Романово

Автобус с тюменскими паломниками подъезжал к селу Романово. Над бескрайним заросшим простором одиноко высилась стелой памяти небольшая церковь Казанской Божьей матери. Травяной пустырь распростёрся на многие километры. За зарослями в низине густые дикоросы зажали изгибы реки, которая казалась зелёной, то ли отражением трав, то ли от ряски. Даль горизонта украсили белеющие стволы берёз.
От церкви тропинка вела к возвышению, на котором стоял деревянный восьмиконечный крест с треугольной кровлей. Небо обняло освещённый солнцем Поклонный крест, установленный в память о расстрелянных служителях церкви. Под ним врос в землю устойчивый камень. Белая табличка напомнила: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих священно-церковнослужителей храма сего. 1876-2007 гг.» Рядом с церковью отражал солнце золочёный крест, охраняя камень с печальной надписью, напоминавшей, что на этом пустыре жила раньше казачья станица. Сельчане сколько могли защищали свою землю, но победило зло, и село исчезло. Церковь была разрушена и разграблена.  Жили там до трагедии крепкие казаки с семьями, вели хозяйства. Ничего не осталось.
 
Шпиль с крестом венчал купол трёхъярусной стройной колокольни. Над козырьком открытого входа в храм через неё выпукло выделялся белый православный крест. Солнышко проснулось после затяжных гроз, отразилось в небольших луковках с крестами и приласкало небесные купола со звёздами. Нежная, трогательно одинокая церковь в белом наряде украшала пространство зелёного пустыря, которое вобрало в себя все века её благостью.
Службу в честь праздника Казанской Богородицы вёл отец Сергий из Ялуторовска. Свечи ставили, но не зажигали для безопасности от задымления – прихожане плотно заполнили небольшое помещение. С этой же целью открыли две боковые двери.   Памятна была печаль от недавней трагедии Чудотворной иконы Чимеевской Богородицы в церковном пожаре.

Праздничную икону Казанской Богородицы на голубом аналое обрамил бело-малиновый венок. От золота Казанской иконы исходило солнце. Ему внимали цветы в двух вазах возле постамента, рядом с которым у окна был выставлен на столик небольшой мощевик. Богородица слегка наклонила голову к Младенцу. «Одигитрия» всегда указывает рукой на Христа. Но на поясном Казанском образе этого жеста не видно – Её руки спрятаны под накидкой. Руки Младенца заменили руки Матери - Его правая рука двуперстно благословляла, но левую руку Богомладенца скрыла одежда.

Икона «Сладкое Лобзание» (Гликофилуса) прославилась в царствование греческого императора-иконоборца. В девятом веке икона явилась афонским монахам на берегу моря. В сельском храме уникальный список иконы, полученный со священной горы Афон и установленный на голубой постамент, ласково назвали «Блаженное лобзание».  На полу стояли в вазы с хризантемами и ромашками. От образа лёгким дыханием шёл трепетный свет. Украсила икону накидка -  прозрачная, как рубашка Малыша. Богородица в тёмном плаще с золочёными кистями и Сын – в ярко-красном одеянии являли необыкновенную нежность соприкасания лиц и трогательную близость губ. Мать бережно держала прижавшегося Малыша, упруго скрестившего ножки, а Он левой рукой держал подбородок Матери, протянув правую руку вперёд. Прозрачная рубашка выглядывала из-под рукавов и края одежды.

Настенные иконы притягивали стариной и намоленностью. 
У Богородицы в белом плате, из-под которого видны волосы, Малыш в белой рубахе распростёр вперёд руки:  «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы»  - так утверждала Спасительница России: «Я всегда нахожусь с Вами, и никто Вас не обидит», и название образа наполнило сердце несокрушимой надеждой: милость Богородицы всегда покрывает нас. В безвыходных ситуациях жизни мы не оставлены, присутствие Божественной помощи – в сердце каждого.

