О давнем

 
1. Начало

     История возникновения посёлка им. Менделеева города Комсомольска-на-Амуре непосредственно связана с историей развития одного из колоссов машиностроения страны – Авиационным заводом им. Ю.А. Гагарина.

     Этому находится подтверждение в существующих материалах городского Краеведческого и Заводского музеев. В экспозициях соответственно присутствуют  подборки фотодокументов,  диорамы исторического строительства посёлка и завода, а также художественное произведение одного из городских художников – картина, зафиксировавшая мгновение стройки во многих подробностях.  Однако историческому материалу никогда не помешает подкрепление  для познавательных целей, а также для растущих современных духовных и социальных запросов комсомольчан, особенно подрастающего поколения.

     Поэтому тема  разговора о посёлке Менделеева, больше известного в городе места  под названием Старая Площадка или просто Площадка, представляет собой для исследований обширный круг краеведческих, исторических и воспитательных интересов. С целью нахождения материалов о прошлом времени поселян особенно ценны  воспоминания их продолжателей: детей, внуков и правнуков бывших, а также горожан.

     Почему у посёлка возникло второе название - Старая Площадка? Этому факту существует простое, но важное для  реализации проекта объяснение. Необходимо пояснить, что проектное место расположения авиазавода, близкое к реке Амур, из технологических, практических соображений было выбрано самым выгодным для деятельности и строительства производства. И оно, это место, было задействовано. Фотографии того времени,  дошедшие до нас, зафиксировали  военные палатки, деревянные вспомогательные конструкции, привезённое строительное оборудование и непосредственное начало подготовительных работ. Как свидетельствуют документы, позже здесь же  была построена площадка для первого механического корпуса Авиазавода. Работа успешно продвигалась, но вскоре руководству  стройки стало известно серьёзное препятствие для места нахождения производства: в большие наводнения мощная река затапливает эти равнинные места.
       Поэтому было принято срочное решение перенести стройку на  другое, более благополучное, место, что и произошло чуть позже.   И первый камень фундамента с заложенной в его основание капсулой с  приказом о воздвижении Авиазавода, был заложен  на несколько километров юго-западнее первого места стройки. Шёл 1934 год.
       А за местом первоначальной стройки на берегу Амура так и закрепилось в народе название - Старая Площадка (Площадка), которое за время работ успело разрастись в большой населённый пункт. В официальных документах он был зафиксирован посёлком им. Менделеева.
      Казалось бы, обоснованное  обстоятельство переноса… Но сколько психологизма в нём скрыто временем? Потомкам осталось только название – Старая площадка и, уже теперь, возможно, не всем  известный её исторический смысл. И всё-таки, штрихом утешения населению посёлка  Менделеева в  близкой важности  к биографии Авиазавода является тот непререкаемый факт, что для горожан это место под названием Старая площадка (Площадка) остаётся широко известным до сих пор. Оно крепко вросло в бытовую городскую жизнь.

        *********
        Перенос строительства на новое место повлёк необходимость постройки в близкой к нему доступности  жилищного массива для рабочих. А новым местом размещения стал посёлок,  построенный на месте нанайского стойбища под названием  Дзёмги (в переводе с нанайского: Берёзовая роща). Вскоре оставленное название - Дзёмги закрепилось и переросло в  административную единицу города: в  Ленинский район. В настоящее время он имеет название – Ленинский округ города.

В связи с произошедшими переменами в расположении Авиазавода роль посёлка Менделеева, как кадрового структурного подразделения завода, была ослаблена и со временем, учитывая рост населения Дзёмог, а также других районов  города, постепенно теряла своё первостепенное значение. Но, тем не менее, ещё долгие десятилетия не утрачивала его, оставаясь  местом проживания кадрового костяка специалистов авиазавода . До сих пор, спустя почти восемь десятков лет,  определённое число его жителей, продолжают оставаться работниками завода, сохраняя традиции своих родственников-первостроителей, к тому же, которые , имея юридическое право, оставили за собой  их дома с земельными участками.
 
