Мы - чемпионы, мой друг

Любил и люблю футбол! И не только смотреть, но, в первую очередь, любил играть. С самого детства, с первых матчей на условном поле – вдоль нашей тихой поселковой улочки резиновым двуцветным мячиком с воротами, обозначенными двумя половинками красного кирпича. Самое яркое воспоминание той поры: защищаю такие вот условные ворота, к которым бежит кто-то из другой команды с мячом, а за ним – Сашка Андрианов, парень лет на десять меня старше и в массе почти втрое тяжелее. Скажем, у меня тогда около 24 кг было в шесть лет неполных, а у него, соответственно, за шестьдесят. Я выскакиваю навстречу сопернику, он успевает – бьет по мячу и отскакивает в сторону с линии движения Сашки. Мяч, увы, проскакивает мимо меня в ворота. Сашка сшибает меня с ног, я взмываю в воздух… и приземляюсь прямо на его живот. Этот парень успел меня подхватить и, падая, перевернуться на спину. До сих пор помню его испуганный взгляд на меня снизу вверх и вздох облегчения: «Фу-ты, живой!» Вот тогда я и понял, что в футболе мне всегда будет везти.

Среди титулов, завоеванных за футбольную карьеру, которая закончилась не так давно, около десяти лет тому назад, есть и весьма экзотический: чемпион острова Попова 1981 года. Любопытные смогут отыскать сей островок на любой достаточно подробной карте России: ищите сразу к югу от Владивостока в Японском море. Там будет сперва такое пятнышко побольше – это остров Русский, недавно связанный с городом красивейшим одноименным мостом.  А вот следом, чуть поменьше, – тот самый "Попов". Далее идет россыпь совсем уж мелких точек, большей частью необитаемых постоянно: острова Рейнеке, Рикорда, Клыкова и прочие.  Один из парней нашей команды все предлагал включить все эти острова и скалы в географическую зону проведения чемпионата, чтобы титул получился более длинным и звучным.

Оказались мы на острове Попова в тот год не случайно: восемь студентов биофака Харьковского универа, проходящих летнюю ознакомительную практику, прибыли с двумя руководителями и задачей набрать (нанырять) из местного богатого моря как можно больше коллекционного материала на лабораторные практикумы. На футбольную команду явно недокомплект, тем более что из пяти парней двое к футболу были совершенно равнодушны. Но поселили нас на острове удачно – в здании местной школы, которую в течение лета ремонтировали тоже студенты, из Свердловского мединститута. Как-то после работы они вышли с мячиком на полянку перед школой, а тут уж и мы, вернувшиеся с погружений, оказались готовы присоединиться. Совместные футбольные баталии, разговоры… что странно – никакой совместной выпивки, даже не понять сейчас, почему. Наверное, так было принято, а внутренне – так и не тянуло вовсе.

Между тем приближался День рыбака - большой праздник для приморских регионов, приходящийся на второе воскресенье июля. Местные островные власти уже распланировали праздничные мероприятия: концерт, уха на берегу бухты Пограничной, народные гуляния до упаду - и в фигуральном, и в фактическом смысле, ведь это всё еще за 4 года до горбачевского «сухого закона».  А наши свердловчане возьми да и предложи местным: давайте-ка еще и футбольный матч с-организуем! Идея нашла поддержку. Как сейчас, помню рукописную афишу у кинотеатра: 10:00 – ФУТБОЛ. «Студенты» – «Рыбокомбинат». Вход свободный!

Поле на острове было вполне приемлемое: полноформатное, покрытое плотной низкой травой. Небольшие минусы: наклон от одних ворот к другим в несколько градусов да вытоптанные проплешины у ворот. Но для любительского футбола эти недостатки по любым временам – мелочи. Погода выдалась с переменной облачностью, нежаркая. Наша команда – в футболках оттенков красного, смогли таких десяток штук подобрать. Мне пришлось футболочку размера «L» у Галочки – сокурсницы выпросить, поэтому сидела она на мне слегка балахонисто. Соперники вышли в форме из линяло-голубого цвета постельных маек (были раньше такие майки, они вообще по ГОСТу шли двух цветов – белого и вышеупомянутого) и цветастых семейных трусов, как поднятые по тревоге из постелей.  В большинстве своём – ученики старших классов местной школы. Только три мужичка были повзрослее среди них и в более приличной форме: двое низкорослых, невзрачных, а один под 185 см, да под 100 кг весом – сдохнет, думаю, под собственным весом в первые 15 минут. Но как раз у этих-то и физическая форма куда как лучше оказалась.

