Круиз
Нас было четверо. Подруга взяла с собой двоих детей: тринадцатилетнюю Мальвину и восьмилетнего Павла. Мы разместились в двухместных каютах, поэтому я жила с Мальвиной – высокой красивой черноволосой девочкой с глазами, похожими на вишни, и с полными губами. Очки, которые она постоянно носила, придавали оригинальность её юному лицу. Мы давно были с ней друзьями, и моё присутствие в каюте её нисколько не стесняло. Мне же было интересно и удивительно наблюдать за её действиями. Её совершенно не интересовали проплывающие мимо пейзажи. В то время, когда я стояла на палубе, наслаждаясь природой, она сидела в каюте и с большим увлечением занималась рисованием. Она разложила на столе и полу фломастеры, карандаши, краски, бумагу, предметы туалета и множество разных вещиц и вырисовывала какой-то орнамент. Можно было подумать, что дома ей не позволяли этим заниматься или у неё на это не было времени. Попутно она выкрасила себе волосы, придав им красноватый оттенок. Позже я заметила, что она часто меняла причёску, по-разному укладывая свои длинные волосы, постоянно находясь в поиске и стремясь к идеалу. Такая вот современная нимфетка.
Боясь холодного ветра, подруга моя предпочитала находиться в каюте. Компанию мне на палубе составлял Павел – худенький серьёзный мальчик, полный неиссякаемой энергии. Передвигался он только бегом. Представляю, какое это было для него удовольствие пробежаться по ярко-синей пустой палубе! Пустой – потому что большинство людей из-за холода сидели в каютах. А какое это наслаждение нарочно упасть и проехаться на животе по гладкому полу! А попробовать станцевать, опираясь на руки и отрывая от палубы ноги! Милый мальчик! Так и хотелось назвать его ласково Павликом. Но он упорно и твёрдо возражал: «Моё имя – Павел, а не Павлик!» Конечно, надо было считаться с его мнением.
Первая остановка – Мышкин, городок с населением всего около шести тысяч человек. Но этот городок сумел сам себя сделать, если так можно выразиться не о человеке, а о населённом пункте. Нашлась группа энтузиастов, превративших его в культурный центр с множеством музеев, посвящённых развитию хозяйства в средней части европейской России.
Когда мы выходили на берег, выглянуло солнце, и в его лучах мы увидели красочную картину: многоцветные торговые ряды с пёстрым товаром. Здесь продавались ягоды и копчёная рыба, льняные изделия и женские украшения, поделки из металла и глиняные кувшины – всё, что могли предложить местные жители. Я купила себе кувшин из тёмной глины. Мне сказали, что перед обжигом для обеспечения водонепроницаемости такие изделия выдерживались в молоке в течение некоторого времени. Интересная технология! Встретили же нас ряженые: две мыши в пышных юбках и на высоких каблучках станцевали под звуки песни «У самовара я и моя Маша». Самовар с двумя чайными чашками тоже присутствовал. В общем, местные жители очень старались, чтобы их Мышкин понравился туристам, и им это вполне удалось.
Нашим гидом оказалась молодая симпатичная блондинка. С большой любовью к своему городу она рассказывала нам о его достопримечательностях. Особенно большое впечатление произвёл на меня великолепный Успенский собор, построенный в начале девятнадцатого века в стиле строгого классицизма, с куполом и колоннами. Такой храм мог бы украсить и любой крупный город. К сожалению, нам не удалось побывать внутри и увидеть фрески, выполненные самым известным в то время мастером церковной живописи, работавшим на ярославской земле, крепостным крестьянином Тимофеем Алексеевичем Медведевым. Удивительно, что, будучи самоучкой, этот художник был знаком с итальянским искусством, с работами Рафаэля и в своих композициях стремился подражать итальянцам. Считается, что он писал в стиле барокко. Интересно, что он изобрёл свой метод выполнения живописи способом альфреско (по сырой штукатурке): в краски он добавлял не белила, а извёстку, что делало живопись более долговечной и чёткой. О признании этого художника говорит тот факт, что он был приглашён в Санкт-Петербург для росписи Смоленского и Троицкого соборов.
И вот уже славный город Мышкин остался позади в мутно-голубой дали. Теплоход продолжил своё плавание.
