Португальская тетрадь

Путевые заметки о Португалии

Гл. 1 -  Конечно же, летим!

Обычно путешествия начинаются с подготовки, с обязательного изучения маршрута, поиска карт и путеводителей. То путешествие произошло спонтанно. К пятидесяти пяти годам жизнь дала трещину. Всё пошло не так. Не стало радости и удовлетворения от работы; потеря друзей и чувство несоответствия задуманного достигнутому довершили недовольство жизнью.

Организм тут же ответил сбоем по всем фронтам. Меня поджидала больничная койка, когда дочь, впорхнув в мой дом, с порога заявила: «Ура! Мы летим в Португалию. Мне тоже дали отпуск. Собирай чемодан – через три дня вылетаем».  Да… дух авантюризма всегда присутствовал в нашей семье. Помнится, я сказала только одно: «Если со мной что случится, не вздумай переть мой труп в Россию. Впрочем, я подготовлю письменное распоряжение».

И вот: облака под нами раскинули свой великолепный ландшафт, солнце блестит на крыле самолёта, а в голове моей звон, во рту - сухость, но ощущение скорого конца почему-то не пугает.
- Не раскисай, на, послушай своего любимчика – Челентано, - протягивает мне наушники дочь. В них звучит прекрасная, великолепно аранжированная мелодия и голос певца. Но мелодия!!! Она была прежде всего! Музыка настолько охватила всё моё существо, что я закольцевала её, чтобы слушать снова и снова. По силе своей она напомнила мне реквием Моцарта. В общем, я слушала её больше четырёх часов подряд, пока мы не прилетели. Конечно же, это была Confessa.

Когда покидали Боинг, умирать мне уже расхотелось. Шум в голове утих, а Португалия встретила нас великолепным коктейлем моих любимых запахов: корицы, ванили, кофе и океана, к которому примешивался, вовсе не портящий его, запах авиационного топлива. Мы прилетели в Фару – аэропорт южной провинции Алгарви.
Океанский ветер присутствовал тут везде, трепал волосы, перенося душу в совсем иную реальность. Нам предстояло проехать по всей Португалии с юга на север.

Сначала был Сагреш с коварными океанскими волнами – одна из столиц сёрферов, а ещё великолепные пляжи и белокаменные дома, красиво сбегающие с гор к побережью. Едем, любуемся. Хочется повизгивать от восторга.
В Албуфейре – некогда рыбацком посёлке, а теперь – ослепительно-белом городе с каменной резьбой на домах, с белокаменными мостовыми, с соснами и апельсиновыми деревьями, мы пили великолепный кофе, который в Португалии готовят везде, и везде по-настоящему.  Жмурились от солнца, изучали карту – наш путь лежал в провинцию Алентежу.

И вот мы уже в Эвора – городе-музее, где в зодчестве присутствует римское и мавританское влияние. Тут нас ожидали постройки португальских королевских династий. Самым известным является храм Дианы II – III века от Р.Х.  Сейчас это трёхметровый каменный постамент с сохранившимися коринфскими колоннами. И, конечно же - великолепные соборы с каменной резьбой на фасадах, со скульптурами и глобусами (страна мореплавателей), постройки XII-XIII веков, представляющие собой смесь готики и романского стиля. И всё в прекрасном состоянии и доступно для просмотра.

Португалия – страна, куда обязательно надо ездить архитекторам и скульпторам. И бродить, фотографировать, зарисовывать, любоваться, ибо чистейший воздух и забота местных властей сохранили многое из великолепного каменного зодчества для потомков.

Алентежу – знаменитый винный регион. В усадьбе Эшпорао знакомились с производством вина и оливкового масла, посетили погреба, представляющие собой белокаменные сводчатые тоннели, которым не видно конца, заполненные бочками, специальными ложементами для бутылей. В погребах нас сопровождал красивый улыбчивый парень в белоснежной рубашке и чёрных брюках. Он тихим доброжелательным голосом рассказывал о виноделии (там соблюдалась определённая температура и тишина). Особенный запах давлёного винограда с оттенком плесени и дерева присутствовал повсюду.

Запах этот не имел ничего общего с запахом сивухи на нашем винодельческом московском предприятии, на котором мне раз довелось побывать и полюбоваться на поголовно пьяный персонал. (С тех пор не пью вин русского производства). Вино – божественный напиток. Он не для пьянства, а для вкушения.

Наконец наша группа разбрелась по интересам. Мы отправились в очаровательный парк с гуляющими павлинами. Там услышали, как павлины «поют». Хохотали, вспоминая наш мультик, где говорится: «спой, птичка» - именно так она и поёт.

