Цугцванг

     Что самое трудное в работе таксиста –спросите вы?  Только поработав за баранкой, ну скажем, лет с пяток отчетливо начинаешь понимать, что опасность быть ограбленным или, упаси бог, вернуться с работы неживым-пустяки,  если сравнить все это с вязким, утомительно-бесполезным, временем в ожидание клиента.  Стрельнет, не стрельнет ли заявочка от диспетчера, позвонит ли кто из знакомых, откроет ли скромно дверку машины кто-то  на стоянке? Дремать уже не хочется, машина вся протерта чистой тряпочкой, книжка не читается, сигареты и карамельки  давно кажутся  одного вкуса. И я не думаю, что, что-то меняется по сути  у тех, кто работает по современным интернет- программам. Если ждешь, например, кого-то  конкретно и пусть этот кто-то безнадежно опаздывает –простительно.  Но вот испытать чувство собственной никому не нужности можно пожелать только врагу.  Одного терпения здесь мало.  Тут нужна какая-то личная   вера в собственное везение.
     И вот однажды, чтобы скоротать время в ожидании клиента я взял с собой шахматы. Такая удобная миниатюрная  коробочка с фигурками. Легко расставляется в машине между сиденьями.   И соперника я нашел сразу.  Видел его пару раз за доской  на городских турнирах, но за игрой не пересекался.  Все знали его, как вечного таксиста и звали  за глаза просто Лис.   А так он Лисин Виктор Иванович. Мужчина  вроде бы уже на пенсии, но без любимой работы себя не представлял.  Это, наверное, про него строки из известной песни: «Ну что я без руля, мне даже ночью сниться, как я свою судьбу пытаюсь обогнать…» Была будничная  пасмурная середина дня и середина недели.  Движения пока никакого не предвиделось, и  мы с удовольствием расположились в моей  машине.   Лис  аккуратно разложил на панельке пару своих телефонов, да внимательно слушал голос диспетчера по моей  рации.
     После первых же ходов, я понял, что передо мной соперник совершенно не знавший теорию шахмат, и поэтому легко мои белые  фигуры вошли в игру, а пешки заняли центр доски. Дебют партии был за мной. Осталось только развить успех.  Игра в шахматы без часов подразумевает особое уважение к сопернику и обычно время на обдумывание хода  составляет от одной до трех минут.  Здесь  мы вели себя корректно, соблюдая негласные правила.
 В этот момент по рации   прошипел голос диспетчера:
    - Виктор, ты на стоянке?
    -  На заправку поехал-соврал «Лис».
     -Освободишься-  дашь знать.
     -Хорошо.
   Повесив тангету от рации «Лис» сосредоточился на шахматах и сделал очередной ход.   Я рокировался и ситуация на доске вообще оказалась не в его пользу. Дальше, уже не особо следя за ходами соперника,  я поставил своего слона, как мне казалось,  на  довольно удачную   позицию. Мой слон геройски контролировал поле рядом с королем соперника, лишая его спасительной рокировки.  Здесь вновь прозвучал голос диспетчера:
    -Алексей, ко второй школе езжай.
    -На мойку поехал – соврал  я, подражая Лису.
   -Алексей я же вижу, что ты на стоянке.  Ставлю тебя в конец очереди.
   -Хорошо.
    Диспетчер тут же отдал мою заявку другой машине.  Лис, видя, что я расстроился, произнес:
    -Не переживай, Леха, все будет нормально.  Самые лучшие клиенты у нас с тобой впереди. Слово есть такое из какой-то античной философии –фатализм.  Слыхал?  Ну если перевести  на русский звучит так:  -все, что не делается, все к лучшему.  Короче, у нас с тобой масть попрет  после обеда. А эта заявка?  Наверняка первоклашку после уроков домой везти.  Детского кресла у тебя нет, а там точно   сегодня ГИБДДшники стоят. Получишь штраф, пару суток на него работать придется. Усек?
      И невозмутимо пожертвовал своего коня, отогнав  моего  слона  в угол доски  движением  пешек.  Однако прятать своего короля за ладью не стал, а двинул его вперед к центру доски.  Ну, уж совершенно не по теории- подумал я,  и поставил свою ладью напротив наглого короля черных фигур.
    -Попрет говоришь? Середина недели.  Народ или работает, или телек смотрит. Никакого движения.
   -А что ты хочешь? Мы таксисты только в праздники и работаем. А в будни? Тут уж как звезда-удача повернет.
