Прогулки по Пермскому краю

Часть 2

По Каме-реке и знакомство с необычными памятниками Перми

     Утром опять позавтракали в ресторане, все очень вкусно и красиво, официанты предусмотрительные прямо до навязчивости. А после завтрака вместе с Альбиной Александровной и ее внуком Захаром на троллейбусе отправились к речному вокзалу на Каме.

     Если вчера мы ехали по Перми поздно вечером в темноте, то сегодня — при солнечном освещении, поэтому из окна троллейбуса мы пытались хоть что-то увидеть интересное на пермских улицах и хоть как-то сориентироваться, куда же нам идти, если мы это интересное увидим. И вот увидели какой-то памятник, с фигурой, очень похожей на Пастернака. Неужели в Перми есть памятник Борису Леонидовичу? Я тормошу Альбину Александровну, но она не знает. Хорошо, я запомнил улицу, по которой мы ехали — Ленина, надо обязательно вернуться.

     Буквально через пару остановок мы уже вышли и увидели очень красивое, оригинальное одноэтажное здание в стиле модерн с двумя башенками. Оказывается, это железнодорожный вокзал, но не тот, на который приехали мы, тот оказался Пермь-2, а вот этот — один из старейших вокзалов России Пермь-1. А построено он в 1878 году по проекту инженера-архитектора И.Быховца.

     Прямо напротив железнодорожного, только улицу перейти, стоит здание речного вокзала, от причалов которого отходят прогулочные пароходики. Мы ведь приехали сюда не просто так, а по случаю возникшей возможности прокатиться по Каме-реке. Оказалось, что экскурсии действительно существуют, мало того, ближайшая начнется минут через сорок.

     Ну, а пока давайте оглядимся, куда это мы попали и что творится вокруг. Ну, со зданием железнодорожного вокзала мы уже познакомились, в вот что за непонятные сооружения около здания речного вокзала размещены, мы не поняли. Оказалось, что в Перми уделяется огромное внимание пропаганде современного искусства и даже по инициативе замечательного пермского писателя Алексея Иванова, творчество которого я, кстати, очень люблю, создан соответствующий музей с оригинальным названием PERMM. По утверждению организаторов — это единственный такой музей в России за пределами двух столиц. Деятельность музея привязана к речному вокзалу и окружающей территории, в залах вокзала проводятся выставки, а некоторые большеформатные арт-объекты вышли на улицу.

     На них-то мы и обратили внимание. И, прежде всего, на металлического робота, живущего на площади. А вот проект «Артполе», представленный работой «Счастье не за горами», остался закрепленным на парапете набережной, на фоне реки Камы, после выставки «Москваполис», прошедшей в Перми в 2009 году. А летом 2011 года, уже после нашего отъезда, в Перми начали осуществлять новый проект — создание единого пространства для культурного отдыха жителей и гостей города — «Музейный квартал». Искусство, которое мы привыкли видеть внутри музеев, должно выйти на улицу, преображая и создавая в городе новую культурную среду, именно в этом заключается идея нового проекта.

     Ну, а пока мы ждали начала посадки на прогулочный пароходик и пытались разобраться в концепциях развития современного искусства, гуляя в пределах привокзальной площади, подружившиеся ребята уселись на парапете набережной.

     Началась посадка, мы удобно устроились на корме, и катер поплыл по величественной реке вверх по течению. Над Камой летит дирижабль, по противоположному берегу разбежались маленькие сельские, а, может, дачные домики. Вчера мы их рассмотреть как следует не смогли, а вот сейчас солнышко светит и все-все нам прекрасно видно. Одна картинка сменялась другой, а мы любовались городом и видами природы, кормили чаек (по секрету скажу, что скормили почти два целых батона, сами только капельку отщипнули), в общем, все было замечательно.

     На правом берегу появились купола Богоявленского монастыря. История его создания проста до невероятности. Глядя на него, трудно поверить, что свое существование он начал в 1994 году, когда один очень не бедный пермяк решил построить для себя дом на берегу Камы. Была приобретена земля, но тут до бизнесмена дошла информация, что на том берегу ни одной православной церкви нет, а различные сектантские и иноверские — наличествуют. И вот герой данной истории, как человек верующий, решил начать строительство на своей земле деревянной церкви. Храм был построен, освящен. В планах бизнесмена было продолжение строительства теперь уже каменного храма.