Под рушником старинная Богородица Троеручница источала золотистый свет.  Рядом с ней на другом образе вдали был виден монастырь, а впереди него на горе -  святой Василий в одной белой рубашке и без обуви. Василий Мангазейский в правой руке держал крест, в левой - связку ключей. Мангазейский чудотворец — первый святой, прославленный на Сибирской земле. В 16 веке Василий в юном возрасте был взят ярославским купцом на место управляющего в заполярную Мангазею. Василий честно исполнял свои обязанности, но хозяин обвинил молодого человека в краже и подверг побоям. Пытки праведник терпел безмолвно. Купец ударил мученика связкой амбарных ключей. Тело безвинно убиенного было предано земле, но через полвека явилось из земли близ храма. На этом месте поставили часовню. Святой Василий помогал путникам и охотникам, исцелял недуги, сохранял от самоубийства. В 1719 году в Туруханск прибыл митрополит Филофей (Лещинский). По его распоряжению мощи святого Василия были перенесены в новый храм. Почитание мученика способствовало обращению в православие народностей Севера. Святого изображают «лицом млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светли, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы».

В стене за ликом святого старца Феодосия скрывалась ниша, под которой на столике стояла маленькая икона распятия и подсвечник. В нише хранились святыни в мощевике. Преподобный Феодосий более ста лет прожил на кавказской земле и помог многим людям. В Покровском храме Минвод покоятся мощи старца.
До начала Крестного хода староста храма святого князя Владимира из села Петелино пригласила на предстоящий праздник Крещения Руси: «В Ялуторовском благочинии, в селе Петелино есть храм, Свято-Владимирский храм. Он у нас заложен был в 1895 году, деревянный, замечательный, красивый храм. Я приглашаю всех паломников к нам на престольный праздник 28 июля – Божественную Литургию проведёт Сергий – он настоятель храма – замечательный, добрейший».

В это время Отец Сергий благословлял выходящих прихожан с иконами на Крестный Ход. После службы казаки аккуратно сняли храмовую икону, поставили её на носилки, взяли хоругви и первыми вышли из храма. Накануне вечером они были благословлены видением летевшего в небе ангела. Под молитву вынесли икону Казанской Богородицы, бережно держа тяжёлые носилки. Ход с иконами и хоругвями шёл степенным шагом.
Немногочисленные прихожане прошли возле небольшой поляны, огороженной кольями, и поклонились блестевшему золочёному поминальный кресту возле стоявшей каменной плиты с надписью: «Оглянись, здесь была деревня Романово до 1969 года». Колокольный звон посеребрил тучи сурового неба.
Под молитву батюшки казаки аккуратно занесли икону в храм и бережно поставили на место, закрепив к постаменту.

Батюшка осенил всех крестом: «... Да, действительно, братья и сестры, была печальная трагедия – сгорел Чимеевский храм, сгорела Чудотворная. Но, как бы то ни было, главное – исповедь и причастие. Вот это и есть, что нас объединяет. Слава Богу, в России немало святынь, и у нас тоже есть: мощевик, икона Божьей Матери Казанской. Когда открыто сердце человека для молитвы, можно в любом православном храме молиться и причаститься. Много было моментов чуда, Романовский храм особенный – нет населённого пункта: молитва спокойная, здесь особая благодать.  Даже в соборе нет столько святынь, сколько имеет Романовский храм».

