Арт-Стрит. Гарольд Леваль

 

      Такие необычные художники сегодня есть во всех странах.
    Француз -Гарольд Леваль- уличный художник, в качестве холста у него в арсенале все улицы Парижа и не только его, а города Италии, Греции и других стран. Там он создаёт очень остроумные работы.Я имела счастье встречать таких художников везде и на Востоке, и на Западе.
   Гарольд Леваль-  это художник, который свои работы создаёт обыгрывая различные уцелевшие детали от "бывшей" жизни - то скамейку, то окно, то лепнину, кусок двери, кусок лестницы, старый фонарь и тд. Он часто работает непосредственно с объектами, которые находятся на улице, включая их в своё полотно.    
Вот, например- голова быка(тура).Символ Турина - бычок - встречается повсюду.  Художник обыгрывает голову быка на стене и дорисовывает тело человека, в руках которого рисунок плана, лабиринта подземелий Турина, магического дна Турина, где обитали оккультисты всех мастей и маги, где алхимики пытались изобрести золото и найти философский камень....Где мифология ведёт нас в сегодняшний день, трансформируется  и приглашает к разговору.  На стене изображено тело человека с бычьей головой- почти  минотавр...мифическое существо. И мы все на пороге мифотворчества... Что делает здесь одинокий минотавр? Сбился с пути? Поджидает жертву? Что хочет сказать нам художник- в каждом из нас есть зверь?
 ...Чего же в нём больше человека или животного? И голубь-дух святой тоже тут...А может хочет сказать о любви?- ведь голова и рога быка украшены редкими узорами, как украшали только самых любимых...
И вот вы уже с ним в Италии, в Турине, которому более 2000 лет. Турин означает бык, происходит от латинского слова таурус, это животное и стало настоящим символом города. Сегодня проходя по городу мимо расположенного на асфальтовых дорожках металлического облика быка нужно непременно наступить на его живот – это приносит большую удачу. Если наступите на голову, то вам повезет в делах. Голову вы ещё успеете потерять от любви, само собой...Ведь это же Италия... А если наступить на нижнюю часть - то в любви непременно повезёт.  Правда, местные жители рекомендуют наступить на какую-то другую часть тела (?),определённую, вы догадались, конечно, и уверяют что сбудется более конкретное и заветное желание, например, девушка выйдет замуж или в семье родится ребенок....или у вас появится возлюбленный. А что делать с быками, которые на стенах, дверях и прочем? -Погладить, уж непременно...
А эта работа о многом расскажет и подтолкнёт вас узнать больше о самом не итальянском городе. Быков здесь полно в виде фонтанчиков, ручек дверей, в лепнине домов...Скорее всего и этот был фонтанчик когда-то, которых много самых разных в Турине. А теперь это объект хулиганства? Искусства? Мифологии?

