В гостях у Горького

 
   Я люблю гулять по Москве. Мне нравятся её улицы, площади и переулки.   Вот и сегодня, гуляя с утра, на улицу Поварскую мы пришли пешком,  возвращаясь из Центрального Дома литераторов.

   Славная эта улица Москвы! Она прямая и красивая. Недаром тут когда-то жили представители знатных дворянских фамилий - Голицыных, Шереметьевых,  Долгоруковых, Гагариных, Волконских, а позднее поселились на ней   фабриканты Рябушинские, Морозовы и другие богатые буржуа. Здесь жили  родители Пушкина, и поэт часто бывал у них. Здесь жили Державин, Лермонтов, Бунин, знаменитая артистка Комиссаржевская и другие представители русской культуры.

    Исторические события не обошли Поварскую улицу стороной - в декабре 1905  она была покрыта баррикадами. А сейчас прогуляться по ней – одно удовольствие. В советские годы она называлась улицей Воровского – в честь видного революционера-большевика.

  В 1994 году историческое название улице вернули.
Интересна улица и в культурном  отношении – здесь находятся три музея:   музей Гнесиных, музей Чайковского и музей Горького, о котором я и хочу рассказать. Не могла я пройти мимо – к Горькому у меня отношение с детства особое, с первого прочитанного рассказа в восемь лет о горькой судьбе нищего деда Архипа и мальчика Лёньки. Сколько с тех пор прошло времени! Сколько было прочитано книг писателя, сколько дум передумано о жизни Горького и его героях!

  С благоговением я открываю дверь, поднимаюсь по лестнице и оказываюсь в музее, который располагается в институте мировой литературы имени великого пролетарского писателя и находится в бывшей усадьбе князей Гагариных.   Жадным взором смотрю на экспонаты. А это рукописи, большое количество фотографий, прижизненные издания автора, портреты Льва Толстого, Чехова,  Блока, и большой портрет молодого Горького.

   Борисоглебск, Ростов-на–Дону, Харьков, Курск, Нежин, Киев, Екатеринослав, Херсон, Одесса, Симферополь, Феодосия, Алушта, Алупка, Ялта, Тамань,  Новороссийск, Майкоп, Армавир, Тифлис и Баку.
Зачем ему это было нужно с точки зрения обывателя?

   Сам Горький писал так: «Хождение моё по России было вызвано не стремлением ко бродяжничеству, а желание видеть, где я живу и что за народ вокруг». А результатом стало рождение большого писателя. Вспомним его сборник рассказов «По Руси». Там есть один из любимых мной – «Рождение человека».

  Продолжая свою экскурсию по музею, подхожу к месту, где на плечиках под стеклом висит пальто писателя, а рядом на гвоздике - черная широкополая шляпа, так знакомая по фотографиям! И сразу чувствую присутствие    Горького. Вроде бы наяву вижу его высокую сутуловатую фигуру, лицо,  изборожденное глубокими морщинами, добрые синие глаза и слышу глуховатый басок, окающий по-волжски…

   Человек такой большой души и так много сделавший для русской литературы!  Наверное, нет писателя, так опекавших молодых литераторов, как это делал великий мастер слова. Для них у Горького всегда были открыты двери дома,  где бы он ни находился.

   У Алексея Максимовича молодые литераторы находили стол и кров. Он  получал огромное количество писем, даже подолгу живя в солнечной Италии,    и находил время для ответа рабочим корреспондентам, помогая овладеть  литературным мастерством. Горький говорил так: «Чтобы ставить слова на своё место, чтобы владеть инструментом, который макают в чернила, нужны годы учёбы. Этому научиться также трудно, как и обработке железа».

   Как современны мысли Горького о писательском мастерстве!
Сколько он ввёл талантов в большую литературу! Среди них имена известных писателей. Константин Федин, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Юрий Герман,  Афанасий Коптелов, Лидия Сейфуллина, и много–много других были благодарны  великому писателю за добрые советы и поддержку.

  Я подхожу к большой скульптуре из бронзы в центре зала, где Горький изображен в полный рост. Он стоит вполоборота на постаменте из глыбы бронзы, высокий, костистый, худощавый, широкоплечий, в косоворотке и сапогах, закинув руки за спину. И так близок и так понятен мне этот гениальный русский человек из народа. И так понятны мне его герои! Хотя бы тот же Егор Булычов, очень яркий типаж, который только на склоне лет понял, что всю жизнь «не на своей улице жил».

   Большой вереницей в памяти проходят мастеровые, купцы, мужики и бабы, мещане и дачники, интеллигенты и босяки – представители всех слоев нашего народа русского, так мастерски изображенного Горьким.

  Удивительна и судьба самого Максима Горького – за какие–нибудь десять лет  после появления первого рассказа в провинциальной газете, имя его стало известно всей читающей России! И не мудрено – он сумел выразить чаяния народа…
Писатель встречался с огромным количеством самых разных людей по социальному положению. Он общался с Львом Толстым, Буниным, нежно любил Чехова, много лет дружил с Лениным и Шаляпиным.

  И мысли  Горького так современны в наше время.
В начале века Горький объединял писателей-демократов вокруг издательства   «Знание». Это помогало бороться с плачевным положением литераторов –   издавали их с трудом, малыми тиражами, платили мизерные гонорары. Доход от изданий книг издательства «Знание» почти целиком шел авторам. Так Леонид Андреев получил за свою первую книгу рассказов почти в 20 раз больше, чем предлагал ему крупнейший издатель Сытин. Он сумел тогда сгруппировать вокруг себя всё лучшее в литературе: Серафимович, Куприн, Вересаев, Телешов, Андреев - Горький  был удивительный организатор!

   Россия всегда была богата талантами. Есть много литературно одаренных людей в разных регионах нашей большой страны, и как не хватает всем доброй поддержки и участия в судьбе. А одаренные люди зачастую бывают мало защищены от житейских бурь и не умеют стучаться в высокие кабинеты.

    Кто может в наше время чистогана из безвестных талантов пробиться в большую литературу? Единицы. Поэтому так восхищает меня путь Горького, который вышел из социального дна и приобрёл мировую славу пролетарского писателя.

  Я выхожу из музея на залитую солнцем Поварскую улицу и смотрю на   Горького в бронзе у входа в музей. Писатель изображен  молодым, с откинутыми назад волосами и вдохновенным лицом, в серой просторной блузе, подпоясанной ремешком и высоких сапогах. Именно так он выглядел во время  своих странствий по Руси. Я фотографирую скульптуру и ухожу с ощущением прикосновения к чему-то чистому и светлому. К человеку, который стоял у истоков советской литературы и которого никому не удастся вытеснить из литературы всемирной.


На это произведение написано 30 рецензий      Написать рецензию