      Все было бы хорошо, но, вмешались экономические обстоятельства, шла вторая половина 1998 года, произошел печально памятный дефолт, приведший к разорению бизнесмена, который впоследствии принял постриг и стал вначале монахом, а затем и иереем. Действующий храм был взят под опеку Пермской епархией, благодаря помощи новых спонсоров строительство каменного храма продолжилось, а после его завершения, там был основан мужской Богоявленский монастырь.

     А тем временем пароходик плывет все выше и выше по Каме, и теперь наше внимание переключилось на левый берег, на котором, то теснятся старые, чуть ли не дореволюционной постройки производственные корпуса, а то стоят современные городские кварталы.

     Вот наш кораблик подошел к плотине Камской ГЭС, именно по ней накануне мы переехали с берега на берег. Я написал «подошел»… Это, конечно, небольшое преувеличение, он приблизился на расстояние, разрешенное для данного вида судов, где развернулся и отправился в обратный путь.

    Почему-то так получилось, что назад судно шло быстрее, чем вверх, может это из-за течения, все-таки в обратную сторону мы двигались вниз по течению, не знаю. Погода была хорошая, солнечно и тепло и мы наслаждались отдыхом на прогулочной палубе и любовались видами Перми. Вдали появилось здание кафедрального собора Спасо-Преображенского монастыря, значит экскурсия наша завершается и мы подходим к речному вокзалу. Красивое здание ничего не скажешь. Построено оно в 1940 году по проекту выдающегося советского архитектора А.Гринберга в стиле "сталинского ампира".

     С сожалением мы покинули пароход, сели опять на троллейбус и доехали до центра города. После завтрака прошло довольно-таки много времени, и как-то очень сильно проявился аппетит:

     — Интересно, где-нибудь в этом городе можно попробовать "посикунчики"? — спросил я громко.

     И мы зашли в первое попавшееся кафе, а поскольку практически во всех кафе города продаются эти очаровательные и весьма вкусные маленькие жареные пирожки преимущественно с мясом, с очень вкусным горчично-уксусным соусом, то мы их и заказали, и попробовали. А почему у них такое необычное название, спросите вы? Да, просто, когда ты откусываешь маленький кусочек от горячего пирожка с мясом, он "сикает", и горячий сок брызжет во все стороны.

     Сытые и довольные, мы, пешочком, не спеша, побрели в сторону парка развлечений им. М.Горького (впечатление такое, что именно Алексей Максимович Горький был главным деятелем культуры и отдыха в нашей стране, так как во многих больших и малых городах паркам очень часто присваивают именно его имя).

     На ближайшей площади, к которой мы подошли, стоял здоровенный медведь. Издали нам даже показалось, что он живой, помнится, в самом начале девяностых по Стамбулу бродили российские цыгане с медведями на цепи. Как им удавалось провезти зверей через границу, и ведь не через одну, осталось секретом. Вот и тут мне подумалось: "Надо же, и здесь дрессированный медведь". Эту иллюзию полностью разрушил солнечный зайчик, отразившийся от медвежьего бока. Слава Богу, не настоящий.

     Подошли ближе, вокруг медведя копошилась детвора, наши тут же помчались, и попытались забраться на бронзовую спину, но уж больно зверь здоров оказался, да и уцепиться не за что, шкура-то тоже металлическая, да и нагрелась она на совсем не жарком весеннем солнышке так, что обжечься можно. Пришлось фотографироваться с ним в обнимку.

     И тут какой-то добрый человек нам по секрету шепнул, что, оказывается, надо обязательно поцеловать мишку в нос, вон он отполированный какой, и вот тогда счастья будет навалом. Не знаю, может потому я и ощущаю себя постоянно счастливым, что то глажу какое-то свиное рыло, то тру непонятное кольцо, или по три раза обхожу какие-то сооружения, или еще занимаюсь какой-нибудь ерундой, вот и медведя в нос поцеловал, но народная молва гарантирует, что все это обязательно добавит счастья, которого, как известно, много не бывает.

     Ну, а теперь о медведе. Его вес более 1 тонны, а высота 1,5 метра. А слез он в июне 2009 года с герба города, на котором стоит, чуть ли не с его основания, по той причине, что за пределами нашей родины некоторые наиболее неграмотные люди до сих пор полагают, что по улицам российских городов, особенно уральских и сибирских, медведи в живую ходят. Мы-то с вами хорошо знаем, что это легенда. Поэтому скульптуру эту так и обозвали "Легенда о пермском медведе".

