День рождения Рембрандта

 (полный текст, есть по частям, где можете смотреть репродукции с картин)

    Мы по разным причинам берёмся за перо, чаще всего, если хочется поделиться чем-то особенным и незабываемым...Вот и я хочу поделиться незабываемыми впечатлениями от встречи с прекрасным.
Мы приехали в Амстердам ранним утром. Настолько ранним, что тишину ничто не нарушало, ни один звук…- ни плеск воды, ни разговоры людей, ни гул транспорта и весёлая перекличка колокольчиков велосипедистов, ни крики чаек... Огромные баржи, в которых любят жить голландцы, спали в каналах и отражения от них и домов почти не шевелились, отбрасывая тёмные тени на воду. Чайки, похожие на клубочки шерсти продолжали спать удобно и навсегда устроившись на перилах барж, велосипеды отдыхали стайками на своих стоянках, ожидая пробуждения и своих наездников. Тюльпаны всё ещё стояли закрытые в росе, но готовые раскрыться по первому зову утреннего солнца. Город ещё только просыпался,…но все уже были готовы праздновать день рождения своего великого художника золотого века-Рембрандта ван Рейна. Мы прибыли в Амстердам 15 июля 2006года- ему исполнялось в этот день 400лет! 
 
    Нас высадили на площади у Бриллиантовой фабрики - кто-то ехал сюда специально, чтобы приобрести знаменитые голландские бриллианты, самые чистые, как нас уверяли гиды. Гид отправился, конечно, с этими "главными" туристами за покупкой брюликов, ведь ему тоже за привод туристов в магазин фабрики полагались проценты с покупки...Но нам было не по пути с ними, а в другую сторону. Нас больше тянуло к духовной пище, хотя от чашечки утреннего кофе мы бы не отказались с круасаном или булочкой. Гид сразу предупредила, чтобы мы не увлекались никакими пирожками  и прочими изделиями в кафе, и кофе тоже много не пили, так как в еду и кофе добавляют лёгких наркотиков в виде добавок травки марихуаны, "снежка" и прочих разновидностей,  и после принятия кофейка или пирожков мы можем не найти обратную дорогу к автобусу, загулять не по тому маршруту в весёлом настроении, ведь наркотики в этой стране в свободной продаже.... Вы даже не поймёте, что вас приобщили к этому делу. Мы улыбнулись, думая ,что это шутка. Несколько туристов, в основном мужчин, заговорчески оттеснили гида в сторону и стали расспрашивать о том, как пройти в квартал с красными фонарями...  Что ж, каждому своё...
   Главный "бриллиант", по нашему мнению, находился напротив - это Рейксмюсеум, знаменитый музей, входящий в двадцатку самых посещаемых музеев мира, где собраны работы великих голландских мастеров  XV—XIX веков, в частности, в первую очередь Рембрандта, Вермеера, Хеда, Хальса, а также де Хох, Рейсдал, Стен и другие. Мы отправились к великому Рембрандту Харменсу ван Рейну в гости(ван Рейн- значит с Рейна. Замечательная река, я в ней даже купалась).

  Именно его мы мечтали обязательно посетить и увидеть все полотна мастера. Мы бросили клич:- Кто с нами? Несколько человек присоединились к нам. Когда мы подошли к музею, то приятно удивились: до открытия оставалось ещё чуть больше двух часов, а очередь уже стояла у дверей музея… Вот это да! Ещё нет и шести часов, а столько желающих… Замечательно, когда духовная пища является такой потребностью- подумала я. За 400 лет он ещё не надоел миру. Похвально, господин Рембрандт!  Браво! Пока мы томились в ожидании открытия заветной двери, я вспоминала всё об этом художнике, всё, что знала и помнила о его жизни и творчестве.