Зрители собрались, тут же выпивают, шумят, своих подзадоривают. Судья, правда, с нами не бегал: как сел на скамеечку у центра боковой, так и свистел оттуда весь матч. Начали мы игру: Миша с Саней впереди по флангам, я под ними в центре. Первые атаки, передаю неточно… мяч у кого-то из мужичков. Он пасует своему школьнику на фланг, я метнулся наперерез, а тот – уже спёкся. Бежит еле-еле, глаза выпучены, дышит как паровоз. Эх, думаю, парень, не впрок тебе «Прима» из местного сельпо.

В общем, так матч и сложился: мужички у соперника еще шустрили, в обыгрыш шли, рывочки демонстрировали. Один из «маленьких» цепкий оказался – мяч у него забрать, что свернувшегося ежа развернуть. Пару голов они нам спроворили даже. А пропустили шесть. Школьники во втором тайме уже просто статистами по полю шарахались, собственные легкие пытаясь в груди удержать. Финальный свисток зафиксировал итог – 6:2,  есть первая победа! Тут же с мужичком, который покрупнее, и о втором матче договорились. Ровно через неделю рыбаки с промысла вернутся, а среди них, мол, тоже есть парни, которые за владивостокский «Луч» во второй лиге выступали. Но нам не страшно, мы и сами на «колфизе», т.е. чемпионате коллективов физкультуры, фактически третья лига в советские времена, первые «зелёные» за матч зарабатывали.  Не доллары, конечно, а реально зелёные советские трехрублевки.
 
После душа на народные гуляния мы в тот день вышли сперва с опаской – вдруг у болельщиков какие претензии к нам проявятся. Но напрасно опасались. Пока мы к котлам с ухой подтянулись, выпивших среди местного населения уже не оставалось, практически все перешли уже в следующие стадии: пьяные в жвак, пьяные в лежку, и далее по степеням падения. Впечатлило зрелище упившихся и валяющихся под кустами как дрова двенадцати-четырнадцатилетних пацанов. Местные напитки в магазине в те времена имелись: и 72-ой портвейн по «полторы рубли», и водка по пять с копейками, и даже коньяк грузинский пятизвездочный по 20 руб. за бутылку, а для экономных и безденежных – брага да самогон. Пиво на остров, видимо, совсем не возили, а если возили, до прилавков оно не доходило. Не пастеризовали тогда пиво-то, вот и был у него срок хранения как у лимонада.

И вот выходим командой на поле в следующее воскресенье. Денек, в отличие от прошлого игрового дня, солнечный и жаркий. Небо голубое–голубое, море синее–синее, переливается-блестит по левую руку над крышами строений рыбокомбината. У соперников большие перемены, школьников в цветастых трусах уже не видать. В центре нападения выделяется эмоциональным напором плотный темноволосый крепыш, как говорят – ни грамма жира, сплошные мышцы. Трое взрослых из рыбокомбинатовской команды тоже здесь. И другие игроки вполне себе в тонусе. Болельщиков поменьше, чем в день рыбака, но народ посерьезнее – водку без толку не пьянствует и бутылки на поле не швыряет.

В первые минуты завертелась невероятная карусель. Создался настрой, что кто в первые минуты соперника прижмет, тот и выиграет, сначала психологически, потом и фактически. То мы прорвёмся к воротам, то у нашей штрафной мяч скачет от игрока к игроку, то снова Мишка с Саньком навал организуют на чужую «калитку». Надо сказать, повезло, что в первом тайме наша команда «под горку» играла, все же чутка легче было бегать. И вот к минуте пятнадцатой Саня по левому флангу рванулся, сцепился с двумя защитниками, среди них мужичок этот цепкий. Но Саня мяч успел чуть назад в центр отбросить. Я из-за спин рванулся секундой раньше, и вот – уже с мячом перед воротами. Не стал сразу бить, подработал в одно касание, а вратарь стелется под мяч, падает боком, руками правый (от себя) угол пытается закрыть, ногами – левый. Я и подрезал кожаного в сетку прямо над ним подъемом ноги – гол!!