         ********   
         О Старой площадке известно, что это место  с момента своего возникновения было знаменито своим трудолюбивым народом. Первоначально, конечно, высокий тон в этом задавала запланированная стройка Авиазавода – вокруг нее,  начиная с палаток, размещается, перерастая в деревянные дома, жильё рабочих. В то далёкое время, тридцатых прошлого века, оно строилось быстро, особенно частный сектор, государство в этом было заинтересовано и помогало обосновываться рабочим на новых местах. Люди, имея свои дома, разводили хозяйство, разбивали огороды и посадки, этим обеспечивая семьи многими продуктами, таким образом, бытовая жизнь, налаживаясь, входила в заведенное исподволь русло.
         Шло время, численность города быстро увеличивалась. Население Старой площадки также со временем росло.         
         Здесь с начала застройки нашли места для своего проживания не только профессионалы разных уровней и специальностей, привлечённые с целью возведения Авиазавода и работы в нём, но также посёлок постепенно наполнялся приезжающим на новостройку народом разных национальностей со всех концов страны. Приезжали семьями и индивидуально по собственному желанию, по призыву и организованному набору, а также в качестве переселенцев (из оккупированных фашистами во время ВОВ территорий) из  западных республик страны, Приамурские старожилы, охотники и рыбаки, а также освобождённые после исправительно-трудовых лагерей. Все находили для себя работу, как в городе, так и здесь, в посёлке.
        К кадровой политике в то время относились очень  строго, что было важным и необходимым для возведения промышленного города с его инфраструктурой. Это был период, когда обеспечение рабочих жилплощадью и рабочими местами не делилось на первостепенные и второстепенные, т.е. для города или для посёлка. Всему придавалось большое и чаще, комплексное значение, поэтому производственная база города росла  параллельно жилищному строительству. Каждое производство было обязано обеспечить жильём своих рабочих, что в действительности имело систематический и плановый характер. Понятно, что строительным материалом, при этом, в основном, была древесина. Новый город застраивался быстро и первоначально был деревянным.

        В то далёкое время приехавшие на стройку заводов и города дипломированные специалисты организовывали, поднимали эти дальневосточные земли вместе с рабочими разной  квалификации, а часто вообще не имеющей её. Не считаясь с затратами, город вырастал из тайги, со своими градостроительными предприятиями, как форпост Дальнего Востока, защитником территории страны с воздуха и воды.
Сюда в глухие, далёкие и, до 1932 года, дикие места направлялись выпускники и специалисты из самых престижных высших и средних учебных заведений страны. Среди них были инженеры, техники, строители, научные кадры, педагоги, медработники, военные, артисты, музыканты и многие, многие  представители других специальностей. Они были все нужны в молодом городе, а, находя работу, жильё, видя свою необходимость здесь, люди решали свои личные вопросы и обзаводились семьями, рожали детей, внуков, обосновываясь здесь надолго, часто навсегда.*
        И это имело отношение и к  Старой Площадке,  поскольку в дальнейшем,  стали известны многие авторитетные фамилии руководителей и ведущих специалистов, оказывающие влияние на развитие завода, города, края и страны, которые с честью несли свою родословную из этих мест. 

        ********
        Автору этой статьи довелось непосредственно проживать здесь в течение четырёх лет, пришедшихся на учёбу в одной из трёх школ – в средней школе № 46. Память на всю жизнь сохранила и  впитала в себя внешний облик  посёлка 60-х годов 20 века с разнообразной деревянной и редко кирпичной постройкой  жилых домов и всей необходимой инфраструктуры: магазинов, столовых, больницы, школ, дорог, библиотек, клуба и всего прочего, необходимого и выстроенного для жизни людей.

        Известны постоянно работающие здесь культурные центры, очаги досуга, занимающиеся  проведением и организацией отдыха рабочих в свободное время.  С этой целью  в посёлке, помнится, был и успешно работал Клуб. Он размещался в капитальном, специально построенном  здании, с вместительным зрительным залом, с просторным оформленным фойе и отдельными помещениями для касс, который в дни праздников предоставлял свою большую сцену самодеятельным и приезжающим исполнителям. Эти стены, если бы сохранились, вспомнили бы  выступление школьного хора в честь дня Выборов и меня в качестве запевалы одной из популярных тогда песен. Именно сюда в  воскресные дни устремлялись души всего детского  населения Старой Площадки, выпрашивая у родителей скромные копейки на билеты.

        На Площадке, почти с первых дней её существования, работал в летнее время необыкновенно важный культурный объект. Не преувеличу, если назову его истинной достопримечательностью города, которая оказалась недостижимой для современного Комсомольска-на-Амуре.
       Здесь, на берегу Амура, находилась его гордость  – Водная станция. Она была необыкновенно популярна в народе всех возрастов очень долгое время.  Её значение  летом мог оценить не только неиспорченный цивилизацией человек тех лет, но и наш современник, даже позавидовать давним счастливчикам, бывавшим здесь когда-то! 
(Цитирую небольшой отрывок из повести Помеченные солнцем, рассказывающий об этом культурном  сооружении. Его давно нет, жаль! Сейчас здесь расположен грузовой порт!)
               