Некоторое разнообразие в наше путешествие вносило посещение ресторана. Обслуживающий персонал разработал специальный ритуал, в котором принимали участие все пассажиры. У входа в ресторан официантки выстраивались по обеим сторонам прохода и к каждому гостю обращались с приветствием и пожеланием приятного аппетита. Все при этом обменивались доброжелательными улыбками. Таким простым способом создавалось приподнятое настроение у туристов.
За нашим столом кроме нас сидели ещё мальчик тринадцати лет и его мама. Видимо, кто-то продумывал, как лучше рассадить людей, и подобрал партнёра для нашей Мальвины. Мальчика звали Ярослав, и он очень гордился тем, что его так же, как и город, в который мы плыли, назвали в честь князя Ярослава Мудрого. Ярослав был самолюбивым и заносчивым, между ним и Мальвиной постоянно происходили споры и баталии. Когда же они начинали играть в слова, то так увлекались, что забывали про еду. Поэтому за столом у нас всегда было шумно и весело.
Вечерами после обязательных концертов устраивались дискотеки. Я побывала на одной из них: взрослые и дети скакали под ритмичную музыку, напоминавшую бой барабана. Это было похоже на Майдан, только без воинственных криков.
Третий день путешествия оказался самым напряжённым: с утра – посещение Костромы, после обеда – экскурсия по Ярославлю. Города эти настолько интересные, что следовало бы приехать в каждый из них на несколько дней, чтобы спокойно побродить по улицам со старинными домами, посетить музеи, побывать в церквах и монастырях, представляющих культурную ценность.
В Костроме мы вспомнили несколько замечательных имён, принадлежащих русской истории и культуре.
На Воскресенской площади установлен грандиозный памятник великому князю Юрию Долгорукому. Именно он через пять лет после основания Москвы, в 1152-ом году, на левом берегу Волги близ впадения в неё рек Костромы и Сулы основал город Кострому. Князь восседает на троне, на голове у него шапка Мономаха, в левой руке меч.
В историческом центре города на высоком пьедестале возвышается памятник национальному русскому герою крестьянину Ивану Сусанину. События, связанные с его именем, происходили в конце Смутного времени на Руси в 1613 году. После того как ополчение под руководством Минина и Пожарского заставило капитулировать польский гарнизон в Москве, собрался Земский Собор и избрал царём Михаила Фёдоровича Романова, молодого боярина, проживавшего в то время с матерью в своей вотчине селе Домнино Костромской области – родном селе Ивана Сусанина. Польско-литовский отряд хотел захватить царя. Им помешал Иван Сусанин, направив врагов в противоположную от Домнино сторону к болоту рядом с селом Исупово. Предупреждённый об опасности царь переехал в Ипатьевский монастырь в Костроме, откуда он был призван на царствование. Таким образом, Кострома явилась колыбелью династии Романовых. Существует много произведений, описывающих эти события с незначительными различиями.
Во время автобусной экскурсии по городу, нас провезли мимо ухоженных чистеньких кирпичных корпусов. Эти здания принадлежат Большой Костромской Льняной Мануфактуре. Льняная ткань, производимая в Костроме, отличается высоким качеством. Большая её часть идёт на экспорт. А началась история льняного дела в этом городе в 1866-ом году, когда братья Третьяковы совместно с тремя купцами основали товарищество по обработке льна. Так что знаменитая Третьяковская галерея создавалась на доходы, получаемые от этого производства. К сожалению, в настоящее время производство льна постепенно уменьшается по разным причинам, одна из которых – сокращение площадей под посевами льна.
В Ярославле незабываемое впечатление на меня произвела церковь Иоанна Предтечи, построенная в семнадцатом веке. До сих пор ничего подобного мне не приходилось видеть. Снизу доверху церковь сложена из коричневого лекального, то есть сделанного по рисунку, кирпича. Поверхности стен покрыты декором с вкраплениями из изразцов. В изразцах использованы зелёный, синий, светло-желтый и белый цвета, которые хорошо сочетаются с охристыми оттенками кирпичей. Храм имеет пятнадцать глав зелёного цвета, что очень его украшает и отличает от других подобных построек. Вся церковь похожа на сказочную драгоценность. Этот стиль в русской архитектуре носит название «Русское узорочье». Он характеризуется затейливыми формами, живописностью силуэта, обилием декоративных элементов. Возник он при переходе от деревянного зодчества к каменному. Мастера стремились в каменную архитектуру привнести мотивы, разработанные ранее в деревянном строительстве.