Староста рассказал про чудеса, связанные с этим местом.
- На этом месте церковь и была.  Лет десять назад ко мне явилось чудо. Дочка первоклассница болела астмой. Я прошёл соборование и всё прекратилось. В тот год решили установить здесь церковь. Мы и не знали, с чего начать.  Батюшка показал за алтарь и говорит: «Ты приезжай и читай здесь правило утреннее».
Тут были тропки натоптаны в зарослях крапивы и конопли. Явился ко мне сухонький монах в белой одежде и говорит: «Всё, что вы здесь делаете, ничего у вас не получится.»  Возвращаюсь позже, к развалинам пришёл – и опять передо мной встал тот инок: «Через два дня из Абалакского монастыря приедет батюшка, попроси, чтобы он отпел невинно убиенных монахов – Арсения, Вениамина и Бориса». Приезжаю к отцу Георгию: «Сегодня ко мне монах явился второй раз». Он и говорит: «Бес может в любом обличии явиться. Ну, давай действовать». Через два дня отец Георгий представил: «Из Абалака отец Артемий приехал у нас послужить». Я ему всё рассказал на исповеди. Отпели этих троих монахов, поставили крест на пригорке. В надписи имена троих не стали писать -   других безымянных почтили тоже.
Для стройки нужно было десять тысяч штук кирпича –  купили только четыре. Трактором выровняли площадку, но кирпич выходил из земли – собрали, увезли - на день хватило. Его с новым кирпичом выкладывали по периметру на стену толщиной восемьдесят сантиметров. Собрали кирпич на завтра, утром пришли – опять кирпич лежит. И так каждый день. Пока стройка шла, шесть тысяч штук кирпича из земли вышло. Кирпич был вокруг – выходил, выходил...  В стены его и вкладывали. Цемент закончился. Каменщики стали собираться: «Всё, переодеваемся и домой поедем».  Зашли в вагончик на обед, слышим -  машина гудит. Подъехала «Газель». Вышел водитель:
– Полдня ищу вас, где вы тут, найти не могу.
- А что ты нас ищешь-то?
- Ну, цемент вам с Тюмени отправили.

Полторы тонны привезли! Во двор загнали машину и перенесли к стройке. По сей день неизвестно, кто отправил.
Высший дар природы – жить,
чем его измерить?
Чудо надо заслужить,
увидев – поверить.

***
Поездка в Романово, что в 60 км от Тюмени, была духовно и исторически информативной, Благодатная церковная служба была проведена батюшкой Сергием из Ялуторовска. Крестный ход вокруг маленькой церкви с троекратным обходом Большой храмовой иконы завершился проходом паломников под иконой. Поминальный крест служителей храма стоял поодаль. Отмечено место бывшей разрушенной революцией станицы - большой пустырь. Староста церкви Казанской Божьей матери рассказал историю станицы Романово, о чудесах, проявившихся на этом месте, о возрождении церкви. Казаки, приехавшие на службу, рассказали, что накануне вечером узрели летящего ангела и сняли себе на видео. Староста храма Святого князя Владимира соседнего села  Петелино Ялуторовсского района Лидия Павловна Решетникова увлечённо рассказала  о своей церкви, о проведении храмового праздника Крещения Руси и приглашала всех паломников приезжать к ним, рассказывая о том, как торжественно  проводится этот день, как хлебосольно встречают гостей. Служит там так же отец Сергий - удивительно добрый и умный человек. 

2019, 21 июля.  Село Романово, Храм Казанской иконы Божьей матери

Однопрестольная Богородице-Казанская церковь в селе Романово Ялуторовского района строилась всем миром на пожертвования прихожан в 1876 году. Со всей округи везли куриные яйца для раствора кирпичной кладки.
По легенде цесаревич Александр Второй посетил село проездом из Тюмени После революции церковь стала складом, потом клубом – до разрушения. Потом скот угнали новые хозяева страны, школу закрыли. Жители покинули Романово, и в конце двадцатого века села не стало.  Остался на пустыре полуразрушенный храм со сброшенными колоколами. В новом веке началось возрождение страны после перестроечного мрака, и было решено возродить церковь. Жители окрестных деревень собрали деньги, кирпич, стройматериалы. Нашлись и благотворители. В 2007 году в недостроенной церкви был отслужен первый молебен. Спустя три года на храмовый праздник в возрожденный храм прибыли паломники из Тюмени, Ялуторовска, окрестных деревень, казаки из Тюмени и поселка Слобода-Бешкиль Исетского района. Маленькая красивая церковь уже была не одинока на огромном пустыре, и встречала гостей колокольным звоном.


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию