Шах и мат

  Король скучал – и он подчинял себе других. Король скучал – и он требовал дуэлей.  А проигравшего ждала смерть. И полное завоевание проигравшего королевства. От того как сюзерен земель играл, зависела их судьба. Быть чуть ли не в рабстве, побеждённым в «детском мате», или же почти достойно существовать за долгую и сложную партию. Но были лишь проигрыши и ни одной ничьи. Патовая ситуация ни разу не показывала себя на поле боя.
 Ведь шахматы – игра королей и избранных. И никто другой не смеет к ним прикасаться. Без дозволения монарха, разумеется.
***
Дверь в тронную залу открылась. Посетитель сразу почувствовал, как сильно наэлектризован воздух. Искры из него можно было собирать горстями. Ржавые бубенчики на шапке затрещали – изнутри и снаружи.
Сидящий на троне возмутился – в дуэлянты прислали шута. Привычно и тихо улыбаясь, гость медленно пошёл по электроизолированной дорожке. Неяркий образ – он был похож на плохо раскрашенную фигурку из дерева – жёлто-коричневая одежда с грязно-белыми пятнами тут и там. Парик из пучков ржавой проволоки, примотанный к голове той же проволокой, тускло блестел. На лодыжках и запястьях также искрила проволока.
- Приветствую, вашество, - хихикнул шут, потряхивая деревянной коробочкой, перетянутой проводами. – Сыграем?
«Почему прислали тебя, несчастный?» - засветилось на мониторе за троном.
- А я, это…  Наш король мне приказал. Ему, вот, нездоровится, а я – вместо него. Но не волнуйтесь – играть я умею.
«Вон. Партии не будет».
- Ну как так? – разочарованно сказал вошедший. – Меня же пропустили сюда. Меня бы здесь не было, если бы не одобрили замену, в самом деле. Ведь шут может говорить и делать то, что король не может себе позволить! Я, можно сказать, внутренний голос нашего государя, а он желает дуэли! Это как рокировка!
«Я хотел биться с твоим хозяином. Он – один из лучших игроков».
- Рокировка! – снова воскликнул шут. Бубенчики затрещали.
«Ладно. Но когда ты проиграешь, ваше королевство я обращу в пыль. За трусость».
- Ну, вашество. Дуэль ещё не началась! Чур, я чёрными! Так интересней! – и снова грохнула коробка в руках.
***
Дебют был разыгран довольно скоро. Двенадцать ходов пролетели незаметно, на чуть гудящей шахматной доске поубавилось фигур. Три белых лежали в решётчатом ящике справа, пять чёрных – слева. Шут преспокойно сидел на высоком табурете за доской, парящей в магнитном поле. Когда приходило время хода короля – полог, закрывающий трон чуть откидывался, выбранная фигура перемещалась, и занавес опускался обратно.
- Вы слышали, ваше величество одну мудрость? – подал голос шут.
«Какую мудрость может знать дурак?»
- «Нет ничего серьёзнее игры!» Вот истина, сказанная дураком!
«Ты и правда дурак. Но начал ты интересно – мне это по душе. Но это не делает тебя достойным соперником. Я уже сказал, что будет по окончании игры».
- Да помню я, помню! Не дурак ведь!
«Дебют закончен», - оборвал его король.
- А! Ага!
По коробкам с фигурами пробежали искры, потом электрические разряды опустились по проводам и побежали – каждый к своему месту. Правый – за занавес к трону, левый же прошёлся через табурет и шута. Тот подпрыгнул и хихикнул – кончики его парика снова заискрились.
- Ух! Бодрит! – чуть не рассмеялся он.
«Твой был сильнее», - уточнил король. – «Ты потерял больше фигур».
- Ну да, да, невнимательный я. Кстати, вашество? Можно задать один вопрос?
«Говори».
- А… можно ли посмотреть на карту ваших побед, успехов и завоеваний? В образовательных целях, так сказать?
В ответ раздалось молчание. Король думал. Потом слева от трона опустился монитор. На тёмно-синем фоне появился континент грязно-жёлтого цвета. Мелкий чёрный пунктир резал его на части – те части, которые ему не принадлежали до определённых дуэлей. Они были тёмно-жёлтыми. Три красных острова рдели в левом верхнем углу. Самый крупный был очень знаком шуту.
- Ага! Я оттуда! – шут показал на него. – Широкий размах! Захват территории! Ваше завоевание никто и ничто не остановит!
«Твой ход».
- Да-да, точно! Рокировка! -  и шут схватился за левую ладью.
***
Цугцванг. Ещё два хода и может быть патовая ситуация.
- Игры - странная штука…
Ход. Пока без изменений.
- В них обязательно кто-то должен проиграть. Не во всех, конечно! Есть такая штука как ничья…
Ещё ход. Белый конь попал за правую решётку.
- Но… В некоторых случаях – это неприемлемо, да? Ваше величество?
Два ферзя зажимали белого короля. Пешка в шутовском колпачке прыгнула на другой конец доски.
- Но знаете, что самое важное? А? Важно – получать удовольствие от игры. И не мешать другим игрокам получать от неё удовольствие.
Снова ход. Шут переместился в самый верхний правый угол.
- Знаете, какой самый страшный грех королей? Гордыня. Нехорошая вещь. Заставляет мнить о себе что угодно.
Шах белым.
- То, что ты лучше всех. То, что ты никак не можешь проиграть. Ведь король, который объединил под своим флагом столько земель, должен быть самым-самым… Можно же было пойти немного по-другому. Вот как в моём королевстве…
«Поздно я понял, что это ты. Я ведь так хотел сыграть именно с тобой».
- Вот скажи честно – ты поддавался?
«…Нет…»
- Тогда и я честно скажу – я ожидал от тебя большего, - шут сделал ещё один ход.
Мат. Импульс побежал по проводу за занавес.
Король мёртв.
***
- Я расскажу вам сказку. Вот сидели один раз король и шут на башне. И говорит король «Что же мне делать, мой шут! Как спасать королевство?» А он – «Не волнуйтесь. Ваше величество! У меня есть план!» Поменялись король и шут местами – шут остался дома, а король отправился в чужое королевство, ведь ладья, - он достал из левой сетки фигуру. – Может ходить через всё поле сразу.
Король снял с головы колпак с париком и вытер лоб левой рукой – правая отказывалась нормально работать. Ну, ничего. Это пройдёт – всё можно вылечить. Перед ним стоял опустевший трон – его поверхность гудела.
Надо теперь было придумать, что делать дальше. Но, сначала надо было отдышаться, чуть отдохнуть, посоветоваться с королевой, регентами завоёванных королевств и с шутом.
На доске остались две фигуры – король ловко подхватил их одной рукой.
- Молодец, шут, - обратился он в пешке, наряженной в двухконечный колпачок из фольги. – Здорово придумал. Видимо, турнир закончен до лучших времён. И всё же…
Он вздохнул.
- И всё же – жаль. Я потерял отличного партнёра по игре.
Король и пешка полетели в коробку. Король поднял колпак и вышел из опустевшего тронного зала.