Турин...Это магический город. Это был и есть город двух мощных энергий - белой и чёрной,  двух сердец - Белого и Чёрного, город Рая и Ада одновременно...
Он расположен на сорок пятой параллели, и обладает невероятной энергетикой. Здесь и судьбы отдельных  людей бегут по своему особому магическому кругу...
Даже на мраморной доске дома, где жил Нострадамус с 1556 года  было написано:
« Здесь, где находится  Рай, Ад и Чистилище,  жил Нострадамус. Я зовусь победой. Кто меня уважает, того ждёт слава, кто против меня- того ждёт несчастье». Эту доску позднее украли сатанисты.
Вряд ли найдётся на земле второй такой город по насыщенности  эзотериками, мистикой, магией, оккультизмом, предсказателями и алхимиками… и в нём жил и работал послом наш поэт Фёдор Тютчев...и сколько тут пережил любовных романов... Уже интересно...где только не "наследили" наши русские писатели и поэты...
О нём  и обо всём другом я писала в эссе "Путешествие в Турин".
Вернёмся к нашим быкам...
Культ быка существовал давно. Быки и коровы имели огромное значение для всех народов. Они выполняли всю самую сложную работу для человека. На них ездили, перевозили грузы, пахали землю, получали молоко, мясо, шкуры. Без этих животных древнему человеку было бы чрезвычайно сложно выжить. Бык -это настоящая палочка-выручалочка! Вот отсюда и появилась заслуженная любовь к быкам, а затем она трансформировалась в обожествление. Может это дань за их тяжкий труд и самопожертвование?  Им  в благодарность за преданность человеку стали украшать рога, подпиливать и покрывать разными узорами, красить охрой, украшали плетёнными и вязанными орнаментными узорами, насечками.
  Затем стали изображать на наскальных рисунках в виде богов,( Это мы и сегодня видим в искусстве Арт-Стрита), а после этого дошла очередь и до памятников. Этого полно и сегодня в Испании, например, на всех дорогах, особенно на юге в Валенсии, Мурсии, Севилье,Сарагосе и т.д.
Что же хотел сказать нам художник? На Фото бык... из Турина? Ирана? Крита? Древней Греции? Индии? А может Рима,... хотя мы его можем встретить и в Египте, и в Испании. Известно, что в Римской империи также существовал культ быка. Этих животных регулярно приносили в жертву для благополучия народа и государства. Их считали священными, и такая точка зрения отражалась в произведениях искусства. А сейчас их тоже приносят в жертву- на корриде и в самых дорогих ресторанах. А знаете какое угощение из быка считается самым-самым в Испании? Вот-вот...оно самое...Гид  наша "водила нас долго за нос", витиевато рассказывала о прекрасном деликатесе "гвоздике быка"... Привела в ресторан, чтобы мы непременно попробовали это блюдо. Мы решили, что она плохо выговаривает слово -"хвостик" и произносит "гвоздик", но всё было ещё куда интересней, когда нам принесли это огромное блюдо...  Включайте воображение...
    Если "брать быка за рога", то можно начать с одного из самых почитаемых богов Египта- быка Аписа...главный бог плодородия. Он был обязательно чёрным с белым треугольником на лбу и белыми пятнами на теле. Часто его изображали в образе старика в одеждах фараона и двойной короной Верхнего и Нижнего царств на голове.
Но при всей любви к мифологии и богам, египтяне поклонялись именно живому быку, а не мифическому. Бык становился для них богом на 25 лет, потом его заменяли другим, убивали, топили в Ниле и  устраивая грандиозные похороны предыдущему. Считалось, что он уже не может исполнять функции божества... Ну, им видней... Строили ему саркофаг, украшали золотом и драгоценностями. А при жизни он имел всё. Бык жил как бог. Разнообразная и обильная еда, слуги, обслуживающие его, собственный гарем из "красавиц"-коров, жрецы на цырлах перед ним, которые по телодвижениям его и кисточкам хвоста строили свои прогнозы для фараонов, советовали, предсказывали судьбу и не всегда светлое будущее. Священный бык жил при храме в Мемфисе и воплощал душу Осириса.
В Иране гигантский бык, приводящий в движение горы и моря- был тоже высшим существом. Это была мощная стихия земли и неба.
  На Крите в Кносском дворце мы встречали изображения бычьих голов и рогов - это было центральной темой всех фресок, многочисленной керамики, больших и малых сосудов, блюд, используемые в качестве символов. Все стали шутить по поводу ветвистых рогов и давать советы, как их отращивать...и как их лучше носить... Я вспомнила песню  Тимура Шаова.
И в Древней Греции бога Диониса изображали с бычьими рогами. Он любил принимать вид этого могучего животного, не стеснялся и гордился этим, видимо они его нисколько не смущали. Он рассматривал их в качестве лучей солнца... Здесь мы можем вспомнить и Зевса, который тоже  превращался в бычка и похищал прекрасную Елену. И незабываемый миф о минотавре, которого считали человеком с головой быка....Бедняга, Минотавр...   Он якобы родился от связи царевны с быком. Вот к чему ведут фантазии и смелые эксперименты. Тут пожалуй, задумаешься,прежде, чем грешить..., Его ассоциировали с божеством, что подчёркивало его постоянное мистическое присутствие среди людей.
     Кого же изобразил Гарольд Леваль? Минотавра? Аписа? Собирательный образ- обобщение? Голова быка очень ярко слеплена, рельефно и хорошо обобщены все детали. Голова украшена богатым декором, говорящим, что бык не с огорода забрёл и присел здесь в гордом одиночестве, в нём есть то, чего нет ни у кого другого. Что-то царское...Он - всему голова. Он здесь, как маг, с очень человечьими глазами...что-то от сатира в нём есть ещё в выражении глаз, он словно усмехается вам в лицо. Наверное, это и заметил художник, решив взять его в свою картину.
   Возможно, это вызов обществу - некое послание. Возможно, это Апис, беглец, который отслужил свой 25-летний срок и сбежал, не желая красивой смерти, и не захотел довольствоваться золотым саркофагом с путёвкой в мир Анубиса.  Он бросил всё, что имел раньше - дворец, слуг, пищу обильную, гарем "красавиц", богатства, жрецов, славу при жизни и в загробном мире, и превратился во взбунтовавшегося быка. Сбежал с главной церемонии жизни- смерти... и теперь он изучает план подземелий, где можно скрыться от жрецов, "любящих" его и от преследований. Ему не нужна вечная слава и вечная жизнь, богатства, роскошь и всё остальное,- он выбирает другую жизнь. Эта версия мне по душе. Этот неугомонный беглец  мне нравится, он сам хочет творить свою судьбу. И правильно, ведь всё рукотворно!
Обнажённость тела напоминает тело Святого Себастьяна пронзённого стрелами...Он ещё соберёт весь урожай стрел, выпущенных в него....здесь видим несоответствие головы и тела- они не равны, из разных опер...  К такой голове подошли бы одежды фараона...но что-то не сложилось в нужный пазл,...может, время не то,...а может художник рассказывает нам о том, что его герой "гол как сокол", так как ограблен... Сегодня гробницы грабят, ничего святого не осталось на земле, вскрывают саркофаги,гробницы и пирамиды, элементарно воруют всё из них и продают... и всё ради "золотого тельца"...здесь тоже интересное противопоставление.
   Мне кажется, что художник бьёт тревогу,а обнажённый Апис разгуливает по улицам, как напоминание об этом,... реклама позора... и всём должно быть стыдно за это. 
Вижу ,что у него свои планы на вас... он приглашает вас заглянуть в Инферно, а значит, это Турин, и держит в руках план лабиринта ... он выберется из лабиринта жизни, это видно по нему, по той иронии с которой он смотрит на мир...
Вряд ли вы забудете его взгляд... и ещё долго будете оглядываться на него на улице и вспоминать эту работу.
  21.08.2017.
     *Гарольд Леваль.
.


На это произведение написаны 4 рецензии      Написать рецензию