Яша и средняя школа

Как говорит двоюродный дедушка  толстого мальчика Яши: «Где этот негодник и вундеркинд, а где начальная школа!»  И он таки прав.

Хотя самому Яше слово «начальная» даже больше импонирует, чем слово «средняя». Он обычно размышляет вслух, а единственным слушателем его рассуждений становится бабушка мальчика, которую он в официальной версии для сокращения, а в интимной – для придания термину теплоты и нежности называет бусей.

– Успешно выполнив и перевыполнив программу детского садика, – сказал как-то третьеклассник Яша между куриной лапшой и биточками с пюре, – я очень огорчился, узнав, что мне после начальной придётся учиться в  средней школе. Вот и скажи мне, буся, как педагог со стажем, эта школа средняя между чем и чем?

Вопросы, которые задаёт толстый мальчик Яша своей бусе с того момента, как он научился формулировать первые сочетания букв, вот уже восемь лет ставят её в тупик.

– Уточни формулировку, философ, – попросила буся, тем самым пытаясь получить фору, чтобы найти приемлемый для дотошного ребёнка ответ.

– Я, конечно, понимаю, – абсолютно серьёзно сказал Яша, – что тебе нужно время для того, чтобы сформулировать своё виденье моего непростого вопроса. Хорошо, тогда я попытаюсь упростить тебе задачу, буся. Я же не депутат от оппозиционной партии, чтобы делать заведомо невыполнимые запросы.

Яша специально выбрал время, когда перед ним стояла тарелка с мягкой пищей, чтобы можно было смело говорить, не боясь проглотить плохо прожёванные кусочки.

Буся тянула время, размешивая сахар в чашке чая, приготовленной для внука. Сахар давно растворился, а чай остыл, но бусина рука с чайной ложечкой  чертила круги в чашке, будто проверяла там фарватер.

– Не думай, – продолжил Яша, посмаковав и проглотив половинку биточка, – что я не изучил этот вопрос. Официальная версия считает среднюю школу промежуточным этапом между начальной и высшей.

– Между прочим, да, – обрадовалась буся.

– Это было бы слишком просто, – хмыкнул юный вундеркинд, пытаясь отобрать свой чай у бабушки.

Старушка вцепилась в чашку, понимая, что без неё ей придётся поддерживать беседу.

– Он ещё горячий! – привела буся бесспорный аргумент.

– Хорошо, – согласился Яша. – Тогда я сам попытаюсь представить своё виденье этой актуальной проблемы.

Буся демонстративно подула в чашку, показывая, что пока никак не может высказать свою точку зрения по этому поводу.

– Ты можешь делать сразу два дела? – задал Яша провокационный вопрос.

Буся неопределённо мотнула головой.

– Я имею в виду, дуть на чай и слушать внука, – уточнил мальчик.

Буся радостно бросила подбородок вниз и тут же гордо дёрнула им вверх.

– Я долго, минут пять, размышлял над этим, – заявил Яша, – посоветовался с нашим соседом Витей из старшей группы детского сада. Он, кстати, совершенно не готов посещать школу. Из этических соображений. Витя считает, что таким оболтусам, как он, там не место, и хочет сразу же после выпуска из садика играть за футбольную команду «Спартак» или участвовать в открытом чемпионате США по теннису. Он ещё не выяснил, где больше платят.

Буся вздохнула, вспомнив о размерах своей пенсии.

– Ты скажешь, буся, что Вите надо закончить хотя бы среднюю школу? – скептически заметил Яша. – Хорошо, тогда я тебя разочарую. Вот, возьмём, к примеру, меня, твоего внука. В детском саду я с твоей помощью и благодаря своей любознательности изучил программу первого и второго класса. Согласна? Просто кивни и продолжай дуть. В первом классе я, мучаясь от скуки на уроках, носил с собой в школу учебники за третий класс и тайком от тебя «Ночной дозор». Было тяжело, но зато интересно. Во втором классе я параллельно закончил начальную школу, сам себе ответив на все вопросы в конце учебников. Кстати, сейчас, в третьем классе, я  таскаю уже «Дневной дозор», и мне снова не скучно на переменах. Нет, на уроках грустно по-прежнему. ЕГЭ я осваивать не хочу, надеюсь, что через семь лет это будет восприниматься, как неудачная шутка. Выходит, буся, что я иду с опережением на три года. Но есть в нашем классе дети, которые даже текущую программу усвоить не могут. И я их не осуждаю. Им так же скучно, как и мне, но с обратной стороны знаний. Понимаешь? Есть ещё две девочки и один мальчик, которые, как говорит дед Зяма, «бегут впереди паровоза». И я в их числе. И есть несколько детей, самых средненьких, соответствующих этой школьной программе. Сложив успеваемость детей позади паровоза, впереди паровоза и на паровозе и разделив на количество пассажиров, мы и получаем эту самую среднеарифметическую школу. Ну как, буся?

– Нет слов, – только и смогла ответить бывшая завуч школы своему юному вундеркинду.

– Тогда перестань дуть и подогрей мне, пожалуйста, чай, – без тени улыбки сказал Яша, – а то я смотрю, у тебя уже руки от моей чашки замёрзли.

– Хорошо, что я уже на пенсии, – прошептала бабушка, ставя чайник, – два-три таких Яши на школу, и регулярная текучесть преподавателей обеспечена.

2012 г.


На это произведение написана 21 рецензия      Написать рецензию