    Он родился 15 июля1606года в г. Лейдене в семье зажиточного мельника. Отец на Рейне имел несколько мельниц, а мать прекрасно пекла и продавала различные печёности из превосходной муки с мельниц мужа. Они жили в достатке, хотя детей было десять в семье. Ван Рейн был младшим, любимым и единственным,кто не пошёл по стопам родителей и выбрал иной путь,путь художника. Родители не противились этому. Он получил образование в латинской школе, затем в тринадцать лет увлёкся рисованием и поступил в городской университет, и ещё занимался в мастерской  художника Якоб ван Сванебрюха, который стал его первым учителем, научил изготавливать и смешивать краски из минералов, работать с кистью и пером. За три года он делает первые шаги на занятиях в его мастерской, осваивая азы рисования. Затем переезжает в Амстердам на учёбу для более глубокого изучения предмета к более передовому и мастеровитому, продвинутому любителю итальянской живописи Питеру Ластману- мастеру тщательной работы над деталями. Он открыл ему секреты светотени и объёма. Затем он возвращается в свой город и много работает. Первая удача, которая принесла успех и известность был групповой портрет «Урок анатомии доктора Пульпа». Ему удалось искусно превратить групповой портрет врачей в сюжетную картину. Известность обрушилась на него сразу и потекли заказы от богатых жителей города. А он работал над тем, чтобы передать чувства и эмоции человека, искал свой колорит и нашёл свои заветные три краски- чёрная, красная и охра двух цветов, как у художников фаюмского портрета. Минимализм, но такой потрясающий! Его волнует игра света и тени, он много изучает скульптуру и пишет её, тренируется, понимая, что свет и тень- главные две составляющие искусства, их игра завораживает. Свет может дать новую жизнь, но может и легко убить ее. Это свойственно как живописи, так и скульптуре. И этими знаниями надо владеть в совершенстве, если хочешь быть хорошим  художником.
      Наконец, настало время "Ч" и желанные двери музея открылись для посетителей.
Мы долго бродили по залам, отдавая дань великим голландцам, их изысканному мастерству, вкусу, любовались работами своих любимцев Яном Вермеером и его "Девушкой в голубом тюрбане с жемчужной серёжкой", восхищались роскошными натюрмортами Хеды с знаменитым римским бокалом вина и лимоном на серебряном блюде, щедрым угощеньем дарами моря с дивными ракушками, но все указатели вели нас в отдельный зал, где нас ждало чудо...
  То, что мы увидели-превзошло все наши ожидания. Мы зашли в специально обустроенный зал и сели на стульчики. Это был зал специально подготовленный только для одной картины-"Ночной дозор". Эта картина таит в себе более ста тайн по утверждениям экспертов. О некоторых я расскажу.
  В Рейксмюсеум картину ко дню 400- летия Рембрандта представлял культовый английский кинорежиссер Питер Гринуэй. Его концепция строилась на том, что «Рембрандт был не только великим художником, но и человеком театра, предтечей кинематографа». И Питер Гринуэй творил своё кино, свой театр... Идея была просто умопомрачительной! На ваших глазах ставился спектакль, в котором главными действующими лицами были все посетители музея, и мы в том числе, и все персонажи картины "Ночной дозор". С картиной происходило нечто невообразимое, и рядом в соседних помещениях тоже.
Картина ожила! Расцвела, зазвучала и пришла в движение! Свет погас и мы очутились в живой толпе, которая двигалась, дышала и издавала разные звуки, и даже запахи... как огромное животное....Мы оказались « в чреве» этой картины! Иногда раздавались выстрелы,...звяканье оружия, хохоток женщины, собачий лай, шаги тяжёлых сапог чётко отбивали ритм идущих…. Посетители слышали призывные крики, команды мушкетёров и барабанную дробь. Я на лице ощущала дуновение ветра и слышала, как разворачивали знамёна, которые уже колыхались на ветру....
Тут же на десятках экранов мелькали "ожившие" герои "Ночного дозора". Всё напоминало сцену театра или съёмки фильма и мы дружно уже под руководством режиссёра работали над какой-то мизансценой. Из темноты зала блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигуры…Нам предлагалось почувствовать и попробовать чуть ли не « на зуб» каждую деталь, каждый звук, любое дыхание...   Смело! И очень необычно было наблюдать и участвовать в этом. Скажу честно, у меня были мурашки...
