Санкт-Петербург. Эскизы с натуры

Военные корабли ожидали празднование Дня военно-морского флота на Неве. А у Петропавловской крепости энтузиасты установили палатки для реконструкции – готовили фестиваль «Битва на Неве» на Заячьем острове. Участники из восьми стран разделились на два ристалища: турниры конно-рыцарский турнир и пеший -  в средневековых доспехах и с оружием той же эпохи.
 Выставивший перед собой военную технику Музей артиллерии был основан на том месте Петропавловской крепости, где ещё Петр I организовал Цейхгауз хранения исторически ценных орудий «для памяти на вечную славу».
Чтобы народ помнил о мятежниках, 150-летие со дня трагических событий было отмечено установкой высокого Монумента декабристов с барельефом профилей зачинщиков с надписью: «1826-1926 заложен в память столетия казни декабристов П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, С. И. Муравьева-Апостола, М. П. Бестужева-Рюмина, П. Г. Каховского. 13-25/ 19.VII.26. В. О. Райисполком». Усиливали впечатление о событии бронзовые сломанная шпага, эполеты и цепь. Отважных дворян трудно назвать террористами. С благими намерениями они встали на путь неправедности, несанкционированного митинга.

Рылеев как-то неловко пошутил, нарисовав убийство императора с семьёй. Но царь оказался благороднее мятежных офицеров. Он их наказал, как и должен был сделать правитель страны, но к семьям отнёсся благосклонно, назначив безбедный пансион. На эшафоте Рылеев обратился к священнику: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь».  Задолго до трагедии мать поэта Анастасия Матвеевна увидела вещий сон, а умерла она за два года до казни своего сына.
«…Но я с криком: «Нет, нет, хочу, чтоб жил он!» – задыхаясь, спешила к занавесу. Тогда занавес медленно приподнялся – и я увидела виселицу с окровавленным телом моего сына!.. Я громко вскрикнула и очнулась. Первым движением моим было наклониться к ребенку,… но … он спокойно, сладко спал.
… Время шло, а сон мой исполнялся с буквальною точностью… и юность его и, наконец, те тайные сборища» ...

Элегантный облик особняка Кшесинской украшал Петроградскую сторону города. Вокруг него и красивой балерины витали романтичные легенды. 
Комплекс гостиниц «Астория» и «Англетер» в начале двадцатого века переживал и разделение, и объединение. Модный отель с рестораном «Англетер» притягивал интеллигенцию. Останавливались здесь знаменитые иностранцы. В номере «Англетера» Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным.   Там же поэт погиб странным образом.  В «Мистере Твистере» Самуила Маршака персонал «Англетера» учил карикатурного миллионера толерантности. 

Гранитное основание по латыни и по-русски напоминало: «Екатерина II Петру I, 1782 год». Конь вскочил на скалу, возвышавшуюся перед бездной. Всадник, увенчанный лавром, в рубахе под развевавшимся плащом сидел на покрывшей вздыбленного коня медвежьей шкуре медведя, повелительно вскинув руку. Его взгляд в сторону реки не давал шанса тем, кто грозил государству Российскому. Конь попирал ногой змею - воплощение коварства. В стремлении достичь вершину царь преодолевал скалу-преграду. «Медным всадником» назвал бронзовую статую Александр Сергеевич Пушкин.
На площади Александра Невского на фоне отражавшего небо отеля «Москва» над торговым центром возвышался святой князь Александр со щитом и поднятым копьём в руках. Его конь замер в шаге, подняв переднюю ногу. Князь остановил взор на новом веке. Постамент окружили огороженный газон и раздольное кольцо дороги, по которой неспешно заворачивали автомобили.  Среди суеты и городского шума тихо вело праведную жизнь святое место -  Александро-Невская лавра. 

Туристы заполнили площадь с фонтаном перед колоннадой Казанского собора, в котором первое поклонение предназначалось священному месту, обозначенному золочёной оградой с атрибутами, стоявшей корзиной с цветами, стойками с цепями, портретом фельдмаршала в военной форме без головного убора, иконой Казанской Богоматери, надписью: «Князь Михаилъ Илларионовичъ Голенищев-Кутузов Смоленский. Родился в 1745 годе скончался 1843 в городе Бунцлау».

