Нотная грамота
Бывают, конечно, и в нашем настроении перебои, во время которых ставим под сомнение необходимость продолжать заниматься литературным творчеством. Но проходит хандра, и мы вновь начинаем часами пытать свои состарившиеся серые клетки, и заставлять их искать необходимые сюжеты, слова и краски. К редкой похвале и частой критике со стороны мы с Павлом Ивановичем относимся по-разному. Я с равнодушным безразличием - он со спортивной злостью. Мне категорически наплевать на то, что думают профессиональные писатели о моих произведениях, так как убеждён в их любительском уровне, не претендующем на высокое признание. А он с повышенной нервозностью и с глубоким анализом.
Однажды, без предварительного предупреждения, я нагрянул к Павлу Ивановичу в гости, и застал его не в самом лучшем расположении духа. «Что, старинный товарищ, не рифмуется? Может по стопочке конька нам с тобой во внутрь пропустить, чтобы мозги лучше заработали?»,- съехидничал я. «Ты, Пётр, шутишь, а я себе места не найду. Ладно бы, какой авторитетный поэт мои последние стихотворения раскритиковал. Я бы перетерпел как нибудь. А тут абсолютно бездарный писака мне настроение решил испортить. Читал я его стихи. Сплошной мат и бессмыслица. А о том, что в них души нет, то и говорить не хочется. Ты знаешь, что этот деятель мне предложил? Посоветовал не рвать попусту сердце и не пачкать бумагу! Не дождётся! Я уже раз в жизни совершил такой необдуманный поступок, за который мне до сих пор стыдно и горько. Не сделай я его, может, и судьба моя по-другому сложилась бы»,- на одном дыхании выпалил товарищ. «Ну, во -первых, тебе на свою судьбу грех обижаться. Дай бог каждому такую. А во-вторых, пора уже привыкнуть к поглаживанию против шерсти. Ведь, как правило, чаще завистники критикуют, а профессионалы стараются деликатно помочь увидеть ошибки. Вот возьми меня. Думаешь, почему в мой адрес критики мало? Да потому, что мои произведения не конкурентоспособные. А с тобой другое дело. Видят бездари, что из под твоёго пера стихи волшебные выходят -вот и бесятся в бессильной злобе. Так что, плюй на всех и береги здоровье. Оно тебе ещё пригодится»,- попытался успокоить я товарища. И чтобы окончательно оторвать его от неприятных мыслей, спросил: «Ты, что- то там о своей судьбе обмолвился? Может, расскажешь?».
Павел Иванович, вначале хотел отмахнуться от меня: - «Зачем старое ворошить». Но, посмотрев на висящий над диваном портрет, где он был запечатлен со своей женой, грустно улыбнулся и стал медленно излагать историю пятидесятилетней давности.