        … «Городской пляж, который находился на Водной станции, олицетворял собой мир праздника отдыхающих и мечты работающих.

    Голубые с белым дощато-ажурные стены её, современные в то время по своему архитектурному замыслу, сияли свежей краской и, принимая все новые порции желающих отдыха, казались резиновыми. Нагруженные сумками с продовольственными припасами и спортивным снаряжением, люди группами и в одиночку двигались с автобусной остановки к реке. Было шумно, весело и радостно.

    Здесь принимали всех, приветствуя громкими звуками радио и слегка трепещущими на легком дуновении стягами и разноцветными флажками.
Купив билет и оказавшись на территории пляжа, отдыхающие попадали в место, казалось, отгороженное от изнурительного солнечного зноя, бодрящего и освежающего одним только видом массива воды, в место бесконечно счастливых голосов и улыбающихся лиц.

    На песчаном, светлом и чистом берегу часам к двенадцати уже трудно было найти свободное место. Опоздавшим приходилось расселяться дальше от воды – на траве и даже под деревьями, у забора – на границе пляжа. Целый день работал буфет с непрерывной очередью осаждавших его с целью приобрести там свежие пирожки и ситро. Заполненными были и два «солярия», представляющих собой отгороженные дощатым забором места для желающих позагорать на деревянных лежаках.

    На пляже не только отдыхали, играли в волейбол, наслаждались плаванием в бассейнах и в открытой воде, но и знакомились, влюблялись, назначали свидания и просто отходили от житейских проблем»…

       ********

      Вспоминаются необыкновенные, широко мыслящие и глубоко образованные люди, которые своим интеллектом  распахивали наши детские глаза, как окна, в жизнь, пуская в неё свет, и  чьи образы не потеряли своих красок, став пожизненными кумирами многих учеников и  украшением их жизни без времени. Прежде всего, конечно, это относится к незабываемым и великолепным, скромным и строгим педагогам – учителям, чисто Божьего промысла, которые ехали в эти малообжитые места из больших городов европейской части страны, посвящая свою яркую часть жизни молодёжи. К успехам их воспитательной работы можно отнести известные в городе, в крае и в стране имена учеников, которые строили город, заводы, делами машины, самолёты, растили детей, смыслом жизни которых были добрые дела.
         Где  они, эти люди-патриоты того времени? Что стало с ними? Об их судьбах мы знаем очень мало.То же относится к представителям других профессий: медработникам, библиотекарям, милиционерам и т.д. История их жизней остаётся в тени, но представляет большой интерес для нашего и будущего времени. Хотелось бы знать ушедший в прошлое образ жизни, мотивацию поведения (во благо чего они работали, любили, их приоритеты и т.п.), сохранение традиций и многое другое.  Интерес представляют так же, как и люди, конкретные места их работы.
Безработных тогда не было, бомжей также – эта категория лиц была вне закона.

        ********
        Известно, что непосредственно в посёлке, а также в близком радиусе  его окружения возникло и продолжительное время существовало несколько крупных городских производств, маленьких фабрик и мастерских, обеспечивающих растущие нужды горожан, и чья выпускаемая продукция была широко известна – необходима населению. К таким  производствам, прежде всего, относятся занимающиеся  переработкой древесины, рыбы, изготовлением мебели, металлоконструкций и многим другим.
        Следы существования некоторых из них потеряны. Известно лишь, что они были  важны когда-то для занятости работой жителей Старой Площадки и горожан, и, конечно, известны для потребителей вырабатываемой продукции населению города, края, страны.
       Но есть и другие, которые не только  выжили до наших дней, но и остаются  действующими.

       Здесь, в недалёкой близости от Старой Площадки и от окраинной городской черты, находились многоплановые, можно сказать, кладовые города.
Они начинались за поворотом Хорпинского шоссе, которое, к тому времени, успевает пересечь весь жилмассив посёлка, и асфальтно-сЕро  до сих пор движется на север, почти вдоль русла Амура.

       Вдоль дороги, справа, заняли  живописную территорию   берега нашей могучей реки и уподобляясь нанайскому стойбищу, громадные резервуары, представляющие собой  локальные  охраняемые объекты городского Нефтезавода.
      
       А вот чуть дальше та же известная дорога подводила  к  загороженному, просматриваему издали через деревянную ограду, небольшому заводику Металлоконструкций под названием ЦРМ. Здесь умели делать многое по мелким заказам. Имелся обновляемый станочный парк, где мы школьниками осваивали токарные работы на уроках труда, нарезая резьбу на болтах и гайках. Здесь имелось достаточно технического оснащения для  работы станочников, сварщиков, резчиков  и других специалистов, проживающих недалеко в деревянных домах, в том числе, и в посёлке.

         Это был скромный производственный объект. Но однажды он плохо прославился. Это произошло после случая изготовления самогонного аппарата в его стенах...  Позже выяснилось,  что кто-то из рабочих даже опробовал его, изготовив самобытное зелье в  тёмном углу и, конечно, его употребляли, наверное, многие. Скоро запретная операция  вскрылась, и  некоторых рабочих выдворили из мастерских по соответствующим нарушениям. Но это было очень давно. Вряд ли эта практика возможна повторению.

         Хорпинское шоссе уверенно вело своё прямое движение на север, но здесь, около ЦРМ, внезапно обретало свой благоустроенный отросток, чётко ведущий движение транспорта на берег.

         А, если, поверив  чистоте поверхности этого небольшого ответвления дороги,  свернуть на неё и проехать метров двести вперёд, то можно было надёжно остановиться от ароматов и вкусных запахов у громадных и крепких ворот Комсомольского-на-Амуре Рыбокомбината. Капитальный массив его корпусов из красного кирпича компактно занимал громадную территорию, включая береговую линию реки со своими механизированными причалами и с  различным  специальным оборудованием.

         Это было серьёзное широкопрофильное предприятие Пищевой промышленности. Комбинат занимался многолетней и систематической переработкой различной рыбы и океанских морепродуктов, поступающих из рыболовецких колхозов Приамурья, Приморья. В результате   эффективной работы
Комсомольского-на-Амуре рыбокомбината выпускалась высококачественная  рыбная продукция, известная  на всю страну. Воспоминания о бывшем его ассортименте вызывает великолепные вкусовые ощущения, непознаваемые сегодня. Здесь варилось, солилось, коптилось, жарилось всё, что гуляет в водах морей, рек и озёр Дальнего Востока.  Речные суда, железнодорожный и авиатранспорт доставляли нашу продукцию по всей стране. Не оставались пустыми и полки городских магазинов, они ломились от изобилия ассортимента комбината, начиная от деликатесов,типа чёрной и красной икры в разной расфасовке, заканчивая пирожками с различными начинками, особенно популярными у школьников всех возрастов.
К Рыбокомбинату примыкал небольшой жилищный участок из двухэтажных домов, построенный для своих рабочих.

           От Рыбокомбината,  шоссейная дорога вела к производству Нижнего лесосклада. В это место дешевым способом, а именно сплавом, доставлялись по течению  Амура из верхних леспромхозов  плоты в, так называемых, кошелях с древесиной. Они разбирались здесь, на берегу, поднимаемые механизированными  транспорёрами из воды, сортировались специалистами и доставлялись на переработку и механическую штабелёвку. Из этих мест выходила первоклассная готовая строительная продукция в виде деловой древесины, бруса, досок, а также дешёвой продукции для нужд населения в виде дров и, так называемого, горбыля и т.д. В шаговой доступности от производства было построено приличное деревянное жильё для рабочих.

           Если двигаться дальше по прежней шоссейной дороге, можно  было попасть на одно из сельскохозяйственных угодий города – Совхоз Хорпинский, который относился к промышленной структуре авиазавода. Он занимал площади на берегу, заросшему черёмухой, Амурской протоки. Совхоз  в своей основе был застроен частным разнокалиберным жильём, да красовался свежестью одной новой улицы, состоящей из стандартных двуподъездных домов, построенных из бруса. На этом фоне исключением являлось кирпичного здание Правления. Основная производственная база представляла собой капитальные животноводческие многопрофильные фермы и сопутствующие поля  кормового земледелия для поголовий скота. Отсюда авиазаводу и городу шли продукты выращенного своими силами мясного и молочного совхозного производства.
           Летом через протоку на Совхозный остров, поросший разнотравьем, осуществлялся сезонный выпас рогатого скота и молодняка.Было заведено дважды в день транспортировать специальной баржей на остров доярок для дойки коров и возвращать их назад, на совхозные склады, с полными бидонами молока. 
         


На это произведение написано 6 рецензий      Написать рецензию