Была суббота, и нам посчастливилось наблюдать отдых португальских старичков. Оказывается, по выходным муниципальные власти устраивают для горожан пикники на природе. Со своими кастрюльками, пирожками, фруктами они выезжают на бесплатном автобусе, который к вечеру их забирает и развозит по домам. Так вот в этом парке был устроен такой пикник.

Очень милое зрелище. Чувствуется, что люди знакомы между собой и ждали этого события. После приветственных объятий на тенистой поляне были расстелены скатерти, расставлена снедь. Все расселись: кто на складных стульчиках, кто на траве. Угощали друг друга, оживлённо разговаривали, смеялись, откупоривали бутылки с вином и водой. Чувствовалось, что им было хорошо вместе. А что ещё нужно?

Едем дальше, кстати, скорость не более пятидесяти километров в час. Штраф за превышение – 400 евро. Нарушать не хочется, да и виды из окна просто прелестны. Впереди провинция Лижбоа. С дороги стали видны пробковые дубы с раскидистыми кронами, растущие весьма свободно на пологих холмах. Португалия занимает около 70% в мировом производстве пробки. Пробковый дуб – особая экосистема. Там есть своя технология и многовековая традиция. Каждый дуб снабжён табличкой со своим номером и датой последнего съёма коры. Для восстановления дереву требуется девять лет. И подход к этому делу самый серьёзный.

А вот уже Лиссабон. Теперь на несколько дней располагаемся в отеле. Кстати, все отели, встреченные нами на пути, были великолепны. Везде отличный сервис, приятная обстановка, абсолютная чистота, независимо от звёздности.

В Лиссабоне очень удобное и тихое метро (колёса поездов на резине). Отправляемся в океанариум. Туристов полно, но попадаем туда довольно быстро. Стеклянный тоннель с движущейся дорожкой уводит в подводное царство, где над нами проплывают громадные акулы, скаты, рыба-луна, отсвечивающая оловянным блеском и похожая на громадный диск, а также великое множество более мелких представителей океана во всём своём многокрасочном великолепии.

Сегодня вечером у нас намечен ресторан с музыкой фаду. Это особая культура пения, гитарного сопровождения и даже одежды исполнителей.  Фаду – это эмоциональное выражение через пение грусти, одиночества, любви и страдания.
В зале, стилизованном под деревенское подворье, с телегой, конской сбруей, глиняными горшками разных размеров и расцветок, тяжёлыми скамьями и длинными массивными столами - гладко оструганными и добротно сделанными, нарастал гул голосов по мере потребления зелёного вина.

Туристов из разных стран набилось полным-полно. Рядом с нами гомозили немцы – общительные, весёлые, громкоголосые. Чуть дальше - хохотали итальянцы, эмоционально жестикулируя. Наша группа говорила тихо и мало – чувствовалась толи скованность, толи разобщённость. Я заметила, что в путешествиях русские мало общаются между собой, впрочем – дома тоже.
Наконец был подан десерт и португальский портвейн, который не стоит сравнивать с нашим. Все ждали появления исполнительницы фаду.

И вот: притушили свет, гул голосов стих, на маленькую сцену в виде деревянного помоста в углу зала, вышли исполнители: синьора в черно-белом облачении с непременной шалью, либо шарфом на плечах и двое синьоров с португальской и европейской гитарами. В наступившей тишине зазвучали первые аккорды и первые фразы завораживающего пения.
И стёрлись языковые границы. Мы были одним народом, ведомым этим мощным, волнующим голосом. Он звучал, заполняя всё воздушное пространство ресторана. Иногда даже закладывало уши от этой мощи, от этой всепоглощающей волны чувств.

Певице было за сорок – сильный характерный голос, достоинство в облике и никакого намёка на своё превосходство, никаких попыток обратить на себя внимание чем-то ещё, кроме исполнения.
Фаду захватывает тебя и уводит в историю страданий человеческих. Через несколько минут эта синьора владела залом полностью. Мы все были её подданными, а она – несомненно, королевой этого бала.

Возвратиться в отель решили пешком по ночному Лиссабону. Из ресторанчиков доносились латиноамериканские и африканские ритмы.
После разрушительного девятибалльного землетрясения первого ноября 1755 года (тогда погибло около шестидесяти тысяч человек) центральный квартал Лиссабона «Байша-Помбалина» был отстроен заново в классическом стиле, но много осталось и от средневекового города с узкими извилистыми улочками.

В ушах ещё звучала музыка и чарующий голос. Над головой качались звёзды и нарастающая луна; в ночной прохладе разливался чудный пряный аромат. Было хорошо! Просто хорошо – на душе, на сердце, в мыслях.

