У похода есть начало

       На субботу первого апреля 1972 года в районе наметили туристический слёт школьников сельских школ. Накануне его, с 24 по 31 марта (весенние школьные каникулы), группы должны отправится в пеший поход по «Историческим местам» области.
      
      В селе Зелёном в здании школы допоздна горел свет: классные руководители совместно со старостами классов выбирали кандидатов в поход. Спорили долго. Старостам хотелось отправиться в туристический поход самим и захватить с собой своих друзей и подруг. Но обойти квоту, установленную свыше, нельзя.
        В результате споров решили, что пойдут по четыре человека с пятого по восьмой классы.
       
            Старосте восьмого Стёпе Тарасову удалось с первого раза отстоять свои кандидатуры на поход: против него самого, одноклассников Пети Кононова, Светы Симоновой и Нади Бондаревой никто не возражал. Что касается других, то по ним пришлось дважды голосовать. Квоту, однако, выполнили, и группа школьных туристов к походу поготовилась.
         
           На следующий день туристы отправлялись в путь.
          - Как хорошо, что сегодня пятница, а не понедельник, - радовались ребята.
          - Это верно, - соглашалась с ними руководитель группы Антонина Борисовна, - и начала перекличку.
          - Не поняла, а где Кононов и Бондарева?
          
           Не успела она повторить свой вопрос, как все увидели бегущих вдалеке в направление школы Надю и Петю.
          - Что случилось?- теперь вопрос она задала уже "виновным".
          - Проспали, - ответили те одновременно.
          - Будете просыпать ещё, потеряетесь в степи, и никто вас искать не станет.
            
          Юмор старшей группы все присутствовавшие поняли, но не все поверили, что ребята на самом деле проспали. Знавшая причину их опоздания Света, промолчала.
            
        …Мама Нади категорически не соглашалась с участием дочери в никому, по её словам, не нужном походе. Запретила вести разговор на эту тему. Дочь согласилась, и сообщила эту неприятную информацию свой однокласснице Свете, которая жила по соседству. Та обрадовалась в душе: она никак не могла выбрать на ком остановить свою первую любовь из двух одноклассников, идущих тоже в поход. Отсутствие «конкурентки» в походе ей играло на руку. Не знала только, что их староста тоже не мог выбрать одну из двух: Свету или Надю. Для этого включил их обеих в поход. Сами девчонки об этом не догадывались.
         
           Возвращаясь от Нади, Света пошла к Пете (жили на одной улице, но с разных сторон) сообщить радостную для неё новость.
         - Мама, есть мама, - ответил Кононов, - пойдём без неё. Не отменять же из-за этого поход?
         
          Симонова ушла довольная, а Петя, хорошо подумав, решил сходить к маме Нади и переговорить с ней, попробовать уговорить отпустить дочку. Дождавшись пока стемнеет, чтобы не увидела Света, он постучал в  чужую для него дверь. На стук вышел папа Нади.
         - Яков Константинович, отпустите Надю в поход? – умоляюще попросил подросток.
         - Да нет вопросов, неси мне бутылку пива, а то эта уже пустая, и забирай её куда хочешь.
         - Я тебя заберу, - послышался  из коридора голос  жены.- Никуда Надя не пойдёт, хоть и принесут тебе  ящик пива. Иди спи.
         
         Вышедшая на крыльцо мама извинилась перед одноклассником дочери, во-первых, за грубость, во-вторых за то, что она не может отпустить Надю с ними в поход. Мало чего может в пути случится. При этом она возмущалась тем, что не могла понять, кто додумался заставить школьников выпускного класса бродить в резиновых сапогах  по огромной степной территории. Петр, поняв, что дальше разговор становится бессмысленным, вышел из дома и направился к калитке.
          - Петя, иди сюда, - услышал он голос Нади за спиной.
         
         Надя сидела на скамейке в саду. Когда он перелез через внутренний забор в сад и подошёл к однокласснице, то увидел на её лице, освещённом Луной, слёзы.
          - Эх ты, не мог маму уговорить, - пожаловалась Надя. – Ты же пришёл к ней не руки моей просить, а для пользы общего дела.
          - Что я мог сделать? Она же твоя мама.
          - У Светки тоже есть мама, но она в поход идёт, а я должна дома сидеть по-твоему?
          - Не знаю, может ещё раз попробовать поговорить.
          - Это бесполезно. Если ты первый раз получил от неё «отлуп», то второй раз можешь получить и «по шее».
          - И что делать?
          - Укради меня! Это так романтично.
          - Тогда уж точно мы с тобой вдвоём от неё "по шее" получим. А вообще-то идея не очень плохая. Подумаем до утра. На всякий случай приготовь свой рюкзак, одежду и сапоги, чтобы мама их не спрятала.
           На том  и расстались.
          