     Это была встреча с первой, но далеко не последней скульптурой, установленной на улицах города. Эти скульптуры, созданные людьми с неуемной фантазией и воображением, чрезвычайно украшают город. Все говорят об одесситах, как о людях с каким-то специфическим юмором, но хочу сказать, что пермяки им наверняка не уступают. И это проявляется и в каких-то непонятных аббревиатурах, которые даже авторы расшифровать не могут, а вот люди привыкли и так и говорят, и в названиях улиц, площадей и целых районов, что стоят только "кислотные дачи", "дамбы" и всяческие "компросы", и в разнообразных, удивительных фигурах, разбросанных по городу, но обязательно в местах массовых людских гуляний.

     Недалеко от "мишки" на площади напротив гостиницы Урал установлена скульптура "Кама-река". Она выполнена из природного камня и металла, выдержана в пермском зверином стиле и символизирует древние традиции Пермской земли. Вы что-нибудь поняли? Я абсолютно ничего, но такие слова имеются на табличке, прикрепленной к скульптуре.

     Ну вот, наконец, мы и вышли на Комсомольский проспект или Компрос на местном жаргоне. Проспект представляет собой бульвар со сквером посередине, а на этом сквере на небольшом расстоянии друг от друга размещена целая галерея поразительных скульптур, каждая из которых символизирует отдельные стороны человеческой жизни. Но первое, что мы увидели — это огромный орден Ленина, которым был награжден город Пермь в 1971 году и, хотя это символ давно ушедшей эпохи, пермяки гордятся этой наградой, ведь ей город был удостоен — "За большие успехи в развитии промышленного производства".

     Мы, не спеша, идем по проспекту, вернее, по бульварной его части, и подходим к тем скульптурным композициям, о которых я вам уже столько раз пытался рассказать. Ну, вот и первая, с таким многообещающим названием - "На подлете". Что может представить себе обычный нормальный человек, живущий в другом регионе нашей Родины. Скорее всего, некое летающее по воздуху творение человеческой мысли. Ан нет, пермяки, на то пермяки, что они способны в избитом и тривиальном найти некую новизну. Вот и эта композиция отражает, наверное, одно из самых главных и ответственных событий в жизни человека — рождение ребенка, но в его сказочной версии. Аист несет ребенка, но сколько в фигуре птицы, динамики, какую удивительную выразительность сумел придать автор своей работе.

     А вот скульптурная композиция "Возрождение", изображающая русалку, по мнению автора, символически подчеркивающую хрупкую связь между человеком и природой. Название "Возрождение" предполагает, что эта связь может снова стать прочной. Этой идее служит и необычный материал, из которого изготовлена скульптура: в металлическую конструкцию фигуры включены промышленные детали. Интересна авторская трактовка этой идеи: "Русалка, как символ возрождения, выражает надежду на то, что еще не вся природа загублена, может быть, и русалки вернутся, и мы снова станем верить в сказки и чудеса…" — вот так обозначен смысл композиции на табличке, установленной рядом со скульптурой.

     Вот так мы и шли по бульвару, любовались свежей зеленью, пробивающейся на деревьях, дышали полной грудью, это очень полезно в такие весенние дни, ведь деревья, когда у них лопаются почки, испускают кучу всяких полезных летучих веществ, только успевай надышаться, да головой верти во все стороны, вокруг столько всего интересного. Вон там - витрина красивая, а вон - вывеска с названием завлекающим.

     Наконец-то парк, мы с Альбиной Александровной буквально без сил свалились на скамейку, а эти неугомонные — уже помчались на качели, а затем на следующий аттракцион, и следующий, и следующий. Это может продолжаться до бесконечности, проверено уже.

     Ну, а дальше — любимые лошадки, и верхом, и в карете, да надо еще и на пушке покататься, в общем, дел в этом парке невпроворот. Ну, а напоследок необходимо пообниматься с различным крупномерным зверьем, бродящим по дорожкам парка. Детишки уже не маленькие, они прекрасно понимают, что под этими шкурами, человек скрывается, но отбрасывают это понимание в сторону и с огромным удовольствием отдаются фантазии.

     Затем мы встретились со Светланой и Сергеем — тем самым, помните, я про него упоминал, любимым зятем Альбины Александровны — они со старшим сыном в кино ходили и подгадали таким образом, чтобы с нами где-нибудь пересечься в районе парка и пойти куда-нибудь перекусить, время уже подошло, а голодные желудки об этом постоянно напоминают.