   Не всякое произведение выдержит такие смелые метаморфозы, я и раньше была в музеях одной картины, там было нечто похожее, но "Ночной дозор" взял меня за горло и...взорвал мозг...  Эта картина -итог, вершина живописи эпохи барокко с ее пышностью  и театральностью, с предвкушением новой жизни. Уже прослеживается некое разложение формы со всеми вытекающими отсюда последствиями и увлечениями эффектами, помпезностью, декором. Она стремится вырваться за пределы холста в новый мир. "Ночной дозор" властно втягивает нас в своё пространство уже подступающей новой жизни, в свой космос, захватывает мощным движением, как полноводная река, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.
    Это произведение принято считать переломным в его творчестве. Всё меняется и к переменам больше всех готов сам художник, а остальные- нет! В этой работе видно отчуждение мастера от принятых правил и норм той художественной среды в которой он жил и творил. Он создаёт сугубо индивидуальное произведение, отступив от общепринятого клише, вопреки воле и вкусам заказчика и не боится сделать этот вызов. Бросив свой вызов сразу всем, он пишет совсем не ту картину, которую от него ждали. Всё было обречено на провал уже изначально, картина не понравилась заказчикам, так как к новому они были не готовы и долго тянули с выплатой денег за работу.
В то время Групповой портрет был в Голландии очень популярным, и каждый  из членов какой-либо гильдии, будь то стрелки, врачи, булочники, музыканты суконщики, кондитеры, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время парада, деловой встречи, урока или дружеской пирушки, вечеринки. Строгие правила написания такого портрета делали его скучноватым, статичным, где всех писали в одинаковых позах и одеждах, все на одном уровне, никто не имел права вылезать вперёд или быть задвинутым во второй ряд. Художник в этой ситуации был бесправным. Редко какому художнику удавалось привнести своё без ущерба,- некое движение, умело разместить в нескучных позах своих заказчиков, чтобы они остались довольны. Это удавалось сделать только гениальному Хеда. Вот почему "Ночной дозор", где на переднем плане изображены только две главные фигуры, и это не по правилам, а остальные изображены весьма проблематично, схематично и за непонятным занятием, за исключением некоторых, имел много неприятностей и нареканий. На картине изображены ворота святого Антония, возле которых стояли на дозоре гвардейцы.
  Чётко видны фигуры возглавляющего шествие капитана Кока в чёрном и с красной перевязью через всю грудь и шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга в золотистой одежде да еще нескольких человек. Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Причём, все указывают на разное число этих личностей- кто 16, кто 28, а кто 34...Они расположены так, что их трудно пересчитать. Тут ещё и девочка, мальчик и собака- как бы расширяют пространство картины, а капитан в центре с лейтенантом приглашают зрителя жестом к себе в картину и движутся прямо на зрителя.  Причём, портретное сходство было совсем не обязательно ...и многие не узнали себя на картине, к своему великому разочарованию и просили других художников прописать их лица. Но этого не произошло. Очевидно Ван Рейн рассуждал, как и многие художники так:- Кто вспомнит как выглядели тот или иной капитан, стрелок, вся братия мушкетёров защитников города через сто лет?- Да, никто...Поэтому неважно, что они не похожи сами на себя... Этого никто не будет знать, все быстро забудут их, время быстротечно...Главное- это список участников ополчения, висящий на стене. Он останется неизменным навсегда и будет напоминать о них, их доблести, мужестве и подвигах в событиях тех дней. Главное действующее лицо картины- это всё-таки толпа, живая, подвижная как волна,которая рвётся с полотна в жизнь....   
  Загадок картины с годами становится всё больше...
