ к новому учебному году, срочно уехала в отпуск. И ещё через месяц Райисполком на основании закона об образовании РФ предложил провести выборы заведующего ОНО на конкурсной основе и при этом, понятное дело, озадачить кандидатов теми предложениями, которые возникли в результате обсуждения статьи «Давайте подумаем вместе».
Ещё через месяц на очередной осенней сессии Райисполкома, когда зачитывался список кандидатов на должность заведующего ОНО, фамилии С.П. не значилось. Председательствующий заседания объявил, что в РИК поступила телеграмма с просьбой уволить С.П. в связи с уходом на пенсию.
А через три года, продолжая работать в ОНО, О.А., собрав «плоды своих трудов», которые были по заслугам вознаграждены, а ещё пройдя первую профессиональную аттестацию и получив самый высокий разряд по своей должности, покинула северный край. Он стал ей родным за эти долгие 27 лет.
На память остались записи на видеокассетах – это вечер «ОТ ВСЕЙ ДУШИ», который устроили соратницы, её прощание с коллегами. На этот вечер собрались отцы города – руководители Райисполкома, Поселкового Совета, руководители различных отделов, директора школ и дошкольных учреждений, заведующий ОНО, председатель РК профсоюза, то есть те, с кем О.А. приходилось много лет работать и у кого останется о ней добрая память.
Прощальный вечер был незабываемо нежен, пронзительно сентиментален, с подарками, музыкой и застольем.
Всё хорошо, что хорошо кончается!
Свидетельство о публикации №214060302069