         Стучать утром в окно спальни Нади Пете не пришлось: она ждала его уже в полном сборе. Одноклассник, взяв туристку на руки, вытащил её через окно и понёс тем же путём через сад, чтобы нечаянно не разбудить Мухтара в своей будке. Вместе перелезли через забор, и, взявшись за руки, побежали в школу, где их по времени уже заждались…
       
         - Ну теперь все, - объявила Антонина Борисовна, и дала команду трогаться в путь.
         Группа медленно, но всё дальше и дальше стала удаляться от родной школы. Все исторические места села туристы  давно изучили. Их интересовали «места» за пределами Зелёного. За селом несла свои воды небольшая речушка. «Заглянуть» в село  она не посчитала нужным. Однако основатели населённого пункта почти двести лет назад место выбрали удачное. Они построили свои дома у другой реки, а эта считалась её притоком. Время же сыграло с ними  «в прятки»: основная речка высохла и «спряталась», а приток остался как самостоятельная речка.
       
        Добравшись до речки, группа пошла на север района и области, двинулась по течению реки. Весеннее солнце ярко освещало их путь. Шли молча. Все шестнадцать учащихся сельской школы. Если бы впереди их шла не Кравчук, на которой лежала вся ответственность за подшефных, и которая как учительница истории хорошо знала всех, а кто-нибудь из родителей, то он, непременно бы заметил, что следом шла не общая школьная группа  туристов, а разные четыре. Потому что вначале все шли группками по четыре человека.  Староста восьмого класса предлагал сформировать группу в поход исключительно из его класса, в крайнем случае из двух: восьмого и седьмого. Эта идея не нашла поддержки у директора школы, сын которого учился в пятом классе, а дочь – в седьмом. Понятно, что они тоже сейчас передвигались вдоль речки.
         
         Через несколько часов вдалеке показалось какое-то селение. Открыв топографическую карту, старшая группы убедилась, что идут в правильном направлении. Село встретило их тишиной: наступил обеденный перерыв. Пообедав в сельской столовой, школьники отправились на местное кладбище, где находилась братская могила советских воинов, освобождавших в 1944 году данный населённый пункт, и где  воздвигнут благодарными сельчанами монумент Славы.
            
         Вчитываясь внимательно в фамилии павших воинов, Тамара, дочь директора школы, «нашла» своего деда-сержанта. Других знакомых фамилий не оказалось. Группа пошла дальше. Вечер их застал в широком поле, у озера. Разбив палатки, остановились на ночлег. Ребята, взяв удочки, пошли ловить рыбу, а девчонки приготовились готовить ужин, в котором  планировалась уха с ещё не пойманной рыбой.  Луна взошла над озером без опоздания, помогая пламени костра освещать место пребывания туристов. 
          
         После ужина, Света, увидев, что Петя поглядывает всё время не на неё, а на Надю, предложила ей прогуляться. Приглашала один-на-один. Поэтому, когда перед сном Антонина Борисовна стала делать перекличку, то Нади не досчиталась. Света же сидела в своей палатке, «глазом не моргнув».   
          - Кто пойдёт со мной Надю искать? - спросила учительница.
          Все молчали. Стёпа, находящийся в это время в палатке Светы поднялся, но снова сел после того как та его сильно дёрнула за руку. Согласился один Кононов.
          - Ну что, Петя, пойдём вдвоём, - пожаловалась старшая группы.
          
         Взяв фонарики, они направились вдоль озера, затем - мимо оврага. Возвращаясь обратно, подросток услышал чей-то стон. Его попутчица испугалась: «Ой, как бы на волков не нарваться?».
           - Что-то на волков не похоже, - ответил Петя, - но где же Надя? Вы, Антонина Борисовна идите здесь, а я пойду по дну оврага. На всякий случай.
         