Во время круговой экскурсии по городу мы прогулялись по парку, мимо недавно построенного величественного Успенского собора, полюбовались прекрасным видом на Волгу, открывающимся с высокого берега, и дошли до одного из древнейших зданий города – Митрополичьих палат. Здесь нас ожидал сюрприз – выступление мужского квартета. Певцы с прекрасными голосами пели для нас а капелла русскую народную песню «По широкому раздолью». Под сводами старинного здания их голоса звучали завораживающе. Все мы с наслаждением слушали их пение.
После Ярославля наш теплоход отправился в обратный путь. Всё свободное время Мальвина и Павел отдавали занятиям в мастер-классах и возвращались радостные, принося то букеты цветов из конфет, то браслеты из бисера, то гипсовые поделки. Я же с подругой продолжала находиться на палубе и вглядываться в берега, надеясь увидеть что-нибудь необычное, интересное. Мимо проплывали рыболовецкие базы, санатории, дома отдыха. Удивляло отсутствие старых деревянных домов с покосившимися крышами и резными наличниками. Такие строения кажутся неотъемлемой частью русского пейзажа, самой природы. Но нет. Вместо них я видела высовывавшиеся из-за деревьев недавно построенные аккуратные виниловые особняки. Наверное, это хорошо, но мне жаль уходящие в прошлое сельские домики, с любовью покрытые резьбой по дереву.
На обратном пути у нас только одна остановка – Углич. Город был так назван, по одной из версий, кажущейся наиболее правдоподобной, потому что возник в том месте, где Волга делает угол. Гордостью города является его кремль, хотя от прежнего кремля осталось всего несколько построек и ров. Прежде всего, нам показали «Палаты углических удельных князей», построенные в 1480 году. Это одно из самых древних гражданских зданий на Руси. Именно в нём проживал младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий перед своей гибелью в 1591 году. На месте его гибели в 1692 году была построена церковь Димитрия на крови. Храм выкрашен в красный цвет, что символизирует кровь. На бронзовом памятнике царевичу сделана надпись: «Димитрию Царевичу убиенному».
Гид подробно рассказала нам о событиях, связанных с гибелью наследника русского престола. Раньше, когда я слушала оперу Мусоргского «Борис Годунов», ту сцену, в которой царь поёт, что у него «мальчики кровавые в глазах», мне было жаль Бориса и думалось, что он оклеветан. Теперь же, после подробного рассказа гида, я поверила, что царевич был убит по приказу Годунова
Накануне нашего возвращения в Москву для нас был устроен прощальный, так называемый «капитанский» ужин с шампанским и разными вкусностями. Затем мы присутствовали на концерте, подготовленном небольшой театральной группой, путешествовавшей вместе с нами. Заранее всем желающим было предложено принять участие в выступлениях. Узнав о такой возможности, наша Мальвина заявила:
- А я могу выступить! Я люблю публику и аплодисменты! Я могу спеть.
- Да, но прежде чем выступать, надо тренироваться, репетировать! – сказала я ей.
И мы устроили репетицию в нашей тесной каюте. Мальвина встала на свою постель как на сцену, приложила ко рту кулак, воображая, что это микрофон, и спела мне три песни, две из которых были русскими народными, а третья – современная на английском языке. Я посоветовала ей выступить с русской песней, как более соответствующей обстановке. Но оказалось, что концерт назывался «Американская таверна», так что подошла песня на английском языке. Аккомпанемент подобрали в интернете. Спела Мальвина перед публикой уверенно и была награждена аплодисментами и одобрительными криками благодарных слушателей.
И вот мы сходим на берег. Праздник закончился. Но в душе праздник остался. Мы покидаем теплоход с надеждой и уверенностью, что вернёмся и опять поплывём по серо-голубой водной глади навстречу свежему ветру и новым впечатлениям.
.
Свидетельство о публикации №215110900862