  Лис задумался.  Это в шахматах называется анализ. После него обычно созревает план на дальнейшую игру.   Что ему оставалось делать? Середина игры. У белых преимущество в фигуре и надежно укрытый король. У черных пара лишних продвинутых   пешек.  В той ситуации он спасал партию только разменом  ферзей и возможно тяжелых фигур с еще одним темпом хода, чтобы продвинуть своего короля ближе к центру.  Как ему удалось навязать свою игру,  я не заметил, потому, как играл вообще без плана.
    Пешки  черных  пошли вперед, рискованно открывая линию перед своим же королем. Я поддался его провокации и разменялся ладьями. Потом еще размен легкими фигурами и дальше Лис делает гениальный ход.  Ставит своего ферзя, предлагая мне выбор, или я теряю фигуру, или иду на вынужденный размен.  Ситуация в партии изменилась кардинально  не в мою пользу.  Черный  король в центре доски без тяжелых фигур  моментально превратился из мальчика для битья в грозное оружие для продвижения своих пешек.  Мой же белый   карабкался из своего укрытия целых три хода.  За это время черные  пешки продвинулись на опасную предпоследнюю линию, грозя превратиться в свеженького  ферзя. Тут мне, как спасение пришлось отдать свое последнее преимущество, героя дебюта- слона.  Ход был соперника.  Лис без раздумий двинул своего короля вперед  к моему  в оппозицию,  одновременно угрожая плечом моей центральной пешке.
     Тут прозвенел звонок его телефона. Он ответил:-«Хорошо через пять минут подъеду».  И еще раз, взглянув на доску сказал:
   -Ну, все, я поехал, Алексей,  тут дальнячок   стрельнул от знакомого.  Эту заявку я не пропущу.   А здесь у тебя цугцванг-любой твой ход ведет к проигрышу. Ничью не предлагаю.
   Пересел в свою машину и помчался за клиентом.   Нет, бывают проигранные партии.  Но чтобы так жестоко. Казалось,  что в тот момент я был обижен, раздавлен и уничтожен. Так бездарно проиграть.  И работы нет.  Еще раз пробегаю взглядом по доске и фотографирую в памяти  позицию  и убираю шахматы в багажник.  С твердым намерением больше их в машине не возить. Как манну небесную получил заявку от диспетчера. Рулил по городу,  и  одновременно в голове еще и еще раз перебирал варианты выхода из пресловутого цугцванга.
     Слева пешки мертвые, справа в классическом противостоянии. А если прорыв после жертвы пешки?  Есть такое понятие в шахматах.  Нужно проверить.  Освобождаюсь от клиента и заезжаю в какой-то спокойный переулок, чтобы никто не мешал.  Вновь достаю шахматы и расставляю фигуры в окончательном варианте. Так,  еще раз посмотрим вариант с жертвой. Я отдаю свою пешку, но другая по освободившейся линии   пошла на прорыв. У соперника тоже. Осталось посчитать,  чья пешка  быстрее дойдет до последней горизонтали. Передвигаю их по очереди, в результате у соперника новый ферзь появляется первым, следующим ходом мой.  Проигрыш. Вот если бы он появился с шахом! Стоп. Всего-то нужно  короля черных поставить перед жертвой пешки на другое поле. Вот оно решение! Еще раз составляю фигуры в объявленный Лисом цугцванг.  Отступаю королем, отдавая пешку, и  король соперника встает именно на то поле.  Дальше все по уже проверенному плану. У соперника ферзь у меня позже на ход, но с шахом!  Как минимум вечный шах и ничья, при правильной игре черных.   Любая их ошибка и победа белых.  Ну, вот Виктор Иванович, а ты говоришь цугцванг. Завтра я тебе расскажу, что такое  фатализм.  Складываю шахматы в коробочку, и собираюсь уезжать из переулка, и ехать на стоянку.    И тут же неожиданно появляется перед машиной молодой паренек с большой сумкой, Наверное, студент успел подумать я.
  -  Такси? Вы свободны? В Челябинск едем? На автобус опоздал, а завтра экзамены.
   -Поехали.
     Вот я и говорю, что самое трудное в работе таксиста-время проведенное в ожидание клиента, А если спросите вы- какой клиент самый лучший? Да тут и думать нечего.  Это тот, который попросил вас ехать в соседний город до первой остановки,  эдак  километров за двести пятьдесят,  сразу  отдает деньги, и при этом всю дорогу спит на заднем сиденье.
      


На это произведение написано 7 рецензий      Написать рецензию