        Интуиция не подвела, пройдя несколько метров по дну глубокого оврага, он обнаружил свою одноклассницу. Девчонка лежала на земле и стонала, обеими руками обхватив правую ногу. Не задавая лишних вопросов, спасатель взял её на руки и понёс наверх, где ей устроила допрос Кравчук. На «допросе» та пояснила, что хотела прогуляться сама, но споткнулась и улетела в овраг. О том, что её толкнула при этом Света, не сказала. К счастью, перелома не оказалось, отделалась вывихом. Петя отнёс её на руках в лагерь и оставил в своей палатке. Он догадался, что произошло на самом деле. Степан остался в палатке Светы. Старшая не возражала, видимо, не поверив потерпевшей.
       
        До утра других приключений в туристическом школьном лагере не случилось.
        Утром группа двинулась по лесостепной полосе. Надя шла, опираясь на Петю, искоса посматривая на одноклассницу, по вине которой сейчас не могла самостоятельно передвигаться. Та делала вид, что  ничего не знает, что её «хата с краю». Шла Света под руку со Степаном. Эта парочка шла последней.
      
        Лесостепная полоса постепенно перешла в настоящий лес. В нём нашлось несколько исторических мест, связанных с двумя войнами: Великой отечественной и гражданской.
        Вначале туристы увидели скромный обелиск с пятиконечной красной звездой, надпись на котором гласила, что здесь похоронены привезённые и расстрелянные на этом месте сотрудники ЧК уездного городка во время белогвардейского мятежа. Дальше в глубине леса  увидели землянку. Во время прошедшей войны в ней находился штаб партизанского отряда имени Щорса. Остальные временные партизанские постройки были в полуразрушенном состоянии. Недалеко от штаба находилась братская могла погибших и умерших от ран партизан. На плите выбиты имена. Среди имён Антонина Борисовна нашла фамилию своего отца. Но он ли это, она не знала. Сфотографировав мраморную плиту с именами героев, она дала команду на выход из леса. По партизанской тропе, как это значилось на карте, туристы через час вышли из лесу и продолжили путь вдоль реки, заросшей камышом по берегам.
      
       Обедали в поле. После обеда, пройдя пять километров, встретили археологов. По их просьбе помогли в раскопках. По данным археологов на этом месте когда-то находилось древнее поселение людей, найдены уникальные вещи, от которых не отказался бы ни один музей в мире. После выполнения просьбы «искателей кладов», как их прозвали туристы, группа двинулась дальше.
      
        Под вечер остановились, разбив палатки, у какого то заброшенного пруда. Пока не стемнело, и соорудив на «скорую руку» волейбольную площадку, стали играть в волейбол. Восемь на восемь. Кравчук являлась строгим судьей. Команды сформировали по «жребию». Поэтому получилось так, что Надя и Света играли рядом с одной стороны, а Стёпа и Петя – с другой. Самая высокая из всех ростом Симонова то и дело подпрыгивала, перехватывая мяч. Вдруг «судья» остановила матч: она увидела, как при заходе солнца, которое делилось по-дружески своими лучами со «спортсменами», что-то заблестело. На земле лежали  три старинных золотых монет неизвестного происхождения.
       
        - Ура! Клад нашли, - раздались голоса.
        - Во-первых, ребята, клад, как всем известно, находится в земле, на ней это уже не клад, во-вторых, когда вы начинали играть я ничего не видела. Не могли же эти монеты с неба упасть? Кто из вас взял их при раскопках?- задала вопрос  старшая группы.
         - Антонина Борисовна, я видела как это сделала Бондарева, - ответила за всех Симонова.
         - А почему ты молчала?
         - Не хотела подводить группу.
         
         Кравчук проверила одежду Нади, но ничего не нашла. Последняя ничего не отвечала, только стояла и плакала, повторяя одно и тоже: «Это не я».  Учительница ей поверила. Выстроив в ряд  школьников, кроме «невиновной», она стала проверять одежду каждого и каждой. Через несколько минут в её руках находились ещё две точно такие же монеты. Их она нашла в кармане спортивного костюма Симоновой. В это время к ней подошёл Степан и нанёс ей пощёчину. Своим поступком она подвела не только себя, но и его. С этой минуты он её больше знать не хотел. И «положил глаз» на Надю. Образовался школьный любовный треугольник.
         
        Посовещавшись со старостами, учительница решила, что Симонова будет наказана по возвращении домой. А теперь необходимо монеты вернуть археологам. Возвращаться всей группой  не целесообразно. Утром после завтрака всем туристам, кроме двух, было велено отдыхать в своих палатках, читая книги. Двое же, Петя и Надя, направились обратно к археологам (больше никому учительница не доверяла). Она теперь поняла, как Надя оказалась в прошлый раз в овраге. К тому же хорошо знала, что одноклассницы жили по соседству и жили «как кошка с собакой». Света, на год старше, постоянно обижала и унижала свою соседку. Та из-за своего мягкого характера переносила все обиды в себе. Не случайно скрыла неприятный факт в овраге, взяв на себя чужую вину.
         
