Фрески на стене
Перемены в жизни коснулись всех. Стали постоянными огромные очереди, в магазинах, всё давали по талонам, даже мыло, а стоять приходилось много - в свободные от работы часы Светлана сначала стояла в очереди за мясом, потом за сахаром и маслом или еще за чем-нибудь. Сливочного масла давали по 120 граммов в месяц - на троих человек приходилось триста шестьдесят граммов. «Это же кот наплакал, только Веронике в кашу, и то не хватит», - с огорчением думала Светлана и шла домой с покупками. Потом она бежала в садик за дочкой. Дома включала телевизор, а там шли бурные политические дебаты народных депутатов, потом показывали передачу «Прожектор перестройки», в которой много говорили о гласности и плюрализме мнений.
Что же будет? - думала Светлана и, накормив маленькую дочку, укладывала ее спать и смотрела « Красный квадрат», который разоблачал всё и вся. Молодая женщина не знала, кому верить. Ее учили с детства быть верной идеям социализма, который теперь так порочили…
После Горбачева страной стал управлять Ельцин, и всё вдруг пошло в разнос…
Но больше всего Светлана была поражена, когда осенью 91 года объявили о развале Союза в Беловежской Пуще и создании СНГ. Она не хотела верить своим ушам. Что она слышит? Разве могло случиться такое с её великой страной? Потом отменили советскую Конституцию и в ней руководящую роль коммунистической партии. А дальше была следующая сногсшибательная новость о путче. Но почему-то Светлана была одной из тех людей, кто в душе хотели, чтобы победили путчисты. Она считала, что так будет лучше для страны…
Морозным, зимним утром, сдавленная со всех сторон людьми в переполненном холодном автобусе, Светлана ехала до города под громкую бравурную песню Олега Газманова, который с пафосом пел:
Я сегодня не такой, как вчера, я голодный, но весёлый и злой.
Мне-то нечего сегодня терять, потеряет нынче кто-то другой!
Полем, полем, полем, свежий ветер пролетел.
В поле свежий ветер, я давно его хотел…
А теряли страну, распалось еще вчера единое государство на множество республик, появились частные магазины, ларьки с пивом, жевательной резинкой и шоколадками «марс» и «сникерс».
Настали лихие девяностые. В массовом порядке закрывались предприятия, разорялись колхозы и совхозы. В это самое время потерял работу и Андрей Артемьев. Их строительная организация оказалась банкротом, разорилась и перестала существовать. Всего семь рублей с копейками получил Андрей при расчете. Когда он отдал эту жалкую сумму жене, она растерялась, но ничего не сказала мужу – она понимала, что он не виноват. А Ельцин объявил о начале рыночных отношений в России, он обещал, что рынок всё поставит на своё место.
А тут еще грянула денежная реформа. Появились новые деньги с астрономическими нулями, от которых кругом шла голова, но купить на эти тысячи было нечего. У Артемьевых от покупки дома оставалась определенная сумма, которую они отложили на отпуск и черный день, но всё это в один прекрасный день превратилось в прах…
Новые цены ошеломили Светлану. Она ходила по магазинам, не покупая ничего, даже хлеб, который вдруг стал для них роскошью…
Сама она получала небольшую зарплату, которую тоже вскоре начали задерживать и выплачивать по двадцать пять тридцать от общей суммы. Жить стало не на что.
Правда, у неё оставался небольшой запас муки, и Светлана вместо хлеба пекла лепешки, но муки этой хватило не надолго. Семье грозил голод. Андрей пытался как-то разрулить ситуацию – он каждый день бегал с утра искать работу, но не мог найти ничего подходящего.
Эта зима оказалась для молодой семьи очень тяжелой. Они даже не смогли купить дрова, и Андрей тащил их по льду через реку, собирая на острове сушняк.
Светлана, стараясь накормить семью, варила картошку или рис и компот из груш, которые собрала и насушила осенью сама. В небольшом садике у них росло большое старое грушевое дерево, которое давало отличные поздние груши. Сейчас в весенний авитаминоз эти груши стали спасением их небольшой семьи.
Наступила весна, и есть стало почти нечего. Светлана ничего не говорила мужу, но он видел ее отчаяние. Он ходил на рыбалку, пытаясь хоть что-нибудь поймать на уху, но рыба, как назло не клевала. Простояв целый день с удочкой в резиновых сапогах в ледяной воде, он часто возвращался без улова. И дошло до того, что в родительский день вечером принес кулек конфет, собранных с могил…
Отчаявшись найти работу, однажды вечером муж сказал Светлане:
- Милая, давай я съезжу к матери, привезу оттуда продуктов - сала, мяса, картошки и крупы. Да и денег попрошу у матери, у неё всегда есть заначка.
- Может, не надо, милый? Обойдемся как - нибудь, не езди, - просила Светлана.
- Нет, я поеду, а на дорогу возьму у Василия - у меня за ним давно давно долг числится, - твердо отвечал Андрей. - Он теперь в городской администрации водителем работает. Там зарплату вовремя дают. Вот и пусть отдает, - и вечером пошел к Васе.
На следующий день, на последние оставшиеся деньги, Светлана купила на рынке килограмм фарша, чтобы нажарить мужу котлеты в дорогу. А вечером уложила дочь пораньше и в белой ночной рубашке с тонкими кружевами юркнула к мужу в постель. Какой же страстной была эта их прощальная ночь! Какими нежными ласками осыпал Светлану муж! Как хорошо им было вдвоем в эту теплую весеннюю ночь! Любовь их несмотря на все невзгоды выросла до того предела, когда сливаются воедино и душа и тело…
И лишь под утро крепким безмятежным сном уснули молодые супруги в объятиях друг друга, пока их не разбудил звон будильника.
Словно по тревоге, Светлана соскочила первой, нажарила котлет, вскипятила чай, накормила мужа и собрала ему в дорогу еду. Ведь деньги у Андрея были только на билеты.
Потом она ласково разбудила крепко спящую дочку, одела ее и привела попрощаться к отцу. Андрей посадил Веронику на колени, крепко обнял и прижал к груди. Девочка увидела на полу дорожную сумку отца и сказала:
- Папа, ты куда едешь?
- К бабе Нине, доченька.
- А когда ты приедешь?
- Скоро, доченька. Вот помогу там бабе по хозяйству и приеду.
- Я с тобой хочу, - захныкала девочка.
- Нет, дочка, ты с мамой останешься, а я тебе гостинцев привезу, - сказал отец, поцеловал свою девочку в щечку, ссадил с колен и стал одеваться.
Жена с дочкой проводили его до автобусной остановки, дождались автобуса до Бийска, обняли папу на прощанье и помахали вслед рукой. У Светланы в глазах стояли слезы, а Вероника всё махала отцу рукой, хотя автобус с отцом уже скрылся за поворотом…
И с этого дня потянулись томительные дни и недели ожидания, но Андрея всё не было. А тут еще случилось у них в доме странное происшествие. Когда однажды Светлана приехала с дочкой домой, то обнаружила вдруг пропажу из гардероба одежды и обуви. Это были осенние и зимние сапоги, пальто, теплая куртка и шубка Вероники, кофточки, юбки, туфли, постельное белье и магнитофон Андрея. Воры утащили даже все кассеты с музыкой, которую так любил муж.
Расстроенная Светлана бросилась было искать пропавшие вещи. Но где там! Их и след простыл. На следующий день бедная женщина обратилась в милицию, к ним домой приехал участковый с помощником, но следов воров так и не нашли, а Светлана с дочкой остались без теплых вещей. Купить же всё это им оказалось не под силу.
Свидетельство о публикации №216111801105