«Хоть и было это давно, но до сих пор помню все детали тех событий. Я, ведь, родился и провёл своё детство в деревне. Многое познал, многому научился и немало испытал. Деревенский уклад бытия до сих пор во мне жирным пятном живёт. Но я не жалею об этом, а даже горжусь. Не знаю, стремился бы я достичь каких –то высот, если бы рос в городе? Думаю, что нет. Городская молодёжь не любопытная и не романтичная. Не то, что деревенская. В городских парках и дворцах культуры во всю радиолы да магнитолы гремели, а в нашем клубе старый патефон последние витки на пластинках накручивал. Вся культурная жизнь деревни на гармонисте замыкалась. Будь то клубные посиделки или деревенские гулянки по какому нибудь случаю. Гармонист в деревне на вес золота, а хороший –ещё дороже. В те времена в нашей деревне было всего два гармониста- я, двенадцатилетний пацан, и Семён Громов, который был на десять лет старше. Несмотря на мой юный возраст –большинство односельчан считало меня лучшим и, при первой необходимости, приглашало к себе. А вообще, на гармошке я научился играть в девять лет. Первые уроки мне преподал старший брат. Поняв, что к музыке у меня есть предрасположенность, он подарил мне хромку, под названием- «Тульская». Получив инструмент в руки, я с тройным упорством и желанием стал на слух подбирать на его клавишах понравившиеся мне музыкальные произведения. Доходило до смешного. Иной раз, сижу в деревенском клубе и внимательно смотрю фильм. Вдруг с экрана начинает раздаваться какая-то красивая мелодия. Прослушав её до конца, выхожу из клуба и бегом домой. А к тому времени, когда заканчивался сеанс, я уже сидел на крыльце клуба и наигрывал эту мелодию на гармошке. Даже, если она была из иностранной картины. Но особенно хорошо у меня получались плясовые. Поэтому, мне рано пришлось присутствовать на разных деревенских гулянках, имея на то законные основания. А у любого такого застолья программа одна: вступительная часть - с тостами и частыми возлияниями; концертная – с песнями и плясками; заключительная – со звонкими матерными частушками, мордобоем и пьяными слезами. Насмотрелся я этого всего намного лет вперёд. Особенно мне не нравилось, когда пьяные взрослые женщины, потеряв над собой контроль, лезли ко мне целоваться. Так они старались отблагодарить за хорошую игру и доставленное компании удовольствие.
Популярность и похвала моих музыкальных успехов, повлияли на моё поведение не в лучшую сторону. Постепенно я стал привыкать к мысли, что обладаю особым музыкальным даром. И уже не представлял себя вне богемы. А чтобы эта мечта сбылась, решил по окончанию семи классов поступать в областное музыкальное училище. Мой порыв в деревне восприняли по-разному. Близкие родственники и друзья - с пониманием, недоброжелатели -с ехидством и завистью, а учителя - с откровенным скептизмом. Однажды, придя к нам, в гости, учительница по русскому языку и литературе сказала родителям: «Слышала, что ваш Пашка собрался поступать в музыкальное училище. Так вот. Хочу предупредить, что вы зря идёте у него на поводу. В музыкальное училище поступают мальчишки и девчонки подготовленные, окончившие музыкальные школы. А ваш сын такой подготовки не имеет. Правильней будет, если он продолжит учёбу в районной средней школе, а параллельно походит в музыкальную. Ну, а потом уж и пусть решает, куда ему дальше податься и какую профессию получать». Мама тогда только руками развела: «Он спит и видит себя музыкантом. Разве мы сможем его отговорить от выстраданного решения? Пусть пробует себя. Может, что и выйдет». «Смотрите. Ваш сын и вам за его дальнейшую судьбу отвечать»,- предупредила учительница.
На вступительные экзамены в областной центр я прибыл без опоздания. Разыскал музыкальное училище, зарегистрировался, вселился в общежитие и стал активно внедряться в предэкзаменационный процесс. Но с самого начала он пошёл не, по-моему, сценарию. Оказалось, что перед тем, как окончательно быть допущенным к экзаменам, необходимо было пройти прослушивание специалистами- музыкантами. Я об этом не знал, поэтому особой радости не испытал. Нашёл аудиторию, в которой своё мастерство показывали «клавишники», и стал ждать очереди.
Наконец, она настала. Я смело вошёл в комнату, уселся на табурет, стоящий напротив стола, за которым сидели три человека, и замер. «Что сидим? Где ваш инструмент?»,- спросил сухощавый, курчавый, грачиного окраса, мужчина. Я осмотрелся по сторонам и тихо ответил: «Моего инструмента здесь нет». «А на чём Вы играете?». «На гармошке – хромке». «Понятно. Тогда марш в инструменталку и быстрей возвращайся. У нас нет времени каждого недисциплинированного абитуриента ждать»,- предупредил мужчина, чем сильно меня встревожил.