История с «Ночным дозором» напоминает мне историю о работе Веронезе, который очень увлёкся написанием «Тайной вечери» для доминиканского монастыря и за которую его осудил церковный суд. Он в « Тайную вечерю» ввёл много недопустимых элементов, излишеств – начиная с цвета, много радостных цветов белых, голубых, и разных деталей, ...и до изображения людей, себя, детей, музыкантов, турок ,  собак, шутов, слуг, разносящих блюда, которые никак не могли присутствовать на Тайной вечере. Это был пир, а не Тайная вечеря в Гефсиманском саду. Но он писал то, что видел тогда в Венеции. А она вся тонула в гедонизме, роскоши и пирах.  Это вызвало недовольство Ватикана и был устроен суд. На претензии, адресованные к нему, он тогда ответил, что «на полотне было слишком много свободного места»… Переделывать он не стал и работу переименовал в «Пир в доме Левия». И только благодаря находчивости он избежал тюрьмы и адских мук. Рембрандт, как и Веронезе идёт против общепринятого, нарушая все каноны скучного группового портрета. Да и можно ли его таким считать, если только в центре два персонажа и то капитан Кук себя не узнал… и попросил другого художника прописать ему лицо. А остальные члены отряда совсем не выписаны и много лишних фигур.  Итак, перед нами картина со многими неизвестными…в прямом и переносном смысле. Такое впечатление, что мы наблюдаем хаотичную толпу потревоженных людей…на лицах недоумение и растерянность: - Почему нас потревожили? Что мы тут делаем? Мне кажется, художник смеётся над незадачливой братией и деталями показывает это. Комичные сцены и детали... Немного кукольное лицо капитана Кука в растерянности. Их подняли по тревоге …а зачем? Одежда тоже больше похожа на театральный костюм, который не подходит для ведения войн ополченцами, а скорее подойдёт для бала во дворце.  Интересно, что капитан очень рассеянный и вряд ли подходит для руководства ополченцами. Он в правой одетой в перчатку руке, держит вторую перчатку с правой руки. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Было это так или иначе-никто не знает это точно. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой, показывая этим, что он здесь! Всё видит, слышит, но в этой толпе он незнакомец... как невидимка. Очень всё напоминает пародию.
  Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов. Слева мушкетёры неумело обращаются с оружием и порохом при перезарядке…видно, что они не знают точно как это делается, что приводит к случайному выстрелу- это смотрится смешно. Этот выстрел произвело странное существо в шлеме и венке из дубовых листьев - сомнительная награда сомнительному герою. А что делают тут остальные люди- дети, женщины, странная девушка в золотом наряде, карлица с чертами молодой Саскии и чертами даунёнка, толпа неизвестных, да ещё собака?
     Самая интересная среди загадок "Дозора" - изображение этой странной девочки в золотом наряде. Она похожа на карлицу... Что этим хочет сказать художник, явно показывая физические недостатки этой девочки. Он ставит её в центр. Художник так расставляет световые акценты, свет, как театральный режиссёр. Если убрать девочку, то всё меркнет и разваливается вся композиция. Фигуры меняют масштаб и совершенно теряются, превращаясь в странное сборище. Она является световым центром композиции- светится золотом. Что он этим хотел сказать? Неизвестно. Он начал писать эту работу будучи счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Во время написания этой картины ушла из жизни его жена и возможно это дань памяти о ней, личная нота в заказной работе мастера. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.  Ещё эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – "маскот", т. е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая продукты  членам отряда и её брали на войну. Возможно это пародия на неё. И совсем иная версия - девушка лёгкого поведения сопровождающая отряд.(курица -символ похоти).  Чье это лицо? Мне встречалось предположение о том, что у «маркитант­ки» можно различить автопортретные черты Рембрандта. Может быть. Но очевиднее другое: это лицо нам хорошо знакомо, оно встречалось уже не раз в других сюжетах. Вот каких : это лицо Эсфири («Эсфирь перед встречей с Артаксерксом», 1633); еще ближе — лицо Прозерпины, одетой в такое же золотое платье и с похожим выражением испуганного и сопротивляющегося ребенка («Похищение Прозерпины», 1631); это лицо Ангела, поднимающего крышку гроба в Мюнхенском «Воскресении­ Христа» (1636–1639). Это лицо второй, лондонской «Флоры» (первоначальной Юдифи), 1635, то есть беременной Саскии. Это лицо молодой Саскии.
  Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы.  Ей очень неуютно среди этой странной толпы...Всё смахивает на карнавальное шествие...вот и фигура ехидно смеющегося мальчика, убегающего куда-то(левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно. Ах, счастье! Оно так эфемерно!
