Радость и тревога бытия

                                    
Василию Макаровичу Шукшину пришлось много сменить занятий и мест проживания. В 25 лет он поступил во ВГИК на режиссёрский факультет. Шукшину пришлось испытать высокомерное отношение к себе, как к деревенскому жителю, «мужику» со стороны бойких , развязных юнцов из «элиты». Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы». Он умел постоять за себя. Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни.

Эти суждения опровергаются его произведениями. Шукшин как-то заметил: «И что главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей – это тоже как-то особенно понятно». Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович Шукшин – явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель. Начинал сниматься ещё будучи студентом. Писатель Сергей Залыгин писал, что Шукшин в качестве актёра был выразительным не только в действии, движении, произносимом вслух слове, но и в молчании, паузе.

Художник всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к истине, но также силы и волю к борьбе за себя. Об этом – «Калина красная» - последний и лучший фильм Василия Макаровича, вышедший за год до его смерти.

Большинство сценариев Василий Шукшин написал, в той или иной мере переработав или просто соединив свои напечатанные до того рассказы.
Например, «Ваш сын и брат», созданный в 1965 году, состоит из трёх рассказов: «Стёпка», «Змеиный яд», «Игнаха приехал». В сценарии он объединил героев родством – и получилась панорама жизни одной семьи. Сам он оценивал свои рассказы выше фильмов. Шукшин – автор романов «Любавины» и «Я пришёл дать вам волю», в которых отразил исторические судьбы российского крестьянства. Но творчество Шукшина – не только о крестьянах, жителях деревни. Оно – о нашем народе, о положении человека в мире.

В своей статье «Как я понимаю рассказ» Шукшин утверждает, что хорошие фильмы и рассказы сработаны по одним законам. В них не должно быть лжи, «выдуманной психологии, сочинённых в кабинетах ситуаций», и фильм, и рассказ – отражение жизни. В хорошем рассказе ему нравится деловитость, собранность.

 По его мнению, автору не надо специально заботиться о стиле, не нужен вывод, не следует высказывать своё отношение к героям, потому что оно проявляется в том, как изображены герои и как они поступают. Человеческие дела должны быть в центре рассказа. Он пишет: «Дела же человеческие, когда они не выдуманы, вечно в движении, в неуловимом вечном обновлении. И, стало быть, тот рассказ хорош, который чудом сохранил это движение, не умертвил жизни, а как бы «пересадил её», не повредив, в наше читательское сознание».

Очень важно и следующее его положение: «Ведь нельзя писать, если не иметь в виду, что читатель сам «досочинит» многое».

Рассмотрим рассказ «Сельские жители». Какова его фабула?
Бабка Маланья получает из Москвы письмо от сына, в котором он зовёт её к себе в гости. Лететь надо на самолёте, старушка этого побаивается, поэтому хочет посоветоваться с бывалым человеком, школьным завхозом. Колебания её после этих советов переходят в отказ лететь в столицу. Внук, который живёт у неё, пишет об этом письмо.

Всё очень просто. Есть ли движение в рассказе?
«Внешнее» движение – приход Лизунова и его рассказ, «внутреннее» - главное – заключается в изменении настроения бабки Маланьи, в переживаниях внука Шурки.

Каково же отношение автора к героям? Писатель относится к ним добродушно-лукаво, к бабушке с внуком – с симпатией, к завхозу – с лёгкой иронией.
Рассмотрим характеры героев. Бабка Маланья всю жизнь живёт в своей деревне, никуда далеко не выезжала. Она простодушна, несколько наивна, во многом доверчива. В то же время она отличная хозяйка – предусмотрительная и осторожная. Бабушка очень гордится сыном. О её сметливости и предусмотрительности говорит то, как она подписывает письмо: «Герою Советского Союза… от матери его из Сибири».

Её внук Шурка – человек критически мыслящий. Он начитанный подросток и часто спорит с бабушкой, с недоверием слушает разглагольствования гостя. Мечтает побывать в Москве.

Егор Лизунов – любитель поговорить и выпить. Человек себе на уме. Он много повидал, поездил по свету в поисках удачи. Видимо, крестьянский труд его не привлекает. Подобных странников, не связанных с основной крестьянской работой, с землёй, немало в произведениях Шукшина. Такие герои или ищут лучшей доли в дальних краях, или живут своей, отличной от других, жизнью, у них другое отношение к ней.

Таков и герой рассказа «Беседы при ясной луне» Баев. Два названных рассказа связаны между собой, во-первых, ситуацией: и там, и здесь пенсионерка слушает рассказ бывалого мужчины. Баев, в отличие от Лизунова, трезвенник, всё время живёт в родной деревне. Но они оба любят поговорить, поучать других, похвастаться, прочесть назидание.

Обоих героев можно назвать резонёрами. Откроем словарь Ожегова: «Резонёр – человек, который любит вести длинные рассуждения нравоучительного характера».

В рассказе немало смешного. Например, случай, когда герою захотелось полежать в горбольнице, где над ним подшутили насмешники, заставив сдавать «анализы». Да уже самое начало смешно – о «переквалификации» Марьи Селезнёвой из няни в сторожа.

С юмором сообщается о том, как Баев стал считать себя человеком выдающегося ума. До этого о нём говорится так: «Незаметный был человечек, никогда не высовывался вперёд, ни одной громкой глупости не выкинул, но и никакого умного колена тоже не загнул за целую жизнь». Можно ли сказать, что он зря прожил свою жизнь? На это можно ответить отрицательно: он вырастил троих детей, построил дом, отчего испытывает законную гордость. И односельчане обратили внимание, что он «ладно и хорошо» дожил до пенсии. Все стали поговаривать, что он «умница», и Баев возгордился.

