Три часа в Самарканде

   Это было давно. Но яркие впечатления запоминаются, прочно врезаются в память и остаются там навсегда.
 Мы возвращались с полевых работ,  и путь наш лежал через Самарканд.
Начало ноября.
В горах, где мы работали, уже было холодно, горы покрылись снежными шапками, а здесь в Самарканде, тепло, солнечно, похоже на наше бабье лето.

   Из всего отряда, а нас было пять человек, только я ни разу не была в Самарканде.
До самолёта оставалось три часа и я с восторгом решила осуществить свою давнюю мечту - посмотреть этот древний, прекрасный город.
Старый город поразил сразу, с первых минут. Мне показалось, что я попала в сказку о Ходже-Насреддине. Узкие улочки, ослики, запряжённые в небольшие возочки с лепёшками, накрытыми одеялами, чтобы оставались тёплыми. Попадались тандыры - печи, для выпекания лепёшек. Лепёшки продавались простые - мука и вода и сдобные, блестящие, посыпанные кунжутом, очень вкусные.
В чайханах, на возвышениях из старых ковров, восседали аксакалы - пили зелёный чай из крошечных пиал.
  Мужчины одеты в стёганые халаты, на голове тюбетейки, обмотанные чалмой.
Женщины в свободных платьях с национальным узором и обязательно в шароварчиках.
Продукты носят, завязанные в большой узел из платка, на голове, слегка придерживая рукой.
   По-русски говорили все, по крайней мере, хорошо понимали. Приветливо показывали мне дорогу к Регистану.
Поплутав по узким улочкам, я неожиданно вышла к  нему. Регистан предстал передо мной во всём своём великолепии. У меня даже дух захватило от такой красоты!
   Регистан - это главная площадь древнего Самарканда. На ней расположены три медресе - духовные университеты Востока.
Самый древний - медресе Улугбека, начало 15-го века. Улугбек - внук Тамерлана, учёный, математик и астроном основал этот университет. Там занимались студенты - будущие учёные древнего Востока.
Позже были построены медресе Шердор и Тилля-Кари. Небесно-голубые купола, изразцы с затейливым голубым рисунком, необычная красивейшая архитектура - всё это производило незабываемое впечатление.
   Странно, но туристов не было. Я одна бродила и восхищалась Регистаном! Только уже на выходе, встретилась группа туристов из Германии.
   А я пошла к усыпальнице Тимура - Гур-Эмир.
Гур-Эмир начали строить в 1404 году. Здесь же покоятся его сыновья и любимый внук Улугбек, убитый в 1449году.
Гробницу Тимура покрывает плита из тёмно-зелёного нефрита, на которой арабской вязью высечено предупреждение: "Всякий, кто нарушит мой покой, будет подвергнут страданиям и погибнет."
   Когда в начале 1941 года учёные во главе с антропологом Герасимовым начали вскрывать захоронение, аксакалы предупреждали, что нельзя выпускать воинственный дух Тимура - быть беде. Но их не послушались, гробница была вскрыта, а в июне началась страшная Великая Отечественная война.
   Гур-Эмир поразил своим торжественным монументализмом. Огромный ребристый купол, диаметром 15 метров и 12,5 метра в высоту, впечатлял.
  Я решила посмотреть ещё обсерваторию Улугбека.
Улугбек был учёным, астрономом. Он построил удивительную по тем временам по богатству и совершенству оборудования обсерваторию. Составил каталог звёзд и таблицу движения планет. К сожалению, почти ничего не сохранилось, после его убийства обсерваторию разрушили. Раскопки были сделаны только в 1908 году.

Пора было ехать в аэропорт. С грустью я покидала этот сказочный город.
Наверно, сейчас Самарканд стал совсем другим, но для меня он навсегда остался таинственным городом Тамерлана, Улугбека и конечно, Ходжи-Насреддина, который я узнала за три часа до самолёта.


На это произведение написаны 43 рецензии      Написать рецензию