Кстати, первую реставрацию картин, их писали шесть художников вместе с Рембрандтом, украшавших ратушу в середине XVIII века, амстердамский городской совет поручил живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми, но когда он отмыл картину, то увидел подпись Рембрандта, и узнал её по известным французским книгам, которые писали об этой работе. О ней просто забыли...
  В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рейксмюсеум. Там оно получило название "Ночной дозор" из-за чёрного фона картины. В 1947 г проведена была реставрация результаты были ошарашивающие… «Ночной дозор» после реставрации превратился в дневной! Тень, падающая от людей, говорит, что на часах- два часа дня. Своё романтическое название она получила по прозаическим причинам, как мы видим. Эта картина долгое время висела когда-то напротив камина и вся прокоптилась, поэтому фон был чёрный, но когда её реставрировали, отмыли…  открылось удивительное- все события происходят днём…Сколько было спето искусствоведами песен по поводу "сумрачной красоты ночной сцены…". Много раз фигуры переписывались, менялись местами и вместо заказанных 18 человек, которые оплатили этот заказ, (1600 флоринов ) и добавилось  множество неизвестных,
которые деньги не платили.
  Название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», этот групповой портрет, написанный в 1642 году должен был украсить здание стрелковой роты, как и ряд других портретов. Судьба была безжалостна к этой работе. К концу написания этой работы, гильдия скорее носила условный характер, декоративный, показываясь на парадах, богатые горожане с гордостью несли знамя ополченцев. Пафосность и картонность этих мероприятий вызывала улыбку. А в 1715г это сообщество ополченцев совсем распалось и закрылось. Картину передали во дворец. Но чтобы поместить в интерьер нового зала королевского дворца её пришлось обрезать с четырёх сторон, так как просто она не входила в интерьер. При обрезании потеряли три фигуры с левой стороны и ополовинили барабанщика. Позднее картина подвергалась нападению и было нанесено 10 ножевых ударов, в третий раз залита серной кислотой. Никто до конца так и не разгадал всех загадок картины. Она продолжает оставаться загадкой. Многие объясняли все причуды и новшества художника на этой картине болезнью Рембрандта, его больным сознанием.(К концу написания её, он болен был сифилисом).
   Ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен писал три десятилетия спустя  после создания картины: "Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах".
Сегодня «Ночной дозор» - центральное произведение музея и его гордость. Картина внушительна по размерам, хотя её резали несколько раз. Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера. И загадки продолжают появляться, так как жизнь не стоит на месте…
А я в прекрасный июльский день15 числа всегда говорю
- С Днём рождения, маэстро! Браво! Огромное Вам спасибо!

    Мы по разным причинам хватаемся за перо. Просто возникает в нас что-то, что не даёт покоя и просится наружу...Что заставило меня вспомнить и написать о Нидерландском художнике Рембрандте ван Рейне? Память ...о прекрасном. Незабываемые впечатления от встречи с его шедевром "Ночным дозором".
   Прошло более десяти лет, а я и сегодня очень часто вспоминаю то потрясающее впечатление, которое охватило меня тогда при посещении музея и, наверное, я буду помнить это всегда, так как пережила настоящий катарсис...
     Вторая причина -я увидела в интернете картинку, где сидят в музее на скамейке молодые люди с телефонами около этой знаменитой работы и смотрят не на полотно великого мастера, а в свои телефоны... Это был ужас! Я испытала шок! Какое нас ждёт будущее? Чем люди живы?
   Иногда я думаю, что Рембрандт, как художник- пророк, обладая великолепным чувством юмора и иронии, предвосхитил, спланировал и эту сцену тоже, и поставил её,...он знал, что именно так и будет, что посетители всегда будут действующими актёрами. И выбор всегда за ними...  Он словно говорит-" Вы то, что выбираете...".
Вот и всё, а выводы делать вам, дорогие друзья! Приятных Вам открытий в мире искусства!
Вкусив кофе и пирожное в кафе, мы радостные вернулись к автобусу, а некоторых пришлось всё-таки разыскивать... Будьте осторожны в Голландии. Соблюдайте меру...
Ангела в путь!



На это произведение написано 40 рецензий      Написать рецензию