Ан нет, заинтересованные местные болельщики от бровки крик подняли – вне игры мол. И судья, сидящий рядом с ними, свистит уже пост-фактум, как флажком, веточкой показывает офсайд. Я было вспылил: какой там офсайд?! Саня пас назад отдавал, а вокруг него двое защитников плясали. А что я принимал мяч перед воротами один, так кто ж тем защитникам виноват, что меня должны были держать. Но не переспоришь судью, к тому же он фактически из стана хозяев поля. Счёт 0:0, и все заново.

В следующие двадцать–тридцать минут нам тяжело пришлось. Под напором соперника к своим воротам прижались, ничего не получается, а рыбаки нас прессуют. Чернявый форвард в упор по воротам бьёт – штанга! Потом еще раз! Гриша – молодец, отбивает. В конце тайма Мишка вырвался к чужим воротам, ударил.  Мяч валится с ноги, и, кажется, уходит левее. Но нет, в самую точку – попадает-таки в штангу и от нее отлетает в сетку. Тут уж все бесспорно – 1:0, студенты повели. И вслед за этим судья сразу на перерыв свистнул, мы у своих ворот без сил попадали, рыбаки – у своих. Девчонки наши ведро воды приволокли, но я пить не стал, только рот прополоскал да голову намочил – остудил слегка. 

В начале второго тайма рыбаки со свежими силами попытались нас снова прижать. Но мы-то молодые, мышцы в норму быстрее приходят. Уже минут через восемь Саня с Мишкой как по нотам «стеночку» перед чужой штрафной разыграли – 2:0! Потом после углового Сергей третий гол забил головой. Моя очередь подошла (бог – не фраер!), отскок от защитника чудесно на ногу лег – 4:0! За десять минут до конца снова Мишка отличился. И тут не выдержали рыбаки, между собой переругались, плюнули, да и ушли с поля, даже «физкульт-ура» на прощание не крикнули.

Нас это не сильно расстроило. Чтобы закрепить чемпионство, сходили ребята на КПП местной воинской точки, договорились в футбол сыграть в следующее воскресенье. Действительно, подошли в назначенный час солдатики: 10 казахов ростом от 160 до 170 см, да один русский парень под два метра ростом – вратарь. Почти все в сапогах, штанах форменных, голые по пояс. Один из казахов – прапорщик, только он в кедах и щегольском спортивном костюме, своих на поле по фамилиям кличет, а они ему: «Товарищ прапорщик! Товарищ прапорщик! Ну дайте пас!» Но он редко кому пасовал, видимо, по чину не положено. А сам все время требовал: «Караев! Лимонов! Ну-ка мне мяч!» С такими соперниками и их организацией игры матч сразу же превратился в избиение младенцев. Забили мы восемь штук, правда, каким-то образом все-таки один пропустить ухитрились.

С этим и завершился наш чемпионат. Три игры – три победы! Одна, считай, нокаутом. Больше не оставалось на острове даже потенциальной команды, которую можно было бы на матч вызвать. Девчонки наши нам грамоту о чемпионстве выдали, в красках зафиксировавшую славную победу, жаль, одну на всех. И почему я её тогда не сфотографировал?!

Через два года после того чемпионата я закончил учёбу в университете и переехал на работу во Владивосток. Так что довелось мне снова и не раз на острове Попова побывать, по другим уже, правда, поводам. А последний раз посетил остров летом в 2000-ом, когда на соседнем Рейнеке с семьей отдыхал. Проходил и мимо поля футбольного, пока не застроенного, но позабытого – позаброшенного. Исчезла куда-то сетка с ворот, проплешины в штрафных площадках стали куда больше, а возле нижней «калитки» шаловливый ручеек заложил контур будущего оврага.

Быт местного населения в части потребления спиртного здесь сильно не изменился, да и вряд ли с этим можно что-либо сделать. Но вот то, что при этом местное население и в футбол больше не играет, безотрадно. Вот бы ожил посёлок, и разбудили бы затхлую сонную тишину на этом поле звуки хлестких ударов по мячу, и вдохновила бы игра молодежь! И провели бы местные власти снова чемпионат острова. А меня, как единственного из чемпионов 1981 года проживающего на Дальнем Востоке, позвали бы в финальном матче первый удар по мячу сделать.

Бывают у людей и такие мечты.


На это произведение написано 6 рецензий      Написать рецензию