Мои университеты

    Лето проходило стремительно. После окончания школы, я стала подрабатывать в детском саду и замещала ушедших в отпуск воспитателей. Куда поступать учитьс, я не знала, как и где получить образование, тоже. Мои учителя, хоть и прочили меня в институт, но мне было не до него. Просто учить меня было некому. Моя задача, на первое время  - это, как можно быстрее получить образование и начать работать, чтобы помогать семье или, по крайней мере, быть на самостоятельном обеспечении.
  На мысль меня навела моя подработка в детсаду и ещё подружка, Валя Бахаева. Она уже два года училась в Рыбинском медучилище и подсказала мне, что в Рыбинске есть педучилище. Надо было собирать документы, проходить медкомиссию. Всё быстро оформив, начала я сборы для поездки в Рыбинск. Валентина пришла на помощь, она дала мне адрес своей хозяйки, провела со мной полный инструктаж и я отправилась. Узнав в  Ярославле, что поезд на Рыбинск идёт только в девять часов вечера, пришлось ждать очень долго, и вот я еду. Поезд, кажется, кланяется каждому столбу, тянется медленно и в Рыбинск он дошёл около двенадцати часов ночи. Здорово. Мало того, что я ни разу в этом городе не была, да ещё приехала тогда, когда на улице темно и только несколько огоньков можно было разглядеть кое-где. Нужная квартира находилась на проспекте Ленина. Я нашла дом, но когда стала входить в арку двора, мне стало страшно. Там не горело ни одной лампочки и даже света из окон не было, все спали. Я стала подниматься, при этом мне  вспомнился фильм «Девушка без адреса». Там такой же эпизод есть, когда Николай Рыбников идёт по одному адресу в коммунальной  квартире и попадает в чулан. Такая же сцена, за исключением некоторых деталей,  произошла со мной. Что-то загремело, зашумело, я перепугалась, не знала, что предпринять, куда двигаться, куда вступить. Оказавшись около какой-то двери, постучалась и после нескольких вопросов за дверью, и  моих ответов с другой стороны, меня пустили. Жилище было такое, как-будто я попала в трущобы. Спасибо, что пустили, ведь выбора у меня всё равно не было. мне дали место для ночёвки, угостили чаем, я была счастлива и благодарна хозяйке за гостеприимство. На следующий день я пошла на поиски  педучилища. Хозяйка, довольно полная и не молодая женщина, рассказала, как пройти до учебного заведения. Я подала документы,  взяла направление в общежитие и вернулась к тёте Тамаре, так звали мою новую знакомую, поблагодарив за гостеприимство, ушла. Сдавать надо было четыре экзамена: сочинение, литературу, историю  и, кажется, музыку, но я уже точно не помню. Нас стращали экзаменом по истории, потому, что, уж, больно строгая принимала учительница. Она не только должна была принимать у нас экзамен, но ещё была председателем приёмной комиссии и от неё многое зависело. Кстати, она была ещё парторгом училища и заместителем директора. Экзамены я сдала на четвёрки и, решив все свои задачи, поехала домой до 1 сентября. Ура! я поступила. Учиться там всего 2 года после средней школы и изучать, в отличие от тех студентов, которые поступали после 8 классов, только специальные предметы.
 Как сейчас помню, своё возвращение из Рыбинска. Уже по приезду моему, когда я, сойдя с поезда, направилась домой с чемоданом, все знакомые спрашивали:"Ну, что, Лена, поступила, а как сдала?" Отвечала,что поступила, сдала на четвёрки.
У меня остался только один месяц на отдых и сборы, а ведь в Рыбинске  мне надо было искать квартиру для проживания, потому что мест для нас в общежитии не было, но этот вопрос был решён, так как адрес квартиры мне дала Люся Громова, моя соседка, которая только что закончила обучение в этом училище и получила диплом. Училище располагалось за Волгой и квартира, которую снимала Люся, была на улице Тарасова, дом 25, тоже за Волгой.
Во время моих каникул ко мне снова приезжал Ванька Исаненко с Колей Смирновым, его другом - это наши интернатовские парни. Иван был влюблён в меня, приезжал ко мне домой, но, видимо, он мне не нравился и я очень холодно его встречала.
Сходили с ними в лес, набрали немного грибов, поговорили, но  ни к чему не пришли, вечером я их проводила на электричку, они жили и работали в Ярославле. Больше я с ними никогда не встречалась, как впрочем, и с Юркой Ростиным.