…День краткого обзора насытился событиями. Баннер растянулся на огромную стену улицы: «FIFA FAN FEST ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ    SAINT PETERBURG». Надпись украшали футбольные символы, Медный всадник, символ чемпионата мира по футболу – обаятельный волчонок Забивака в красных шортах.
Канал Грибоедова, зажатый каменными берегами, прозрачно глотал солнечное тепло.  Зелёные фигуры под карнизом простенком здания пытались сверху рассмотреть своё отражение в воде. Чистота монументальности фасадов набережных домов была пропитана Питером до молекул.

Лёгкая прогулка по тротуару вдоль канала сопровождалась непременным созерцанием Храма Воскресения Христова -  Храма Спаса на Крови.  Храм издалека открывался сказочным теремом с множеством деталей мозаичной музыки. Строительные леса, затянувшие вершину храма для реставрационных работ, не портили его праздничного величия, ритма ротонд, кокошников и закомар, куполов. Величие жизни возвестил сидевший ангел, сложивший крылья: пещерный камень открыт, Христос вышел на свет.  Внутри храма играла на струнах сердца ангельская музыка мозаичных сюжетов. Возле колонн памятной сени останавливала дыхание мозаичная история начала эры: на камне уложено тело и белая плащаница. Великая скорбь настигла женщин и мужчин. Безутешная Мать склонилась на камнях у изголовья Сына. 
Вдоль канала протянулись сувенирные лавки, не украсив колонны Русского музея, но в них осталось мало интересного. В связи с недавним чемпионатом мира по футболу, цены и ассортимент соответствовали кошелькам и вкусу иностранных болельщиков, оставшиеся из которых заполнили центр города. Это их интересовали цветные ушанки с пятиконечной звездой, матрёшки, магниты, кружки, бусы, символ чемпионата, футболки и шарфы с логотипами.

Храм Воскресения Христова восклицательным знаком завершил дорожку вдоль канала.  На небольшой площадке круто звучал живой джаз контрабасом, гитарой и саксофоном. Колоритные музыканты установили перед динамиком открытую сумку. Четыре открытых шкафа с изображением старинных костюмов предназначались для фотосессий. От души пел гитарист, порадовав праздный народ, скопившийся вдоль каменной ограды канала.
Гуляли привлекательные пары аниматоров - Екатерины Великие и Григории Орловы. Одна из них была хороша в красном наряде, в парике и шляпе, рядом с бравым красавцем в шляпе и белой рубашке, красном жилете с жёлтыми застёжками, с торжественною улыбкой на лице, светившимся молодостью.

В цокольном этаже здания скромно ожидала голодных недорогая забегаловка с приезжими работниками под названием «копейка» - Столовая №1. Но с учётом моих вкусовых привязанностей, мне там нечего было выбрать.
Свинцово-серебряный аниматор на тротуаре изображал скульптуру, с застывшей улыбкой протянув руку, хотя изредка менял позы и приветливо махнул рукой. Птичья маска, шляпа, плащ, грим, перчатки, брюки, ботинки – всё было одного цвета и одной фактуры. Он охранял плакат «Центр сделок с недвижимостью». Что-то напомнило, что августе 1998-го страна познакомилась со неприятным словом «дефолт».  Серебряный «памятник» был не одинок – так же развлекали прохожих скульптуризмом золотой и зеркальный статуи-аниматоры, менявшие позы. Золотой аниматор приветливым обаянием и живыми глазами на блестящем гриме был неотразим давней эпохой со шпагой, сапогами, плащом, жабо, шляпой и перчатками. Художники старательной быстротой рисовали портреты.

В Русском музее при ограниченности времени пришлось ненадолго погостить у любимых полотен Брюллова, Репина. Бруни остановил «Медным змеем», Айвазовский - «Волной» и «Девятым валом», Ге – «Тайной Вечерей». Не успела посмотреть древнего «Ангела - Златые власа». И вообще времени не хватило задержаться у желанных картин. Мимоходом увидела, как из воды вышел посиневший от холода мальчик на картине Иванова «Явление Христа народу», пролетел мимо меня задумчивый взгляд Христа в картине Поленова «Христос и грешница».
Михайловский сад сопроводил в Летний сад, куда опередив, стремилась моя душа. Два лебедя подплыли к кормушке водоёма, где их ждали голуби. К ним направилась стайка уток. Духовой оркестр играл песни прошлых лет, звучали ленинградские стихи. Танцевали дети и немолодые дамы. 

Мраморные скульптуры - музы и богини на постаментах -  окружили фонтан.   Обнажённая прелестница со слегка прикрытым животом, повернув голову, увенчанную аппетитным венком, демонстрировала стройные крепкие ножки и фрукты в правой руке. Каждая ямочка дышала изяществом, каждая мышца удивляла живостью. Другая красава, укутанная с ног до шеи, держала левую ладонь на сердце. Её фигуру обрисовали складочки, слегка поднятым ветром низом одежды.  Юная обольстительница приподняла правой рукой подол, обнажив до колен нежные босые ноги, хранила в подоле собранные цветы, держала букет в согнутой левой руке. Ещё одна дева придерживала правой рукой шарф, еле прикрыв верх над нежными ножками, её левая рука прижимала к груди яблоко. Красавица стояла на седловидной горке из камней, с которых стекала вода в небольшой бассейн. За её спиной зиял зелёный арочный туннель.
На противоположном берегу ангел на шпиле Петропавловской крепости ловил пробившиеся сквозь тучи лучи. Вдоль Невы, берег которой был густо заполнен зрителями, отважные марафонцы выполняли забег на сорок два километра. Уставших разновозрастных энтузиастов подбадривали волонтёры на последнем километре: «Давай, давай!» Дворцовую площадь заполнили палатки, над ними возвышался временный переходной мост, у финиша не скучал реанимобиль, когда грузили на носилки очередного бегуна, потерявшего сознание.   

Одновременно проходила репетиция парада кораблей перед празднованием Дня ВМФ, который планировался в ближайшее воскресенье.  На значительном расстоянии звук выстрела пушки из крепости заставил всех вздрогнуть. На потемневших небом водах Невы стоял боевой корабль №127 «Минск» с лентой цветных флажков. Волновался Андреевский флаг. Вода Невы обманчиво успокоилась. Мосты крепко сжали свои крылья. Напряглись в ожидании ростральные колонны на противоположном берегу. К кораблю подплыл белый катер под российским флагом с командованием на палубе, отдавшим приказ начала парада.

Раскрылся двукрылый Дворцовый мост с поднятыми рогами столбов, и на него направили свои камеры зрители, заполнившие полосу у ограды Невы.  Белый катер подплыл ко второму кораблю. Когда открылся острым углом однокрылый Троицкий мост, катер отошёл от корабля. Быстро пролетели минуты редкого зрелища: дневной развод Дворцового и Троицкого мостов. Ожидалось значительное событие – предварительный парад кораблей! Катер первым проплыл через мосты, за ним торжественно друг за другом пошли корабли под комментарий диктора. Стоявшие на разных палубах три команды матросов своей формой повторили цвета Российского флага.
В просвете моста на фоне светлых этажей показался первый корабль № 689 с флагом России, прошёл через двукрылый мост мимо ростральных колонн.  Нева без волнения сопровождала корабли. Шестнадцать матросов в белой форме стояли навытяжку, как ростры, в ряд на палубе судна, раскрашенного по-боевому: сине-коричневым и бело-чёрным цветом. Следом через тело моста повторил путь по направлению в Троицкому мосту корабль № 938 с матросами в синей форме, повторив предыдущих идеальной выправкой. Корабль № 939 строго на рассчитанном расстоянии завершил цвета Российского флага красной формой матросов. Развевался сине-белый Андреевский флаг. Небо погрязло в тучах. 

Следовавший корабль № 767 нёс на себе историческую реликвию – деревянный парусный бот Петра Великого под жёлтым флагом - дедушка флота России, при котором несли почётный караул три матроса в форме петровских времён.
Прошёл поочерёдный ряд небольших кораблей, и завершили парад грандиозные военные красавцы. Их номера чётко виднелись издалека.
На № 42 стояли два матроса, реяли флаги бело-синий со звездой и красный. № 47 пронёс флаги: впереди Андреевский флаг, красный в центре и триколор. Капитан и матрос, стоявшие наверху, отдавали честь собравшемуся народу. Небольшие военные № 791, № 792 прошли гордой скромностью. На корабле возле пушки стояли команда в чёрной и три моряка в белой формах.
Один за другим корабли шли парадом под овации зрителей. № 767, №515, № 507…  Нелегко было ориентироваться в названиях и назначении судов, и я просто созерцала эту надёжное величие.
Самые мощные корабли завершали водное шествие. На верху военного корабля № 824 стояли руководители.  Мимо ростверка проплыл крутой № 567 с пушками и достойной шеренгой белой команды на борту. Наверху виднелось грозное орудие.
Бюсты над колоннами Зимнего Дворца безмятежно созерцали парад с высоты свинцового неба. В это время завершился марафон на Дворцовом проспекте, и его заполнило множество народа.

Мой обзор города продолжился водной прогулкой по каналу Грибоедова и другим рекам вдоль решётчатой береговой ограды, под низкими и высокими мостами, мимо чудных зданий разных стилей. Вблизи выросло могущество большого серого «Минска» с пушками и вышкой и его близнеца-красавца № 311 с военной атрибутикой. На «Минске» работали механики у барабана лебёдки с тросами. Вдоль ростральных колонн мчался белый катерок, на спокойной воде покачивался красно-белый цилиндр буя. Мощный «Адмирал Макаров» № 799 держал на себе сложное оборудование и флаги разных стран, закреплённых новогодними флажками на натянутом вверху канате. Ряд больших пышных деревьев выстроился в почётном прибрежном карауле.

Небо поменяло цвет со свинцового на стальной. Плыли берег, шпиль и купола собора Петропавловской крепости. Вдоль её кирпичной стены расстелился бело-палаточный город, в котором разноцветные жители гуляли или сидели на берегу. Баннер «Битва на Неве» показал чёрные силуэты двух сражающихся всадников с копьями, на фоне облика крепости. «Заяц Арсений» неизменно сидел в одиночестве возле моста - на «пне» среди таких же постаментов на воде. Рядом отдыхала пачка «брёвен», стянутых железными обручами. Троицкий мост мягко ощетинился столбами и заканчивался памятником. 
Обилие золочёных узоров – львы, мечи и другая атрибутика -  запоминающе украсили очередной мост и его решётку.

… По широкому Московскому проспекту растянулся красной гармошкой длинный трамвай, зацепившийся верхними ромбами за провода. Многоглазый бело-красный красавец с большими окнами важно проехал по колейной дорожке. Разделительную ограду полос проспекта украсили длинные кашпо с цветами, словно висевшие в воздухе.
Московские триумфальные ворота с двенадцатью колоннами в два ряда массивно освежали проспект фигурками на арке и надписью: «Победным Российским войскам».  Верхние скульптуры были похожи на букеты. Машины буднично объезжали это величие, остановившее время.
Возле деревьев указывал на небо высокий гладкий цилиндрический столп с надписью под бюстом: «Герою Отечественной войны 1812 года Генерал-губернатору Санкт-Петербурга графу Михаилу Андреевичу Милорадовичу. 1771-1825». Красивый герой с непокрытой головой, с орденами и эполетами устремил взор в наш век. Столп зеркально отражал Московские ворота.

Боевой генерал Милорадович остался примером беззаветного служения России после неожиданной смерти от рук декабристов. По словам его адъютанта Ф. Глинки: «Пули сшибали султан с его шляпы, ранили и били под ним лошадей – он не смущался; переменял лошадь, закуривал трубку, поправлял свои кресты и обвивал около шеи амарантовую шаль, которой концы живописно развевались по воздуху». Он всегда шел в атаку впереди. На поле брани Милорадович был находчив, быстр и храбр, везде успевал, был примером. Главнокомандующий Кутузов хвалил генерала: «Ты ходишь скорее, чем летают ангелы». Французы называли его русским Баярдом. Пленные кричали ему: «Да здравствует храбрый генерал Милорадович!» Александр I разрешил ему носить серебряный крест на Георгиевской ленте: «Носи его, ты – друг солдат». Михаил Андреевич во время мятежа декабристов на Сенатской площади обратился к солдатам: «Скажите, кто из вас был со мной под Кульмом, Лютценом, Бауценом?» и, когда ответа не последовало, воскликнул: «Слава Богу, здесь нет ни одного русского солдата!» Генерал не боялся вражеских пуль. В сражении, видя замешательство войск, схватил знамя и поскакал вперед: «Солдаты! Смотрите, как умрет генерал ваш!» Пули его не брали…