Баев не любил всю жизнь «умников» и «умниц». Какими оттенками значений отличаются данные синонимы? «Умница» несёт уважительный оттенок. Слово «умник» несёт несколько значений, одно из которых имеет отрицательный оттенок: «тот, кто «умничает», старается выказать свой ум, превосходство над другими».

Наш герой в первую очередь, видимо, не любил умничающих людей, но на закате жизни сам становится таким. Почему же у этого бухгалтера «взыграло ретивое»?
Да потому что «стало не опасно». Изменилась жизнь: раньше, в годы репрессий, рискованно было выделяться из общей массы.

Эту фразу можно понять и совсем по-другому: раньше Николай Ферапонтович побаивался острого словца насмешников. Человек скромный, тихий, он не умел «подать себя» в компании, блеснуть остроумием, выделиться. Теперь у Баева «вышли наружу» долгие годы подавляемые гордость, самолюбие.

Баев вспоминает, что  отец препятствовал ему в стремлении к знаниям: «Как я только ни просил, в ногах у него валялся, ревмя ревел – отпустите в школу!» Дальше он вспоминает: «Лучинку зажгу, бывало, в уголок на печке забьюсь, да по складам читаю».

Такая тяга к знаниям вызывает уважение. Причём необходимо заметить, что высокие стремления у героев Шукшина неотрывны от практического взгляда на мир. С. Залыгин писал: «Самые неуёмные его мечтатели неотделимы от повседневности, как бы из неё ни рвались, невыразимы без житейских мелочей, как бы с ними ни воевали». Вот и герой «Беседы при ясной луне» вспоминает: «Эх ты, думаю, а дал бы мне учителя, да я бы… Ладно. Рази бы тут курочками пахло!»
Эти беседы нужны Баеву, чтобы, как подчёркивается в рассказе, «испытать» некую тихую, едва уловимую «радость бытия».

«Радость бытия» или, точнее говоря, существования в мире испытывают многие шукшинские герои. Но эта безмятежная радость нередко нарушается. Последняя беседа Баева и Селезнёвой заканчивается тем, что старики испугались пьяного односельчанина, приняв его за вора. Исчезло всё очарование этих разговоров, нарушился душевный мир героя, даже тишина и ясность ночи вызывают у него беспокойство, тревожное ощущение: «Неспокойно как-то. В груди что-то такое…»

Подобное состояние испытывает и бабка Маланья из «Сельских жителей». Она вздыхает и шепчет что-то ночью. Трудно жить ей  в разлуке с сыном, а путь к нему слишком уж далёк. В то же время года у неё уже немалые, кто знает, какое здоровье у неё будет в дальнейшем.

В наше время уже не хочется смеяться над старушкой, испугавшейся полёта на самолёте. Нам сейчас более понятны тревожные предчувствия стариков, ощущающих, что гармония их налаженной привычной жизни, «радостного бытия» весьма непрочна.

Поэтому так важно стараться  беречь душевное спокойствие людей, нас окружающих, сохранять добрые отношения с ними, беречь вековые нравственные устои.
Всё вышеназванное нашло воплощение в повести «До третьих петухов». Названную повесть можно определить как сказ.  Сказ сочетает в себе реальное и сказочное, фантастическое. Повествование в нём ведётся от лица рассказчика.

Другое значение данного слова – «род народно-поэтического сказания», которое по содержанию может быть историческим или легендарным». Определение «сказ» по отношения к данной повести может применяться в обоих значениях. Опирается она на устное народное творчество. Главный герой повести – Иван-дурак, знаменитый сказочный персонаж.

Чем необычна повесть? Начинается она с того, что в библиотеке возник спор между персонажами русской классической литературы и фольклора. С юмором автор пишет о том, что большинству литературных героев стыдно находиться на одной полке с «дураком».

Можно провести параллель между повестью и рассказом «Беседы при ясной луне». Там Баева считали хоть и не дураком, но недалёким человеком, однако со временем отношение людей к нему стало меняться, и сам он стал себя ценить высоко.

В отличие от него Иван-дурак нимало не смущается своей клички. И желания прослыть умным у него нет. Шукшин сводит вместе персонажей фольклора и представителей дворянской культуры. «Бедная» Лиза, Онегин, Обломов, некто Лишний здесь олицетворяют часть интеллигенции, оторванной от народа, далёкой от его духовных запросов. Вопрос об Иване решается по-современному, бюрократически: достать справку у Мудреца. Против этого выступает Илья Муромец и казачий атаман – воплощение народной стихии. Наши герои действуют в мире, в котором причудливо переплетаются сказка и современная жизнь. В повести много юмора, который проявляется в ситуациях, в речи действующих лиц.

Иван страдает от того, что ему приходится не раз унижаться. Перед Горынычем он вынужден плясать и петь. Однако текст песни он ни за что не хочет сократить. «Из песни слова не выкинешь» - мудрая поговорка указывает на то, что правду скрыть нельзя.
 
«Правда бывает горькой» - строка из статьи «Как я понимаю рассказ». Правда об исторической судьбе народа отражается в песнях, былинах, сказках. В повести высказывается верная оценка Ивана. Баба Яга говорит ему: «… ты не дурак, ты просто бесхитростный».

Он бесхитростный, поэтому его нередко обманывают. Но это означает и другое – не способный к подлости. И высокомерное похлопывание по плечу бесхитростного человека, перемигивание и издевательское отношение к прямодушным, непосредственным натурам свидетельствуют не о их глупости, а о  нравственной ущербности заносчивых насмешников. Устами Бабы Яги даётся ещё более определённая оценка Ивана: «Я, как только тебя увидела, сразу подумала: «Ох, и талантливый парень!»


На это произведение написано 8 рецензий      Написать рецензию