На следующее утро предстояли новые поездки, а мне ещё хотелось записать увиденное в Лиссабоне. По этим почеркушкам я и через несколько лет вспомню всё и снова всё увижу: монастырь Иеронимитов в районе Белен и Беленскую башню – символ золотого века португальской экспансии; президентский дворец на набережной и цветущие лотосы перед ним, мост «Васко да Гама» и белоснежные яхты у причалов, незабываемый музей - собрание Гульбекяна ( Армянского нефтяного магната, долгое время жившего в Португалии и завещавшего свою выдающуюся коллекцию произведений искусства Португалии). И, конечно же – королевские дворцы – летние резиденции королей в Синтре.
Гл. 2 -  От мыса Рока до Томара

Особое впечатление от самой западной точки Европы – мыса Рока. С его вершины океан предстаёт во всём своём величии. В день нашего посещения он имел фиалковый цвет и к горизонту сливался с небом. Всё было окутано лёгкой дымкой и волны различались только вблизи скал, дальше всё смешивалось в некую водно-воздушную субстанцию, издававшую мерный гул, хоть и не громкий, но невероятно мощный. Под нашими ногами подрагивала скала, в голове рождались стихи.
 
На мысе Рока надо побывать
И всем ветрам подставить своё тело,
Карабкаться по скалам неумело
И океан бескрайний увидать.

Чтоб с корабля по имени Европа,
Взглянув на мир, иначе ощутить
И неба синь, и океана пропасть,
И счастье в этом мире быть.

Почувствовать величие природы,
Воды большой услышать мощный гул,
И воздух свежий – до сведенья скул,
Запомнить так, чтобы не стёрли годы.

Понять всю соль родной Земли
И Божий замысел прекрасный…
И осознать, что может быть напрасно
Пустой вознёй ты отмечаешь дни.
Сегодня – город-крепость Обидуш. Основан ещё кельтскими племенами, позже здесь правили вестготские племена и арабы. В XII веке король Афонсу Энрикеш установил испанское господство. По традиции город становился частью свадебной церемонии королей (подарком). Теперь там любят проводить свой медовый месяц молодожёны со всех концов света.

Старый город окружён крепостной стеной, по которой и провёл нас гид. Сначала думала, что не отважусь – стена –то в некоторых местах достигала метров пятнадцати в высоту. Но, глядя, как бодро вспрыгнули на неё две совсем уж немолодые преподавательницы из МГУ, полезла тоже, да и вся группа следом. Дорожка по стене была сантиметров восемьдесят шириной, но кое-где доходила до пятидесяти. Благо, что с внешней стороны стена возвышалась своими зубцами почти до пояса, и можно было на всём пути за неё держаться, что я и сделала. Но во время прохождения раза три говорила себе: «Дурища ты несчастная, куда тебя занесло?»

А внутри был сказочно красивый старый город с белыми домиками, черепичными крышами, узкими улочками, цветущими бугенвиллиями, фруктовыми деревьями и восхитительными геранями на окнах, в горшках, в подвесах. Примерно за полчаса мы обошли город по стене, протяженностью в полтора километра.

Наконец вышли под красивую арку городских ворот, построенных в XIV веке, на стенах которой в прекрасном состоянии красовались кобальтовые панно - азулежос на библейские темы (изразцы с орнаментальными и натуралистическими рисунками).
Полукруглый потолок ворот был выложен цветными азулежос с растительными орнаментами.  Повосхищавшись воротами, мы направились к выходу из этого сказочного места. За смелость нас угостили традиционным ликёром Джинджей, подаваемым в шоколадных рюмках.

За крепостной стеной открывался вид на другую крепость – высоченную, массивную – замок Обидуш в виде четырёхугольника со стороной метров тридцать, венчаемой мощными зубцами, с массивными башнями по углам и бойницами. Сейчас там оборудована гостиница в замковом стиле.
Загружаемся в автобус, проезжаем мимо церкви Иоанна Крестителя, находящейся в ремонте, и часовни Св. Мартина - XIV века, проезжаем мимо трёхкилометрового городского акведука XVI века.

Кругом средневековая история. А наш путь лежит в Алкобасу.
Из португальской тетради этот город не выкинешь, ведь там мы встретились с тем, чего даже представить себе не могли. И этим чудом оказались, поистине мегалитические сооружения: трапезная и кухня тринадцатого века.
Да, да! Кто бы мог подумать, что средневековые люди так любили поесть. Судя по рыцарским доспехам, росту они были всего 150 – 170 см. Но приготовление пищи осуществлялось с размахом.

