История семьи - история страны

Отец. Часть 3

Пока мы находились на оккупированной территории, отец, волею судьбы оказался в станице Бородинской, что под Кизляром, где руководил уборкой кукурузы. Жил он впроголодь, но мешок с элитной пшеницей берег как зеницу ока. А желающих разжиться пшеничкой было достаточно.

Чтобы как-то заработать на пропитание, отец рисовал портреты станичников, в основном, женщин, за что получал от них хлеб, фасоль, кукурузу, иногда – сало. Тем и питался, а содержимое заветного мешка сохранил. За этот подвиг, а в условиях голодных военных лет – это, действительно, подвиг, отец был награжден медалью «За оборону Кавказа».

Месяца через два отец вернулся в зерносовхоз «Балтийский рабочий», и мы, уже всей семьей перебрались в Ставрополь, на селекционную станцию, которую наши войска освободили весной 1943 года. На Ставрополье отец продолжил заниматься наукой, написал и издал в краевом издательстве несколько брошюр и книг по сельскому хозяйству, постоянно печатался в отраслевых журналах, выступал на радио с лекциями и беседами по своей специальности. Иногда на страницах местных газет и журналов печатались стихи моего отца, и не только к знаменательным датам. Любовь к поэзии, к стихосложению сохранилась у него до самой старости…

Селекционная станция, которую отец восстановил и возглавлял до 1948 года, стала одной из лучших в Ставропольском крае. В 1946 году отец был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

После войны отец продолжил заниматься любимым делом – выведением и селекцией зерновых культур, в основном, твердых сортов пшеницы. Работа эта сложная и кропотливая, и главное – очень долгая. Сиюминутных результатов здесь не бывает.
Запрет на проживание в городах более пяти лет вынуждал отца при смене места жительства каждый раз начинать свою трудовую деятельность и карьеру с чистого листа. В 1947 году он был восстановлен в партии, и с отличием окончил вечерний философский факультет марксизма-ленинизма. В те годы руководители предприятий должны были иметь не только высшее специальное образование, но еще и высшее партийное.

В октябре 1948 года наша семья снова переехала, на этот раз под Нальчик, на Кабардинскую селекционную станцию. Здесь отец трудился заведующим агротехнической лаборатории. В течение многих лет он занимался изучением и выведением новых сортов зерна, используя современные, передовые технологии выращивания зерновых культур.

В 1953 году отец защитил кандидатскую диссертацию, а в 1962 году и докторскую. С 1955 по 1962 год он работал уже в Москве, в Министерстве сельского хозяйства СССР, куда его пригласили после снятия запрета на проживание в городах. Кроме работы в Министерстве отец долгие годы был заместителем главного редактора журнала «Селекция и семеноводство», ученым секретарем отдела ВАСХНИЛа.

Еще до переезда в Москву, весной 1955 года отца, как представителя Кабардинской селекционной станции, имеющего огромный опыт в селекционной работе, направили в Монгольскую народную республику. И, как когда-то выпускников рабфака, членов делегации «приодели»: по индивидуальному заказу сшили всем одинакового цвета костюмы, выдали кожаные туфли, плащи, шляпы. Отец тогда шляпы не носил, и ему, удовлетворив его просьбу, выдали фуражку. Надо заметить, что шляпы отец потом носил постоянно, и с удовольствием, видно кепки и фуражки ему порядком надоели.

Поездка была связана с 55-летием образования Монгольской народной республики, и прошла весьма плодотворно: делегация, которую возглавлял мой отец, посетила несколько сельхозобъединений, машиностроительный парк, опытные сельскохозяйственные станции. Везде их встречали радушно и дарили небольшие памятные сувениры. До сих пор они остаются в нашем доме, напоминая об отце и его поездке: это и симпатичная пиала с народным монгольским орнаментом, и тонкой резьбы овечка на пастбище, и сигаретница из красного дерева – вещи, дорогие для меня как память.
 
После ухода на пенсию отец продолжал работать в Министерстве сельского хозяйства, был научным сотрудником лаборатории качества Всесоюзного НИИ зерна и продуктов его переработки, членом ученого Совета, руководителем философского семинара. Им написано более шестидесяти научных работ, выращено много молодых ученых, которые до сих пор вспоминают Суднова Петра Ефимовича с большим теплом и уважением.
Последние годы жизни, а отец прожил до 89 лет, он вместе с мамой почти каждое лето проводил в деревне Заборье, где на небольшой речке, протекающей невдалеке, любил посидеть с удочкой…
Продолжение https://www.proza.ru/2019/05/05/1909