     Дети, вроде бы, уже тоже уставать начали, и мы целой толпой пошли из парка. Неподалеку от выхода нам на пути попалось очередное дерево "счастья", как и все в Перми, нетрадиционное не только по форме, но и по содержанию. Наряду с обычными для таких деревьев ленточек, есть места, и куда замочки повесить, значит, молодожены в своей поездке по городу заглядывают и в этот парк.

      А мы опять идем по Компросу к очередной необычной скульптурной композиции, на этот раз это оказался памятник, ни за что не угадаете кому, памятник — водопроводчику, который был подарен городу в год 120-летия пермского водопровода. Эта композиция стоит неподалеку от Компроса на улице Пушкина напротив знаменитых в городе пушкинских бань.

     Наверное, авторы памятника вспомнили знаменитые строки Маяковского: "А Вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" И вот прошло сто лет и появился этот необычный памятник. Скульптор Рустам Исмагилов создал работу в меру смешную, но которая в то же время заставляет задуматься. Сюжет прост — в конце рабочего дня мужчина с разводным ключом присел на трубах и, любуясь лежащей у его ног раковиной с жемчужиной, слушает шум воды. Появилась городская традиция — девушка, мечтающая о заботливом и трудолюбивом муже, должна присесть рядом с бронзовым тружеником и прошептать ему на ушко свое заветное желание или потереть ему нос. Ну, а раз иногда даже очередь на "посиделки" имеется, значит, точно помогает.

     Ну, а после водопроводчика мы, уже нигде не задерживаясь, быстро-быстро дошли до новой жилой многоэтажной башни, по-видимому, с пентхаузом под крышей, на первом и в подвальном этажах которого расположена частная пивоварня "Vaclav". Наверное, часа два мы провели в этом заведении, вкусно поели, запивая все это свежесваренным пивом, ведя неспешные разговоры "за жизнь". Если бы дети не стали рваться на свободу, посидели бы еще, уж больно нам там понравилось. Но пришлось подчиниться законным требованиям законных наследников, и мы решили отправиться по домам, но, прежде по настойчивым рекомендациям хозяев пришлось посетить еще парочку "новодельных" памятников, ставших одним из символов Перми, и, прежде всего — знаменитого "Пермяка — соленые уши".

     Эта жанровая городская скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами напротив, в которую фотографирующиеся могут поместить свое лицо. Знаменитое выражение о жителях Перми у всех на слуху, но не все, наверное, знают, когда и почему оно появилось. Оказывается, все связано со знаменитым старинным промыслом в Верхнекамье, который активно развивался вплоть до XIX века. Рабочие таскали мешки с солью за плечами, вот соль и разъедала им уши. Сегодня по популярности "Пермяк — соленые уши" возглавляет список памятников и жанровых скульптур в городе. Вот и мы запечатлели себя у этой композиции.

     Детишки делают вид, что устали, проситься на ручки вроде бы уже стыдно, а вот залезть к папе на шею, вполне возможно, что Саша сразу же и сделала. Ну, а Захар выбрал другую схему езды на родительских ручках. Ну, вот мы добрались до площади перед кинотеатром, именно там мы решили прервать в этот день нашу экскурсию. Место в Перми знаменитое, а знаменито оно, конечно, не этим, а той скульптурной группой, которая размещена прямо на брусчатке.

     А стоит там в живописных позах в человеческий рост бронзовая неутомимая троица из старого советского кино, а рядышком с ними знаменитый автомобильчик с таким памятным всем нам номером — 28 70 ОГО. И как часто это бывает, какая-то необычная история все это сопровождает. Некий мерзавец отпилил руку у Труса и сдал ее в        металлолом. Как это удалось ему сделать на всегда оживленной площади, да еще под бдительным оком  видеокамеры — непонятно, но сумел, нехороший человек. Приемщик понял, какую деталь ему сдали, и обратился в милицию. Возбуждено уголовное дело, злоумышленника пока не нашли.

    Какое все-таки замечательное у жителей Перми чувство юмора! Я даже не припомню где-нибудь еще такой веселой и ироничной скульптурной группы! Но больше всего нам понравился автомобильчик.

     "На сегодня — все!" — дружно решили мы и на такси разъехались в разные стороны. В гостинице нам подтвердили, что завтра в восемь утра за нами приедет гид, и мы отправимся в древний город Кунгур. Следующий день обещал быть очень трудным.


На это произведение написаны 3 рецензии      Написать рецензию