Начну всё по порядку:
Главной достопримечательностью города является аббатство Санта-Мария-де-Алкобаса, основанное в XII веке в честь победы над маврами, после чего строительство его длилось семьдесят лет. В настоящее время это самая большая церковь Португалии, внесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Состоит аббатство из пяти монастырей, семи спален, библиотеки, трапезной и огромной кухни. Большая часть оригинального готического фасада была изменена в XVII - XVIII веках на барокко. Центральное окно в виде розы осталось от готики.

Внутри монастырь впечатляет ещё больше, чем снаружи. Центральный неф, длиной более ста метров с огромными колоннами, подпирающими свод. В монастыре, украшенные тончайшей резьбой по камню, находятся роскошные гробницы короля Педру 1 и его возлюбленной Иниш де Кастро.

О! Это одна из величайших историй любви в Португалии, о которой там знают даже малые дети: после смерти возлюбленной, Педру 1 перенёс её останки в храмовую гробницу, провозгласив перед погребением королевой и заставив своих придворных отдать королевские почести мёртвому телу с целованием руки.

А теперь - скорей через северный проход в монастырь тишины XIV века. Минуем фонтан и попадаем в Королевский Зал, где вдоль стены стоят каменные статуи практически всех королей Португалии. Ах, какая работа скульпторов!

Ну вот, наконец, и та грандиозная кухня, названная одним из путешественников «наиболее выдающимся храмом чревоугодия в Европе». Высота потолков 18 метров, огромный камин, печи с вытяжками над ними, которые с улицы кажутся причудливыми башнями. Огромный садок для рыб, бассейн для мытья туш с уникальной системой водоочистки, громадный каменный стол, вернее плита, для разделки быков, потом столы поменьше.
Начищенные медные кастрюли сопоставимы по размеру с бочкой для воды литров на семьдесят.

Далее была не менее грандиозная трапезная, где монахи ели молча, слушая библию. Ну, а дальше – ванная комната, вернее – зал с фонтаном и теми же габаритами. Потом столь же впечатляющая библиотека.
Взбудораженные наши туристы к концу просмотра поутихли. Видимо в голове крутились проекции на день сегодняшний.

Ну, вот ещё один короткий переезд, во время которого все вздремнули, и мы в городе Баталья.  Отправляемся в аббатство Санта-Мария-да-Виттория – шедевр португальской готики с вкраплениями мануэлино (морские орнаменты, высеченные в камне, в виде переплетающихся канатов и астролябий). Монастырь основан в честь победы над Кастилией в 1385 году.

За два века сменяющиеся короли оставили свой вклад в строительство. Впечатляет высокий неф Афонсу Домингиша и за хорами – уникальные витражи начала XVI века. Оторвать взгляд от великолепной каменной резьбы было просто невозможно. Смотрела заворожено на это чудо и жалела, что моей маме не удалось тут побывать – она по профессии резчик по камню.

Ну, что же: - Бон диа! Далее наш путь в город Томар, где монастырь Христа, основанный в XII веке великим магистром ордена тамплиеров, хранящий память об этих монахах и их наследнике – ордене Христа.

Архитекторам удалось выразить в камне и величие королевской власти, и могущество ордена тамплиеров. Поражает знаменитое окно в стиле мануэлино и восьмиугольник церкви Христа, построенный внутри первоначальной церкви тамплиеров (называемой ещё Ротондой) в форме 16-стороннего барабана. Это сложное архитектурное строение является центром монастыря, который как бы обрастал вокруг него до середины XVI века.

Великолепная Португалия! Сердце замирает от величественных памятников старины, от тонкой каменной резьбы, от высоченных храмовых нефов, от каменных скульптур - чудесно сохранившихся, и витражей.

Гл. 3 -  Фатима

Наконец мы оказались в Фатиме – международном центре паломничества христиан со всего мира. Фатимское святилище обладает совершенно особой атмосферой. По размеру площадь перед храмом сопоставима с площадью перед собором Св.Петра в Риме, да и по ощущениям – тоже.

Центром архитектурного ансамбля является белоснежная базилика Богоматери Фатимской (храм Богоматери Розария Фатима) с отходящими от неё полукругом колоннадами. Перед ней огромная площадь, на которой становится тесно в дни памяти. Много слышала о Фатиме, а когда оказалась здесь – дух захватило. Ну, а история Фатимы такова:

Давным-давно, в 1917 году трое детей – пастушков (Лусия Сантуш, кузина Жасинта Марту и брат Франсишку Марту) стали свидетелями явления Девы Марии. С тринадцатого мая по тринадцатое октября она являлась им шесть раз (каждый месяц – тринадцатого числа). Общаясь с детьми, Богоматерь просила молиться их каждый третий день, объяснив, что только через покаяние можно достигнуть преобразования. В этих откровениях, Дева Мария попросила построить часовню в том месте, где произошла встреча.