        К археологам ребята добрались на удивление быстро, перемешивая спортивную ходьбу с обыкновенной пробежкой. К этому времени нога у Нади "зажила". Руководитель археологической экспедиции поблагодарил школьников  и в знак благодарности подарил им свою книгу об археологических раскопках. С дарственной надписью. Эту книгу они будут потом хранить всю жизнь, как самую дорогую реликвию, как талисман, как напоминание о их первой любви, которая окончательно поселилась в их сердцах.
       
          Обратно добирались медленнее. Через каждые сто метров, разумеется, приблизительно, они останавливались и обнявшись, целовались, ни кого не стесняясь. Вокруг - ни души. Часть пути Кононов ради своего удовольствия нёс Бондареву на руках. Когда Надя просила не делать этого, жалея его, он с улыбкой отвечал: «Как же не надо, Надя, а из ЗАГСа кто тебя понесёт?»
         - Ты Петя, - с таким же юмором отвечала подруга.
         - Если ты меня из армии дождёшься?
         - А я ждать не буду, я с тобой пойду, куда ты, туда и я.
         - Как это, Надя?
         - Ты, Петя, умненький, хорошо закончишь школу, поступишь в институт с военной кафедрой, а после окончания обучения, я с тобой, молоденьким лейтенантом, хоть на край света поеду.
         - Согласен, но только с условием: в институт поступаем и заканчиваем вместе.
         
        За поцелуями и разговорами (не успели только уточнить день свадьбы) пролетело время и километры пути остались позади. Впереди показался лагерь туристов.
           Следующий привал группа сделала в каком-то селе, где и решили переночевать. После ужина в сельской столовой туристы попали на танцплощадку: село в тот день отмечало свой день рождения.
         
           Первый танец Бондарева танцевала с Кононовым. Но когда его отозвала Кравчук, сделавшая накануне своим заместителем, чтобы уточнить маршрут следующего дня, Надя танцевала со Степаном, начавшим выполнять свой план. Тем более, что ему теперь никто не мешал: Света на танцы не пришла, а осталась в доме свой тёти. Останется она и утром у неё, а послезавтра вернётся с тётей домой в Зелёное. Родственница давно уже собиралась навестить её маму, свою родную сестру.
          
          Когда вернулся Петя Надя стояла в стороне, оглядываясь по сторонам и с нетерпением дожидалась своего любимого одноклассника. Степан стоял молча возле неё. Заиграла музыка, и он в грубой форме взял за руки Надю, и они растворились в толпе танцующих пар. Она не стала нагнетать ситуацию, знала, что Петя видел, что произошло и надеялась на его понимание. И не ошиблась. Сдерживая в себе порыв гнева, подросток терпеливо дожидался окончания танца. Следующим «Белый танец» Надя танцевала с Петей. Теперь Стёпа не терпеливо дожидался, когда стихнет музыка.
          
         Над танцплощадкой наступила тишина, нарушенная словами ведущего вечера о том, что танцы завершены и можно расходиться по домам.
         
         На ночь остановились в сельских домах. К дому, где находилась  Бондарева, её провожали два одноклассника. Говорил в основном, Стёпа. Надя и Петя шли молча. Попрощавшись до утра, ребята ушли по своим домам. Так они сказали своей однокласснице. На самом деле они пошли на окраину села выяснять отношения, кто из них должен оставить в покое Надю, а кто должен с ней остаться. Степан просто не знал, что произошло между ними на обратном пути от археологов. Не знал, что Наде Стёпа и «сто лет не нужен». Выяснения закончились дракой, без особых последствий только потому, что местные мужики, проходившие мимо, разняли их в самый критический момент.
      
         Об этом происшествии стало известно сначала Наде, а потом и Антонине Борисовне. Что «спасло» Кононова. Иначе они оба были бы отстранены от дальнейшего похода. А так отстранённым оказался один только Стёпа, который на следующий день отправился домой вместе со Светой, как бы это ему не хотелось.
       
        А группа туристов села Зелёного продолжила свой путь дальше. Как поётся в известной песне: "У похода есть начало, а конца походу нет".   

26.01.2016 г.


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию