Варвара

Глава 3. Рита, Маргарита

Варвара –  в этом мире, в  жизни Маргариты самый дорогой человек - бесценная мать, МАМА.  А для меня ОНА – тётя Варя, добрая-добрая, щедрая, нежная и милая. Тётя Варя, что интересно, - почти ровесница Пиканай, мамы моей, прожившей на этом белом свете примерно тридцать девять лет. Мама и тётя Варя – женщины одного поколения. Моя мама родилась в 1906 году, а тётя Варя – на два года позже, в 1908 году,  в начале прошлого века. К большому сожалению, не смогла установить день рождения своей мамы. День рождения тёти Вари – шестое декабря.  И на этой земле она прожила достойную жизнь, всего 84 года.
Я благодарна своей судьбе, что Господь миловал меня, подарив мне тётю Варвару и её дочь Маргариту как поддержку, опору в этой непростой,  невыносимой,  порой противоречивой жизни.  Тётя Варя для нас, для меня и моего мужа Мергасима Диастинова, бывших воспитанников детских домов послевоенного времени, стала почти что мамой. Тётю Варю и её семью мы навещали как самых близких и надёжных людей.  Ни одного праздника, радостного или печального дня не обходилось без милой тёти Варвары: поможет, подскажет, чуть пожурит, тут же приголубит. Учила добру, милосердию, обращаясь к своим детям, внукам, в том числе ко мне с Мергасимом, говорила:
- Дети мои, слушайте и запомните: жизнь – бумеранг, к тому ведётся, что отдаёшь, то и вернётся. То, что посеешь, то пожнёшь. Ложью пробьётся ваша же ложь. Каждый поступок имеет значение. Только прощая, получишь прощение. Вы отдаёте – вам отдают. Вы предаёте – вас предают. Вы обижаете – вас обижают. Жизнь – бумеранг. Всё и всем по заслугам. Чёрные мысли вернутся недугом. Светлые мысли – божественным светом. Если не думал – подумай об этом… Добрых советов, наставлений у тёти Вари много. Дочь её Маргарита их записывала,  наизусть учила и запоминала, часть их передала мне.
  Помню, наверно, я буду помнить до конца своих дней этот день, когда всем семейством Артемьевых и мной с Мергасимом провожали прекрасного телом и душой, симпатичного чернявого  молодого парня на службу в Афганистан Андрея Пимкина, сына подруги Надежды, коллеги по работе Маргариты, медицинской сестры и лаборантки санчасти города на Волге. Нас много. Сидим за столом, уплетаем любимые горяченькие шанежки тёти Вари, запиваем их наваристым и свежим пивом, За столом с нами сидит моя, Мергасима, Надина тётя Варя, мама для Риты, бабушка для Артура и Тани, Андрея, восемнадцатилетнего призывника, солдата Афганской войны. Молчим по принципу: когда я ем, глух и нем. И вдруг тишину прервала тётя Варя, обратилась к будущему солдату-бойцу:
- Андрюша, на чужбине всегда будь самим собой, будь с Богом, запомни,- сказав, развернула листочек с записанным текстом,  начала читать, а потом сказала наизусть: «Господи, услышь меня! Я прошу немного у тебя. Пред святой иконою молю: защити всех тех, кого люблю. Всех родных моих, всех друзей хлебом накорми и обогрей. В трудный час им Ангела пошли, чтоб сберечь их на краю пути. Дай им счастье, радость и покой. Все грехи прости и успокой. Научи себя не потерять. Научи любить их и прощать. Сделай так, чтобы те, кто дорог мне, погостили дольше на Земле. Господи, немного я прошу: сбереги всех тех, кого люблю!» - окинув взглядом сидящих за столом гостей, тётя Варя три раза  перекрестилась и лист с текстом передала Андрею, которому через два дня нужно к шести часам утра явиться на сборный пункт новобранцев, почти безусых, вчерашних выпускников школ города.   
  Всю свою нелёгкую, но замечательную жизнь тётя Варя, уроженка глубинки-деревеньки Барсуки, мастерица на все руки женщина, следовала правилам доброты, милосердия, жила по принципу: иди вперёд и помни лишь одно – судьбу свою лишь только ты изменишь. Всю свою жизнь трудилась, работая на полях колхоза, была пчеловодом, сидела за ткацким станком, пряла нитки для одежды, чулок или носков, держала полный двор скотины. Таким образом, пережила страшную войну с фашизмом. Во время войны Варвара помогала всей деревне, беженке с тремя дочерями  из Новгорода, которых она обшивала и даже кормила. Отдавала всё: молоко, яйца, шерсть. Маргарита, дочь Варвары, рассказывает:
- Помню: папа и мама купили пчёл, и на них назначили налог. Тогда налоги были непосильные. Мои родители прятали ульи на сеновале, на бане. Мёд был богатством. Купить сладкого было не на что. Зато во время, когда начинался медосбор, папа и мама устраивали праздник для всей деревни. На стол посреди двора ставили большой медный самовар. Мама наливала в большую чашку мёд, в первую очередь за стол сажала всех детей деревеньки Барсуки. Начинался пир. Ржаной хлеб  вперемешку  с картошкой, издавал изумительный аромат. Сейчас хлеб почему-то так не пахнет. Дети радовались, мазали на хлеб это чудо,  сладость. Деревня гудела детскими голосами. Старые люди приходили сами. Сейчас доброты встретишь меньше. Куда она, эта доброта, исчезла?
 - Ты права, Маргарита, люди почему-то стали обозленными, о доброте многие забыли, – прервала  рассказ Маргариты я. – Рита, твоя мама хорошо шила, и машинку старинную «Зингер» на её столе я помню. Обшивала всех  вас. И у нас в детском доме точно таких швейных машин «Зингер» было пять штук. Они стояли в нашей мастерской. Учились шить наши мальчишки и девчонки, в том числе я.   
- Да, Роза. Мама моя обшивала всю семью и других, особенно невест. Шила платья, блузки, постельную принадлежность. Всё умела делать. Что интересно – она училась, несколько классов церковно-приходской школы в соседней деревне Ацвеж  закончила. Бегала туда сама, пока терпели холод ноги – обуви, кроме лаптей, не было. Но успела научиться писать и читать. Мама читала газеты, даже книги до конца своей жизни. Папа закончил три класса той же церковно - приходской школы, где ровно год проучилась мама.  А папа мой (его Георгием звали) был грамотным. Его в деревне уважали, особенно молодёжь тянулась к нему. Сидит папа с деревенскими парнями на скамейке перед домом, бывало,  курят махорку, беседуют, говорят о жизни. Папа молодым парням на свидание с девушкой, пофорсить перед любимой давал свой пиджак, сапоги. Мама папе моему посоветовала идти на курсы ветеринаров. Многое там он познал. По ночам папа с мамой даже в соседние деревни ходили, иногда бежали принимать роды у коров, овец и других животных. Поднимал папа на ноги заболевших животных. Роза, - теперь Маргарита ко мне обратилась:
- Я расскажу тебе один случай из жизни мамы, твоей тёти Вари. Однажды мама спасла зайца, отняла его у ястреба, хищной птицы. Мама долго бегала за ними. Заяц пищал, кричал от боли, вырывался от ястреба. Мама смогла вырвать зайца из острого клюва хищной птицы. Зайца, истерзанного, измученного, раненого, притащила домой, с папой-ветеринаром выходили его и выпустили на волю.    Не помню, чтобы мама отдыхала.  Рано ушёл из жизни папа, видно, во время войны изнурительная работа на лесозаготовке отняла его часть жизни. Мама и я долго переживали, мама плакала, не находила себе места для спокойствия. Продолжала работать, продолжила дело мужа: лечила животных в деревне. А однажды мама спасла колхозных кур от лисы. Открывает дверцу курятника – там переполох: кудахтанье бегающих, напуганных кур от лисы, пролезшей к бедняжкам через дырку в подворотне. Лиса за курами охотится.  Мама быстро лазейку лисы закрыла доской. Лиса ловит напуганных куриц и душит. Успела она задушить десяток кур. Даже маму в пылу охоты лиса не заметила. А она в рукавицах, подобрала мешок и стала ловить рыжего зверя. Лиса кусалась, не сдавалась. Мама с великим трудом её запихнула в мешок и понесла к бригадиру. Надо же было маме отчитаться за пропавших кур. Лиса была голодна.  Мама с бригадиром освободили головку лисе – ела всё, что давали.
- Какова дальнейшая судьба голодной лисы? – спросила я. – Конечно же,  мама твоя выпустила на свободу.
- Как ты думаешь?  Долго спорили с бригадиром, что делать с лисой, как с ней поступить, наказать её за убитых ею кур. Да, ты права, Роза: по настоянию мамы освободили лису-виновницу.
   Такой останется в памяти дочери Маргариты, внуков, людей, знавших и почитающих эту простую, добрейшей души русскую женщину Варвару, уроженку из деревеньки Барсуки, глубинки нашей необъятной Российской земли.  Жила Варвара, творила добро по принципу: жить нужно ради того, кому ты нужен постоянно, а не временно.   


На это произведение написано 16 рецензий      Написать рецензию