В настоящее время часовня находится в центре святилища. Там сейчас хранится образ Богоматери.
Тринадцатого июля 1917 года Богородица открыла детям «Три тайны», которые в последствии были записаны и прокомментированы. Это очень интересные документы!

Первая тайна: «Богородица показала нам огромное море огня, которое будто бы находится под землёй. В этот огонь были погружены демоны и души в человеческой форме, как прозрачные горящие угли, все почерневшие или как темная бронза. Плавая в пожаре, они то поднимались в воздух языками пламени, исторгающимися изнутри их самих вместе с большими облаками дыма, то падали обратно во все стороны, как искры в огромном пожаре, без веса или равновесия, на фоне визгов и стонов боли и отчаяния, которые потрясли нас и заставили дрожать от страха. Демонов можно было различить по их ужасному и отвратительному подобию со страшными и неизвестными животными, полностью чёрных и прозрачных. Это видение длилось лишь мгновение. Как мы когда-либо можем достаточно возблагодарить нашу добрую Небесную Матерь, которая заранее подготовила нас, обещая, в первом своём явлении, принять нас на небо. Иначе, я думаю, мы бы умерли от страха и ужаса».  (Видение ада)

Вторая тайна: «Вы видели ад, куда отправляются души бедных грешников. Чтобы спасти их, Бог хочет установить в мире почитание Моего Пренепорочного Сердца. Если то, что я вам скажу, будет исполнено, много душ будет спасено и настанет мирное время. Война скоро закончится. Но если люди не перестанут оскорблять Бога, начнется худшая война при Папе Пии ХI. Когда вы увидите ночь, озаренную необычным светом, знайте, что это великий знак Божий того, что Бог готов наказать мир за злодеяния посредством войны, голода, и гонений на Церковь и Святейшего Отца. (Родители рассказывали, что перед Второй мировой войной действительно на небе наблюдалось в ночи красное свечение, продолжавшееся до утра.)   Чтобы предотвратить это, я пришла просить о посвящении России моему Пренепорочному Сердцу и о причащении в возмещение грехов в первую субботу месяца. Если мои просьбы будут услышаны, Россия обратится и настанет мирное время. Если нет, то она распространит свои ошибки по всему миру, вызывая войны и гонения на Церковь. Добрые будут му;чимы, Святейший Отец будет много страдать, некоторые народы будут уничтожены. В конце моё Пренепорочное Сердце восторжествует. Святейший Отец посвятит Россию мне, и она обратится и некоторое мирное время будет даровано миру».
(Предсказание конца Первой мировой войны и начала Второй мировой войны, если Россия не будет посвящена Пренепорочному Сердцу Богоматери.)

На вопрос епископа в 1943 году о третьей тайне, Лусия ответила, что «ещё не уверена, что Бог позволяет ей это сделать». Однако, в октябре 1943 года епископ приказал Лусии записать её, что она и сделала. Но запечатав конверт, она запретила вскрывать его до 1960 года. Третья тайна была официально истолкована и прокомментирована кардиналом Ратцингером – будущим папой Бенедиктом XVI, а тогда главой Ватиканской Конгрегации по делам веры, или Конгрегации Доктрины веры.

Третья тайна:  «Я пишу из послушания Тебе, мой Бог, приказавшего мне сделать это через Его Высокопреосвященство епископа Лейрии и Божию Матерь.
После двух частей, которые я уже объяснила, слева от Божией Матери и немного выше, мы увидели Ангела с огненным мечом в левой руке. Пылая, меч извергал языки пламени, которые могли бы сжечь всю Землю, но они затухали, касаясь великолепного сияния, которое Божия Матерь излучала навстречу им из своей правой руки. Указывая на землю своей правой рукой, Ангел закричал громким голосом: «Покайтесь, покайтесь, покайтесь!» Мы увидели в бесконечно ярком свете, что есть Бог: нечто подобное тому, как изображения людей появляются в зеркале, когда они проходят перед ним: епископа, одетого в белое, — нам показалось, что это был Святейший Отец. Там были и другие епископы, священники, верующие мужчины и женщины. Они поднимались вверх по крутой горе, на вершине которой был большой Крест из неотёсанных стволов пробкового дерева. Прежде чем попасть туда, Святейший Отец прошел через большой город, наполовину в руинах, наполовину содрогающийся. Он шёл останавливаясь, страдая от боли и горя, и молясь за души тех, трупы которых он встречал на своём пути. Достигнув вершины горы, на коленях у подножия Креста он был убит группой солдат, которые стреляли в него пулями и стрелами. И таким же образом там умерли один за другим другие епископы, священники и верующие мужчины и женщины, и различные миряне разных чинов и сословий. С обеих сторон Креста стояли два Ангела, каждый с хрустальной кропильницей в руке, в которую они собирали кровь мучеников и ею окропляли души, прокладывающие свой путь к Богу».
 
