Два часа с эпохой возрождения

/быль/
Нет, нет, дорогой читатель, машина времени здесь не при чем.
Об этом позаботились организаторы мультимедийный выставки.
Именно  в залах «Цеха»  мы с моей верной спутницей, взявшись за руки, перешагиваем через века…

На гигантских экранах  высвечивается творчество мастеров  Эпохи Возрождения.
Известно, что отличительной  чертой мастеров  этой эпохи является светский характер культуры, её интерес к человеку, к  его  возможностям развития.
Возрастает   интерес к античности, как бы происходит  ренессанс  - «заново рождённый» стиль, взгляд на мир…
Своеобразное  в о з р о ж д е н и е  лучшего из  предшествующего.

Творение великих мастеров этой эпохи своеобразный  микрокосмос, в котором торжествуют духовные силы человека…

На выставке обостряется зрение, обнажаются все рецепторы восприятия.
Под звуки музыки Баха, Генделя, Моцарта рассматриваешь  неувядающие полотна ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БОТИЧЕЛЛИ, ДЖОТТО, РАФАЭЛЯ…
 
Главная фигура на вернисаже – МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТИ.
И главный сюжет – сотворение мира и человека.
Сотворению мира в экспозиции посвящены главные сцены. -
«Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». «Грехопадение», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп», «Опьянение Ноя», «Страшный суд».

Для росписи Сикстинской капеллы в Ватикане Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил их последовательность. 
Мастеру важно было представить столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла Творца и трагизма существования человека.

Много лет назад  посчастливилось видеть роспись капеллы вживую.
С постоянно поднятой головой, до безумного головокружения, с захватывающим трепетом толпы всматривалась в эти фантастические фрески на потолке капеллы.
Было понятно, что при всём усилии невозможно прочувствовать  и запомнить  многообразие сюжетов и образов.
Купила в Риме книгу MICHEL- ANGE.
Её роскошные иллюстрации   позволили полнее понять, с каким чудом я встретилась.

И вот новая встреча, новые возможности рассмотреть детали, пережить страх за мучения людей и радость открытия нового знания.
А рядом друг, с которым можно тут и сейчас вникать, уточнять, просто наслаждаться искусством и чарующей музыкой.

   - Дин, что задача «воспитания нового человека» осознаётся как основная задача эпохи Возрождения?

Вот это вопросик.  А ведь действительно именно этот мотив во всей композиции  сквозной.
Метко подметила подруга.

Из истории сотворения человека мастер особо подчёркивает мгновение рождения его души.  С ней человек познаёт радость своего  существования.

Вот этот образ: энергия сквозь кисть Бога передаётся руке человека. Мастер как бы подчёркивает, что между двумя протянутыми друг другу руками и совершается чудо…

Важно и то, что  Микеланджело выделяет способность человека  созидать, творить - как высший дар Творца.

Интересен сам факт, что эпоха Возрождения придаёт воспитательным акцентам убедительную и чувственную наглядность через своеобразный диалог античности, средних веков и нового времени. Диалог  о предназначении человека.

   - Посмотри, - вновь глубокомысленно приглашает меня подруга к размышлениям, - вот эта фреска – «Страшный суд». Здесь Микеланджело уже видит в человеке не «венец творения» и Бог представлен здесь гневным и карающим.

   - Вот-вот, это уже обращение к нам, - поддерживаю я, - пришла пора и нам призадуматься. Не зря  «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения. Чувствуешь, как обостряются напоминания мастера.

Там в тиши и полумраке, под шепот классической музыки  мы постигали мудрые послания из далёкой эпохи и  не скрывали своего чаяния  и ожидания нового ренессанса…

Были откровенны друг с другом. Не все сюжетные ходы было нам под силу распознать. Замыслы фресок  очень сложны.
Микеланджело предстал чутким читателем Библии. А мы просто удивлялись, как его композиционная форма раскрывает структуру Ветхого Завета.

   - Да, этот художник неповторимый гений, - с особой нежностью говорит вновь моя визави. - Посмотри, как все части  полотен полны и  самодостаточны. А эти повторяющие фигуры обнажённых юношей.  Они  создают единый орнамент сплетённых человеческих тел.

   - Соглашаюсь, - вторю своей собеседнице, - потрясающая по выразительности пластика человеческого тела.

   -  И не только тела. Здесь ведь каждый человек живой. А лица, а руки. Мастер достиг высшей степени раскрытия величественности человека, поэтому и заряжает нас такой эмоциональной энергией.

С этими думами и чувствами мы и шагнули в реальность сегодняшнего дня.
День был солнечный, душа ликовала.

   - Тебе не показалось, что мы только что исполнили сюиту желаний в два голоса и четыре руки? – улыбнулась моя спутница.

Возражения не последовало…


На это произведение написано 26 рецензий      Написать рецензию