Через несколько минут, я вновь восседал на табурете, но уже с обшарпанной гармошкой в руках. Сидел и ждал команды от членов комиссии. «Почему сидим и не играем?»,- спросил «курчавый». «А что играть?»,- поинтересовался я. «Что положено играть абитуриенту, то, и играй»,- раздражённо ответил педагог, но, посмотрев на меня, вдруг спросил: «Деревенский?». «Да». «Нотную грамоту, конечно, не знаешь?». «Нет. На слух подбираю и играю»,- с гордостью ответил я. «Ну, если деревенский, то наверняка «цыганочку с выходом» играешь. Вот с неё и начинай»,- скорее из любопытства, чем из профессиональных соображений, подсказал он.
Вначале робко, а затем с нарастающим хладнокровием и привычной лёгкостью, я стал растягивать меха и перебирать клавиши. А вскоре разошёлся так, что даже не сразу услышал команду «курчавого» – остановиться. «Так. Неплохо. А ещё что умеешь играть?». «Всё!». «Понятно. И вальсы играешь?». «Играю. «Дунайские волны», «на сопках Манчжурии» и другие». «Хорошо. Давай послушаем, как ты их исполняешь»,- предложил «курчавый». Ждать я себя не заставил и стал с большим удовольствием разливать мелодии вальсов по уголкам аудитории. «Всё. Достаточно. Музыкальный слух у вас, конечно, есть, но этого не достаточно, чтобы стать настоящим музыкантом. Без знания азов нотной грамоты вы далеко не уйдёте. А обучать ей вас в стенах училища у нас нет возможности, да и необходимости. Так что, допустить до вступительных экзаменов, мы вас не можем. Позанимайтесь вначале в музыкальной школе, а уж потом приходите к нам»,- буднично, без эмоций в голосе, подписал мне приговор «курчавый», а сидящие с ним рядом, в знак согласия только небрежно кивнули головой. Я готов был резко выразить своё несогласие с этим решением и даже нагрубить педагогам, но в это время следующий абитуриент стоял уже рядом и ждал, когда освобожу табурет. Бросив со злостью на скамейку гармошку, почти бегом выскочил из комнаты. В тот же день я уехал домой, с разбитым сердцем и разрушенной до основания мечтой».
После этих слов Павел Иванович замолчал. Молчал и я. Но через некоторое время не выдержал и спросил: «Так в чём же твоя трагедия? Ну, не поступил в музыкальное училище, зато окончил горный институт и стал специалистом высшей категории. Причём здесь та судьба, которая не состоялась? Разве эта - настоящая, хуже той? Тебя вся горнодобывающая отрасль знает, а где гарантии, что ты мог стать знаменитым музыкантом?». «Дело не в важности и знаменитости. Дело в том, что я предал мечту детства. Не стал за неё бороться, когда повстречал на своём пути препятствие в виде небольшой кочки. Вместо того, чтобы воспользоваться советом членов приёмной комиссии и направить весь свой талант и энергию на изучение нотной грамоты, я забросил в дальний угол гармошку и почти тридцать лет не брал её в руки. А когда взял, то понял, какую в юности совершил ошибку. Но было уже поздно». «Зато, ты сейчас поэзией профессионально занимаешься. Это творчество тоже требует терпения и таланта»,- перевёл я разговор на другую тему. «Вот именно - поэзией занимаюсь! И знаешь, чем глубже я погружаюсь в это творчество, тем сильнее ощущаю неразрывную связь его с музыкальным. В стихах я слышу музыку, а в словах –ноты к ней. И я счастлив, что мне это удалось познать. Поэтому, наверное, и воспринимаю так болезненно мнение о моих стихах тех, кто природой лишен музыкального слуха, но норовит больнее укусить имеющего его. Ладно, Пётр. Бог им судья. Пусть продолжают неистовствовать, а я буду слова –ноты искать, чтобы хорошие стихи –музыку сочинять»,- улыбнулся Павел Иванович и, поднявшись с кресла, добавил: «Пойдём, дорогой товарищ, на кухню. Пора уже и чайком нам побаловаться».
Свидетельство о публикации №215110900619