(В 1981 г. было совершено покушение на папу Иоанна Павла II. Он выжил. Его спасло лишь то, что в момент выстрела он повернулся к девочке из толпы, державшей образ Богоматери Фатимской. Однако понтифик был тяжело ранен. Находясь в больнице, из своей палаты папа разговаривал по телефону с матушкой Лусией, переписывался с ней и за время лечения прочитал всё, что только мог, о Фатиме. Папа попросил доставить ему из русской церкви Успения Богородицы Фатимы хранившуюся там с 1970 года Казанскую икону Божией Матери, которая затем была помещена в его личных покоях и передана Русской православной церкви в 2004 году.

Выздоравливая, Иоанн Павел II сказал своему другу Павлу Хнилице: «В эти три месяца я понял, что может решить все мировые проблемы, положить конец войнам, избавиться от атеизма и беззакония. Это «обращение России». Обращение России — в этом основной смысл Фатимы. После него совершится триумф Марии.)

Фатимская молитва на русском языке:
О, милосердный Иисус!
Прости нам наши прегрешения
Избавь нас от огня адского,
И приведи на небо все души,
Особенно те, кто больше всего нуждаются в Твоём милосердии.
Аминь
Вот такое это место – город Фатима. Мы пробыли там весь день. Уезжать не хотелось и говорить не хотелось. Мысли были о высоком и вечном.
Гл. 4 -  Брага, Буссако, Коимбра

На следующий день дорога привела нас в город Брага с её знаменитым комплексом Бом-Жезус:

Я помню лестницу Христа,
Известную, как «Бом-Жезус»,
И нашу группу, что устав,
Пройти пыталась путь Иисуса.

А сверху девочка скакала…
Вниз по ступеням – скок-поскок.
С мыска на пятку – не устала,
И лился детский голосок.

Держась за руки папы с мамой,
Всё повторяла: - One, two, three…
Как мячик, прыгала упрямо.
Мы подивились: - Ты ж смотри!

Вот, для чего так путь далёк!
И эти скорбные ступени…
Чтоб детский звонкий голосок
Вослед нам крикнул: - A happy journey!

Счастливого пути желая,
А детский голос не соврёт,
Она, сама того не зная,
Всю жизнь мою перевернёт.

Святилище Бом-Жезус-ду-Монти  (Христа на Голгофе) находится на окраине города Браги на холме, высотой 564 метра. Архитектурно-ландшафтный комплекс состоит: из церкви, имеющей в плане латинский крест, а по фасаду – ионические и дорические колонны, треугольный фронтон между двумя колокольнями с причудливыми крышами; знаменитой лестницы Via Sacra («Святая дорога»); большого парка и подъёмника.

История святилища восходит к началу XIV века, когда на вершине горы Эшпинью был установлен крест. В 1373 году на склоне появилась часовня Креста Господня, которая стала местом паломничества жителей Браги и верующих из соседних регионов. В середине XVI в.  от были построены ещё две часовни и позже, на протяжении века выстраивалась крутая извилистая дорожка с миниатюрными часовнями в виде гротов («капеллы Страстей Христовых»).

Сегодняшний вид святилище обрело в XVIII веке.  К церкви ведет впечатляющая зигзагообразная лестница, выполненная в стиле барокко, символизирующая Крестный путь и его 14 стояний. Поднимаясь по лестнице к храму, мы видим скульптуры, фонтаны, часовни, рассказывающие о пути Христа на Голгофу.
Некоторые поднимаются на гору на подъёмнике, многие же туристы проделывают «путь Христа» по крутым ступеням. По пути есть время о многом подумать.

После Браги наш путь лежал в старинный королевский парк Буссако с изумительным дворцом, украшенным множественными азулежос (изразцовые панно) и витиеватой каменной резьбой в стиле мануэлино. Это бывший охотничий дворец последних португальских королей, а сегодня -  один из лучших отелей Португалии. Возле дворца цвела гигантская глициния, свисая лиловыми гроздьями с устроенных для неё опор, создающих длинный коридор; магнолии источали дурманящий запах и на фоне изумрудно-зелёного газона яркими пышными шапками притягивали взгляд разноцветные бугенвиллии.

Всё это великолепие находилось довольно высоко в горах, было прохладно, кружилась голова после дорожного серпантина, хотелось сесть и замереть, что мы и сделали. И всё смотрели, смотрели, смотрели – такое не часто увидишь. Над головами, в синем небе совсем близко проплывали облака, иногда цепляясь за кроны громадных деревьев (королевский лес Буссако насчитывает их около 700 видов, многие из которых привезены со всех концов земли). В небольшом пруду плавали лебеди. Время вело тут совсем иной отсчёт. Казалось, что мы зависли между небом и землёй. Наверно так оно и было.

После ночного отдыха вояж продолжился. И вот уже Коимбра – старейший университетский комплекс Европы. По дороге слушали «Коимбру» из фильма «Возраст любви» в исполнении обворожительной Лолиты Торрес.

Коимбра в прошлом – древняя столица Португалии XII - XIII веков. Сейчас город делится на два крупных района: Старый, или Верхний – самая древняя часть города, окружённая средневековой стеной, и Нижний город — он больше по размерам и находится вне старинных стен.

Университет расположен в самой высокой точке Верхнего города, можно сказать, возвышается над ним. Само здание Университета выстроено в стиле барокко, а на его часовне находится старинный колокол, который студенты между собой называют «Коза». Раньше звон колокола возвещал начало и окончание занятий, сейчас это просто напоминание о славном прошлом учебного заведения. Когда-то давно студентам запрещалось покидать Верхний город.

Теперь, когда в мае заканчивается учебный год, весь город празднует Кема-даш-Фиташ — выпускники сжигают свои мантии, ходят на ночные концерты и устраивают парады.
Во внутреннем дворе Университета находится статуя Жуана III, не только вернувшего Университет в Коимбру, но и отдавшего под его нужды Королевский дворец.

Осматривая университетский городок, мы не переставали удивляться роскоши убранства церквей и дворцов, великолепию библиотеки и музеев. Для студентов и любопытствующих, вроде нас, представлены богатые минералогические, ботанические, зоологические, антропологические коллекции. С восторгом мы осматривали астрономическую обсерваторию и ботанический сад с опытными делянками, научными лабораториями и, конечно же – причудливыми растениями. Повсюду сновали студенты, царила атмосфера сосредоточенности и дружелюбия в этом храме науки. В общем, если бы пришлось поучиться ещё раз – я бы хотела оказаться в этом университете.

Вечером, с балкона гостиничного номера, сидя в удобных креслах и потягивая прекрасное португальское вино, уносились взглядом к Старому городу, университету, красиво подсвеченному прожекторами. С реки Мондегу, плавно несущей свои воды мимо крепостных стен города, доносился прохладный ветерок, а в голове ещё звучал голос Лолиты Торрес, певшей о Коимбре. Завтра – в Порту!
Гл. 5 -  Порту, Каркавелуш

«Порту — город портвейна и футбола, город высоких арочных мостов и шумных прибрежных баров, город неприглядных и грязных улиц, город давший название Португалии» - так сказано в одном из справочников.         

Ну, что ж, попробуем разобраться. Высоченные арочные мосты через реку Дуэро действительно впечатляют. Один из самых узнаваемых символов города — мост Понте-де-Дон-Луиш, построенный в конце XIX века Теофилом Сейригом, учеником того самого Гюстава Эйфеля.

Порту – второй по величине город Португалии после Лиссабона. Его нередко называют северной столицей. А история этого города начиналась весьма скромно. Римляне называли эту местность Портукале, а первые упоминания о ней датируются V веком. Потом были Мавры, которые оккупировали эти земли вплоть до VIII в., разрушив все ранее существовавшие здесь римские постройки. В 982 г. Портукале становится христианским городом под управлением Генриха Бургундского – основателя Бургундской династии, правившей в Португалии до 1363г. 

XIII век положил начало великим географическим открытиям.  Порту становится центром торговли с другими странами, а также – центром судостроения и крупнейшим портом, расположенном в устье реки Дуэро.  С Порту связана история легендарного принца - Генриха Мореплавателя.

Построенный в XII в. на вершине холма, Кафедральный собор Се возвышается над городом и его видно практически отовсюду. Собор считается примером романского стиля в архитектуре Португалии, хотя крыльцо выполнено в стиле барокко, а интерьер сохранил готические черты. В одной из капелл собора находится уникальный массивный алтарь, изготовленный из 800кг серебра. В 1809 году его спасли от французов, быстро замуровав алтарную нишу.

Недалеко от городского сада Кордоария возвышается башня Клеригуш  - символ Порту, построенная итальянским архитектором Н.Назони в середине XVIII века, которая была не только украшением старых кварталов, но и служила хорошим ориентиром для входа в гавань.

Еще одна достопримечательность Порту – вокзал Сао-Бенту, построенный на месте бенедиктинского монастыря. Стены главного зала вокзала украшены громадным панно азулежос на сюжеты из самых ярких эпизодов истории Португалии.
В Порту находится второй (после «Эштадиу да Луш» в Лиссабоне) по вместимости стадион в Португалии - «Драгау» - домашняя арена футбольного клуба «Порту».

Через реку от  Порту расположен город Вила-Нова-де-Гайя. Его происхождение и история тесно связаны с экспортом вина. Город был основан королем Афонсу III в 1253 г., когда он не согласился с монополией на торговлю вином епископа Порту. Именно здесь, все крупные производители портвейна создали свои винные погреба и отсюда отправляли свою продукцию по всему миру.

Экскурсии в погреба всегда вызывают оживление у туристов: начинается суета вокруг дегустации и покупки вин. Вот и подошёл к концу наш маршрут. Вечером мы прощались с милым трудягой – Порту.

Впечатлений – море. Хорошо, что записывала в тетрадь. К концу путешествия начали путаться названия – самое время распластаться на песке великолепных португальских пляжей. И на следующий день мы едем в Каркавелуш, слушая по пути «Голубой Эльдорадо».

Каркавелуш - популярный среди сёрферов и местной молодежи курорт с протяжённым (более трёх километров), широченным песчаным пляжем, где находится множество баров и ресторанов. Жизнь кипит повсюду как днём, так и ночью, город превратился в место бесконечного праздника и веселья. А по четвергам в Каркавелуше разворачивается огромный рынок.

Мы приехали туда пятого мая. «Ну, здравствуй, океан! Вот это волны! А запах корицы и океанской свежести! А красные берега! А, какой чистейший пляж! Какая мощь у волны! Даже, если она по колено, устоять невозможно – закатывает в песок!» - сплошные восклицания…

Океан прогревается только к сентябрю, поэтому купающихся нет. Где-то вдалеке сёрферы в гидрокостюмах ловят волну. По пляжу босоногие туристы шлёпают вдоль линии прибоя, загорающих мало. Лепота! От всего этого грандиозного великолепия голова кругом!

Вечером, едва коснувшись подушки, проваливаюсь в сон, но не надолго. Рокочет океан. Ветер раскачивает вуальную занавеску. Сквозь сон ясно ощущаю свежий влажный воздух. Вдруг в комнату прямо в открытую балконную дверь входит, весь мокрый и в водорослях, здоровенный рыжий ирландец. Со страшными ругательствами плюхается на мою постель и, увидев меня там, приходит в ещё большую ярость: «Ты, что тут разлеглась?..»
Я вскакиваю и ору. Просыпаюсь окончательно, на меня во все глаза таращится дочь, выбежавшая из ванной. Я ещё ощущаю на себе мокрую простынь, водоросли и запах того ирландца. Потом всё улетучилось.

Дня через три я всё же отважилась преодолеть неимоверную силу прибоя и холод океанской воды. Вот, наконец, качаюсь на громадной волне и улыбаюсь солнцу. Что и говорить… выбиралась на берег я с полчаса. Думала, уже не суждено будет, и составлю компанию моему ночному гостю. Потом лежала на горячем песке, стучала зубами от холода и думала, что больше - никогда! Да уж... это вам океан!

Прошло время, Москва осыпала мокрым снегом и леденящим дождём, порывы ветра вырывали из рук зонт. В такие моменты хочется думать о тепле, о лете. В мыслях вертелся стих:

Холодный дождь устал
и нехотя в оконце
чуть барабанил иногда,
а мне всё снилось солнце,
где танцевала я тогда.

Где были брызги океана
и яхты лёгкий взлёт,
на белой палубе наш танец
и чаек – росчерком полёт,
и тел красивых летний глянец.

Под тихий шелест
долгого дождя
я слышу музыку в таверне.
И кто-то там кого-то ждал,
и кто-то счастлив был наверно.

И россыпи холодных звёзд
в осеннем ясном небе
я снова видела во сне…
Мне жаль, что ты со мною не был,
и это снилось только мне.

Я шла Ленинским проспектом Москвы, когда знакомый португальский запах остановил вдруг. Всколыхнулись воспоминания. Это великолепная Португалия снова звала меня! Придя домой, нашла свою забытую тетрадь и просидела над ней всю ночь. Я снова окунулась в иную реальность, которая когда-то спасла меня от бездарной погибели. Хорошо, что она есть, что туда ещё можно вернуться, хотя бы в мыслях, и ощутить прекрасный замысел Творца!
Нина Степ, Москва, 2016
Материал составлен по путевым заметкам, дополнен данными из интернета.
Фото из интернета.


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию