Две жизни

 Беспризорный  спорт  в  детстве и  юности  продлил  мне   и  многим  детям-сиротам  жизнь.  Я  благодарна  тому  Человеку,  кто  подарил   нам,  детям-сиротам  послевоенного времени,  здоровье,  терпение,  силу,  выносливость.  Вся  территория  моего  второго  детского дома  в посёлке  Вятском,  расположенном  в сорока  километрах  от столицы  Республики Марий Эл  Йошкар-Олы,  была  оборудована  спортивными  снарядами.  Беговая  дорожка,  конь,  гимнастические скамейки,  бум,  брусья,  кольца. .. За  детским  домом,  за забором,  - баскетбольное  и  футбольное  поле.  Вокруг  территории  детдома  мы  сами  прокладывали  лыжню,  а  малышам  строили  горки.   Каждое  утро  мы  начинали  с  зарядки.  У нас  не  было  ни  тренера,  ни  учителя  физвоспитания. Наша  всеобщая любимица – украинка  повар  тётя  Даша,  научившая  нас не  только мастерству кулинарии,  но и  рукоделию,   каждый  раз  в  столовой,  особенно  весной,  проверяла  наши  брюки,  платья,  не  мокрые  ли:  купались  в  реке  Ронга   ранней  весной,   когда  река только  что  освобождалась  ото  льда.   А  летом мы  не  вылезали  из воды.  По  словам  Коли  Коваленко,  мальчика  из  Украины,  плавали,  как  крокодилы.  Коля  Коваленко,  уже  взрослый,  спас  и  подарил  жизнь  двум  женщинам: вытащил их из волн  разбушевавшегося  Чёрного  моря  во  время  шторма. Об этом пишу  в  одной  из  глав  повести  «Детдомовец».  По  примеру  Коли  Коваленко  я  тоже  спасла две жизни: семнадцатилетнему  парню на  берегу  реки  Уссури  и  семилетней девочке Светлане,  единственной  дочери  своей  учительницы  русского языка  и  литературы  в  Параньгинском  педучилище и  полковника-офицера из Прибалтики.  Только  что  закончилась  консультация  по  русскому языку.  Завтра  экзамены.  Я  решила  чуть  отдохнуть:  отправилась на  речку  Параньга,  которая  бесшумно  протекала  за   нашим  общежитием.  Вокруг  никого.   Села  на  берег.  Гляжу:  что-то  белое  барахтается  в  реке  у  противоположного  берега.  Подумала – гуси.  Но  нет: на  поверхности  воды  заметила  белые  ботинки.  Не думая  ни  о чём,  с  ног сбросила  туфли,  прямо  в платье  поплыла  к  белым  ботинкам,  уже  успевшим  скрыться  в воде.  Нырнула  -  вытащила  девочку  в  пальто  бардового  цвета,  в  белых  ботинках.  Положила  её  на  колени,  стала  откачивать  -  изо  рта  хлынула  струя  воды,  Девочка  напугана,  открыла  глаза  да  как  заплачет… Вижу:  в  мою  сторону  по  берегу  реки  бегут  двое:  мой  однокурсник,  которого  не было  на  консультации,  и  Зоя,  семнадцатилетняя  девушка-няня.  Зоя  меня  просит,  умоляет,  чтобы  я  не  сказала  о  случившемся  Любови  Алексеевне,  маме  девочки...
  Вечер.  Перед  общежитием,  прямо  перед  подъездом,   зазвучала  музыка,  вальс    Играет  наш  однокурсник-баянист.  Танцы.  Вижу:  в  мою  сторону  направляются  двое,   моя  учительница  по  русскому  языку  Любовь  Алексеевна  со  своей дочерью  Светланой.  Любовь Алексеевна  плачет  и  одновременно  радуется.  Обе  подходят  ко  мне.
-  Мама,  вот  эта  девочка  Роза  меня  вытащила  из  воды… 
  На  следующий  день  сдаю  экзамен  по русскому языку.  Я  уверена,  что  русский язык  для меня -  самый  лёгкий  предмет.  Сочинения,  диктанты  писала  больше  на «пять» -  в этом  мне  помогли  книги.  Ещё  в  детском  доме  с Таней  Сеновой,  соседкой  по  кровати,  бегали  по всем  библиотекам  деревень,  расположенных  вокруг  нашего  посёлка  Вятского.  Все  библиотеки  были  нашими.   Перечитали  всего  Льва  Толстого,  искали,  что  бы  ещё  почитать.  Знала:  Лев  Толстой  для детей  своих  крестьян  открыл  школу,    сам  учил  литературе  и  русскому  языку.  Специально для  детей  писал  рассказы.  С  трудом  находили  именно эти  рассказы  великого Толстого.  Благодаря   книгам,  я  писала  как диктанты,  так и  сочинения  грамотно,  без  ошибок.      
   Дошла  моя  очередь,   вытянула  билет -  учебный  материал  мне  знаком.  Села  за  парту,  чтобы  разобрать  предложение.   Вижу:  Любовь  Алексеевна глядит  на  меня и  снова   плачет.  Мои  однокурсники  знали  о  случившемся  с дочерью  учительницы.   Как  и  положено,  сдала  экзамен  на  «отлично».   После моего ответа  Любовь  Алексеевна  встала  передо  мной,  обняла  меня  и  при  всех  поблагодарила  за  дочь  Светлану.       


На это произведение написано 46 рецензий      Написать рецензию