Я студентка Рыбинского педагогического училища. Мальчишек в нашем училище нет, поэтому-то прозвали наше учебное заведение «институтом благородных девиц», так ли это или нет сказать не могу. Квартирными хозяевами у нас  были дедушка Миша и бабушка Маша. Он глуховат и при необходимости пользовался слуховым аппаратом, она женщина строгая и немного сварливая. Как только мы заселились она, т.е. тётя Маша дала нам полный инструктаж нашего проживания на квартире: не шуметь, поздно не приходить, с парнями не гулять. За квартиру мы платили по 8 рублей в месяц, а жило нас четверо девчонок, так что прибавка к пенсии у наших хозяев была не плохой. Спали мы по двое, я с Надеждой Пестряковой из города Родники Ивановской области, а с противоположной стороны на кровати спали Нина Серова из Бежецка, Тверской области и Крюхтина Татьяна из села Поречье, Ростовского района. Итак, два года нам предстоит вместе жить, учиться, общаться. Девчонки попались хорошие, мы подружились. Учёба мне давалась легко и я не только не напрягалась, но почти не учила материал потому, что запоминала всё на занятиях. Особых развлечений в городе не было, но традиции существовали и одной из них были вечера, которые  устраивались то нашим училищем, то речным. Там учились одни парни, у нас, как я уже отмечала, одни девчата. Однажды. мы были на вечере у речников, мне там не очень понравилось, хотя это было каким-то разнообразием нашей студенческой жизни. Вскоре мне пришло письмо от моего одноклассника Виктора Макиевского, влюблённого в меня ещё в школе. У кого он нашёл мой адрес - не знаю. В это самое время он служил в Советской Армии, в Великих Луках. Как-то на мой день рождения, он прислал мне подарок: статуэтку, которая, к великому сожалению,  немного разбилась, но она до сих пор у меня, как память о школьных годах и моих друзьях. К сожалению встретиться с Виктором мне больше не довелось. Однажды я встретилась в Ярославле с Володькой Борисовым, тоже одноклассником, но это была так же последняя наша встреча.
  Я усердно занималась музыкой и выбрала инструмент для освоения - баян. Его-то у меня и не было, а учиться играть на нём мне очень хотелось. У меня дед, прадед, дядя, двоюродный брат играли на этом инструменте. В училище предупредили, что необходимы занятия дома для освоения техники. Я написала своим родителям письмо, объяснила ситуацию и через месяц моих занятий на доске, мне папа привёз баян. Оказывается, они зарезали поросёнка и часть мяса продали, чтобы купить мне баян. Теперь я могла заниматься у себя на квартире. Дядя Миша мне иногда делал замечания, особенно, когда я играла "Одинокую гармонь": ...что-то замерло всё до рассвета... как только мои пальцы приближалась к одному месту этой песни, дядя Миша говорил, что здесь надо играть не так. Я спорила, говорила, что играю точно по нотам, но он со мной не соглашался и стоял на своём.
   Однажды, 5 января, днём ко мне подошла в училище какая-то девушка и сказала, что ко мне на квартиру приехал мой брат и надо быстро бежать, так как у него мало времени. Я помчалась со всех ног. Забегаю в дом, открываю дверь нашей комнаты и вижу моего любимого старшего брата Владимира. Он в это время поднимал бумажную снежинку, которую задел головой. Он был ростом около двух метров, а потолки нашей комнаты были низкие. Он почти задевал головой за них. Я подбежала, обняла его и оказалась у него подмышкой. Росточком -то я небольшая, получилось смешно. Он был взволнован и обрадован. Молодец наша хозяйка, она сообразила на стол. Поставила салатик, картошечки, ещё что-то. Мы сели за стол. Владимир нервничал, а друг его сказал, что у них очень мало времени, они должны как можно быстрее вернуться, что ушли они без увольнительной, чтобы только повидаться со мной. Я была так расстроена этим коротким посещением, а с другой стороны очень рада. Парни быстренько перекусили и мы отправились пешком через мост к автобусу. Друг Владимира предупредил, что если встретится военный патруль, то он их обязательно задержит. Я переволновалась за Владимира и всю дорогу боялась встречи с этим несчастным патрулём. Всё обошлось, патруль нас не встретил. Автобуса тоже пришлось ждать недолго. Стали прощаться. Не знаю, что со мной случилось. По жизни я весёлый человек, но в этой ситуации расплакалась. Парни меня утешали как могли, но бесполезно: слёзы сами катились из моих глаз. У Владимира на душе тоже было что-то такое необъяснимое, что он рад был зарыдать вместе со мной. Урезонил меня друг брата, сказав: "Вот так будущий педагог, а плачешь... ". Мы простились. Я  села на автобус, поехала домой. Что на меня нахлынуло, но я в голос плакала в автобусе, люди смотрели на меня не понимая, что происходит, я же не могла остановиться, в голове у меня крутилась мысль, что я больше никогда не увижу своего брата. Успокоилась я только на следующий день. Помогли мне в этом мои подружки.
  Шестое января, ночь перед Рождеством. Мы с девчонками решили погадать.
 


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию